«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Понедельник 6 февраля 2023

В соответствии с существующими требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе главной целью обучения является развитие личности обучаемого, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации. В средней и старшей школе изучение иностранного языка направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение обучающихся к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представлять ее в процессе общения.

Автор: Маланчук Татьяна Егоровна

Место работы: ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №55 имени К.К. Рокоссовского»

Должность: учитель английского языка

Предметные результаты освоения программы по иностранному языку представлены по всем структурным компонентам, составляющим коммуникативную компетенцию.

На значимость игровой деятельности в обучении иностранному языку указывают известные методисты, такие как Е.Пассов, М. Скаткин, М. Стронин, С. Шмаков, С.Петрова, Е. Маслыко, О.Газман, О.Дьячкова, В.Григорьев и другие. Ими изучены основные аспекты игровой деятельности на уроках, а также основные правила организации игр. Одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка являются игры, а в том числе ролевые игры, так как в них активизируются мыслительные процессы и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. Игровые методы зачастую весьма просты по своей организации и могут быть использованы на каждом учебном занятии, и должны соответствовать целям и задачам обучения.

В современном мире игра на уроках английского языка используется большинством педагогов. Наиболее приветствуются такие методы на уроках в начальной школе, так как дети там еще небольшого возраста и изучать иностранный язык посредством игровой деятельности для них увлекательно. Обучающиеся среднего и старшего звена школы также весьма охотно принимают участие в играх, проводимых на уроках иностранного языка. Для них это представляет возможность повысить свой уровень знаний в более интересной обстановке. Однако проведенный нами анализ литературы, опрос учителей средних общеобразовательных школ свидетельствуют о недостаточном использовании ролевой игры на уроках английского языка. Их появление вызвала монотонная и систематическая работа на уроках, что неблагоприятно сказывалось на обучающихся. Однако, не все педагоги прибегают к использованию игр. Это происходит по разным причинам. Иногда нет возможности подготовить игру к предстоящему уроку, иногда сами обучающиеся не приветствуют такую форму обучения и так далее. Ролевая игра имеет большое значение, но используется недостаточно.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что вопросы развития умений иноязычной речи обучающихся с использованием ролевой игры разработаны недостаточно. Ролевая игра – это одна из современных технологий изучения иностранного языка. Использование ролевых игр в ходе обучения является не особенно распространенным процессом, однако, именно такие активные, эмоционально–насыщенные методики способны давать больший эффект для формирования и развития коммуникативной компетенции. В своей работе мы попытаемся выделить теоретические основы использования ролевой игры в обучении иноязычной речи на уроках английского языка на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы.

Анализ методологической и психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что большинство ученых определяют игру как деятельность, которая способствует активизации мыслительной деятельности обучаемых, позволяет сделать учебный процесс интереснее, что, в свою очередь, формирует своеобразный стимул к овладению языком. В центре учебного процесса находятся, непосредственно, сам обучаемый и его активно– познавательная деятельность. И для активизации мыслительных процессов обучающихся, роста мотивации к изучению иностранного языка используются различные приемы. Один из них – это игры. Д. Эльконин считал, что «игра способствует развитию мотивации и умственных действий» [20, с. 48]. Он также отмечал, что игра – это средство развития произвольного поведения. Согласно концепции детской игры, Д. Эльконина, «игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом – особой связи, характерной для детского возраста» [20, с. 47]. Ee возникновение связано нe с действием каких-либо внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с определeнными yсловиями жизни ребенка в обществe. Ученые Н. Березина и М. Фоминых считают, что роль игры в обучении заключается, прежде всего, в том, что посредством нее в класс могут быть привнесены различные формы опыта, структуры, а также большой объем лексического материала [1, с. 4]. Е. Пассов считал игру важной, так как она, по его мнению, формирует ряд определенных навыков, развивает речевые умения и способность общаться. Он писал, что «игра развивает все необходимые для общения способности и психические функции, и способствует запоминанию речевого материала» [15, c.150-151]. Таким образом, можно отметить, что точки зрения всех методистов схожи в том, что, по их мнению, игра в обучении важна и полезна. Анализ изученной литературы позволяет выделить следующие достоинства использования игры в учебном процессе: − способствует развитию речи и мыслительных процессов; − учит четко формулировать свои мысли; − повышает мотивацию к изучению языка и делает процесс обучения более интересным и запоминающимся; − готовит обучающихся к общению на иностранном языке в реальной жизни.

В целом, можно отметить, что использование игры делает учебный процесс более занимательным, улучшает мотивированность высказываний и делает их более аргументированными. О.Музыченко [13, с. 203-204] выделяет четыре главные характеристики, присущие большинству игр: – удовольствие от самого процесса деятельности, а не только от результата; – развитие творческой, импровизационной, активный деятельности; – правила игры отражают ее содержание, логическую и временную последовательность развития; – эмоциональное напряжение – соперничество, состязательность и т.п. Учеными О. Колесниковой [10] и Н. Матвеевой [11] выделены два вида игр: подготовительные, способствующие формированию языковых навыков (грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры); творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений. В то же время не следует забывать, что «использование игр на уроке иностранного языка является не простым групповым развлечением, а главным способом достижения конкретных целей на данном этапе обучения, начиная с «клише» и заканчивая умениями самостоятельного разговора» [2, с.30]. Игры на уроках по иностранному языку могут быть классифицированы следующим образом [18]: – по цели и содержанию (языковые, речевые); – по способу выполнения (устные, письменные; ролевые; функциональные и имитационно-моделирующие); – по уровню сложности (репродуктивные, творческие, на узнавание); – по количеству участников (индивидуальные, групповые, парные, фронтальные); – по типу задач (оперативные, тактические, стратегические); – по функции (подготовительные, рубежные); – по характеру педагогического процесса выделяют следующие игры: (обучающие, тренировочные, познавательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, коммуникативные, психотехнические); – по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные).

