«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

БИНАРНЫЙ УРОК: ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Четверг 2 марта 2023

Вопрос определения понятия образовательной технологии претерпевает некоторые изменения в системе российского образования. Современные образовательные технологии по ФГОС трактуются сегодня как «совокупность приёмов, методов и способов педагогического воздействия, способствующих достижению значимых задач учебно-воспитательного плана, которые должны реализоваться согласно разработанной системе с учетом исходных образовательных условий, компонентов индивидуализации, реакции ученической общественности, и при этом гарантировать достижение ключевой цели воздействия» [4].

Автор: Шейкина Светлана Станиславовна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 имени Ф.Г. Логинова г. Волжского Волгоградской области»
Должность: учитель географии

Автор: Зинина Нина Александровна
Место работы:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 имени Ф.Г. Логинова г. Волжского Волгоградской области»
Должность:
учитель английского языка высшей категории

Автор: Малюгина Светлана Семеновна
Место работы:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 имени Ф.Г. Логинова г. Волжского Волгоградской области»
Должность:
учитель английского языка первой категории

Задача педагогов заключается в том, чтобы превратить традиционный порядок школьного обучения в поступательный процесс развития личности школьников. Осуществить эту задачу можно посредством применения широкого круга современных образовательных технологий.

Требованиям новых образовательных стандартов, обуславливающих необходимость формирования у будущих выпускников метапредметных компетенций, наиболее полно отвечает технология интегрированного обучения, предусматривающая объединения разных понятийных систем в границах одного занятия.

В рамках технологии интегрированного обучения следует выделить такие типы урока как «интегрированный» и «бинарный» урок. Оба типа урока основаны на межпредметных связях и способствуют тому, чтобы знания представали перед учащимися целостными и взаимосвязанными. Но если на интегрированном уроке обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов, то бинарный урок-это нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей. Бинарный урок является разновидностью интегрированного, его ведут два преподавателя. Это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся и вызывает высокую мотивацию к обучению. Целью бинарного урока становится создание условий для практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Бинарный урок позволяет создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся, так как учащиеся получают возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем.

Говоря о современном школьном иноязычном образовании, следует особо отметить, что методика преподавания иностранных языков предлагает широкие возможности для реализации интегративного подхода, поскольку любой язык, не являющийся для учащегося родным, может вполне успешно стать основой для изучения различных предметов на любой ступени образования. В зарубежной педагогике методика интегрированного обучения носит название CLIL (Content and Language Integrated Learning), т.е. интегрированное обучение содержанию (система знаний и умений) и языку. Сам термин был придуман Дэвидом Маршем (Университет Ювяскюля, Финляндия) еще в 1994 году он писал, что «CLIL имеет отношение к ситуациям, в которых учебные предметы или часть учебных предметов, изучается на иностранном языке и имеет двойную цель изучить предмет, изучая при этом иностранный язык» [3, с.2]. Эта методика позволяет учащимся исследовать географию, литературу, биологию, физику и другие учебные дисциплины посредством иностранного языка. Иностранный язык как учебный предмет беспредметен. Язык выступает средством, носителем информации – общекультурной, общечеловеческой [1, с. 32].

Бинарные уроки с элементами технологии CLIL позволяют включать чувственный, эмоциональный компонент в процесс обучения иностранному языку. Слова иностранного языка не должны жить в сознании ребенка в своей абстрактно-логической форме, поскольку это может служить одной из причин непрочности «сохранения иноязычного слова в памяти, затруднений его актуализации» [1, с. 