Игры, использующиеся на уроках иностранного языка могут быть разделены на несколько групп [2;12;16]: грамматические, лексические, фонетические, орфографические, творческие. Грамматические игры дают возможность обучающимся употреблять в речи фразы, которые содержат определенные грамматические конструкции, создают условия для лучшего погружения в благоприятную атмосферу. Лексические игры предназначены для развития у обучающихся коммуникативных навыков и использования определенной лексики в рамках изучаемой тематики. Фонетические игры помогают тренировать и улучшать навыки произношения, ставить правильную интонацию и звуки, не путать фонемы. Орфографические игры направлены на тренировку правильного написания слов на иностранном языке, а также на развитие памяти. Творческие игры также учат выделять (определять) главную информацию, развивать слух и память обучаемых. Игры такого характера способствуют развитию и формированию навыков аудирования и говорения на иностранном языке.

Игры на уроках иностранного языка играют большую роль при приобретении новых навыков и умений, а также развивают мотивационную сферу обучающихся, создают доброжелательную атмосферу в классе, воспитывают чувства ответственности и взаимопомощи, поскольку во время игры обучающиеся являются единой командой.

Таким образом, игра являет собой универсальный инструмент в работе учителя иностранного языка, помогающий не только активизировать речемыслительную деятельность и познавательный интерес обучающихся, но и раскрыть положительные личностные качества каждого обучаемого. Игровые технологии развивают мотивацию к обучению, учат общаться на иностранном языке в условиях реальных жизненных ситуаций.

Нами была рассмотрена сущность и значение игровой деятельности в обучении иностранному языку, изучены различные точки зрения ученых и методистов о роли и важности использования игр на уроках иностранного языка.

Ролевые игры представляют собой своеобразный учебный прием, при котором обучаемый должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Кроме того, игровая деятельность способствует обучающимся стать более заинтересованными в изучении иностранного языка; помогает интегрировать знания в действии путем решения проблем, изучения альтернативных вариантов и поиска новых творческих решений. Ролевые игры – это лучший способ развить навыки инициативы, коммуникации, самосознания и работы в команде.

Все вышеизложенное дает основание сделать вывод о том, что ролевая игра является эффективным средством развития иноязычной речи на уроках иностранного языка, а также повышает мотивацию обучающихся к изучению иностранных языков в целом.

Список использованной литературы

1. Березина, Н. А. Методические преимущества использования ролевой игры на уроках иностранного языка. / Н. А. Березина, М. В. Фоминых // Молодой учёный. — 2014. — № 5.2 (64.2). — С. 4.

2. Борисов, Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку / Е. А. Борисов // ИЯШ. – 2012. – № 3. – С. 29 – 31.

3. Верещагина, И.Н., Прыткина, Т.А. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка/ И.Н. Верещагина, Т.А. Прыткина. – М. – 2013.

4. Воробьева, Т.В. Ролевые игры на уроках английского языка в начальной школе. / Т.В. Воробьева // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. – 2019. – №4. – С. 3–9.

5. Веселова, П.А. Ролевые игры на уроках английского языка. / П.А. Веселова // Альманах мировой науки. – 2017. – №5 (20). – С. 92–95.

6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – С. 31 – 42.

7. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст]: учебное пособие / Н.Д. Гальскова. – М.: ACDE. – 2005. – 336 с.

8. Гаспарян, Е. Б. Английский язык. Изучение грамматики в ролевых играх. Уровень В2. / Е.Б. Гаспарян. – М.: СИНТЕГ. – 2015. – 148 c.

9. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.: учебник / Н.И. Гез, М.В. Луховицкий [и другие]. – М.: Высшая школа. – 2019. – 345 с.

10. Колеcникова, О.А. Ролевые игры в обучении иноcтранным языкам.  / О.А. Колесникова. – М.: Иноcтранные языки в школе. – 2009. – 167 с.

11. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика. – 2009. – 65 с.

12. Матвеева, Н.В. Ролевые игры на занятиях по английскому языку при обучении устному профессиональному общению (среднее специальное учебное заведение). / Н.В. Матвеева // Автореферат дисс. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 16 с.

13. Музыченко, О. В. Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе. / О. В. Музыченко // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 527–529.

14. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение. – 1991. – 208 с.

15. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. / Е. И. Пассов. – М.: Русский язык. – 1989. – 276 с.

16. Семенова, Т. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. / Т.В. Семенова. – М.: Новая школа. – 2005. – 39 с.

17. Скалкин, В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. / В.Л. Скалкин. – М.: Русский язык. – 2011. – 113 с.

18. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам.: продвинутый курс / Е.Н. Соловова. – М.: АСТ: Астрель, 2019. — 272 с.

19. Фоминых В. М. Ролевая игра при обучении английскому языку.: методическое пособие для преподавателей. / В.М. Фоминых. — Красноуфимск: «Объединение Лагран». – 2018. — 246 с.

20. Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. – М: Педагогика. – 1978. – 250 с.

Комментарии закрыты.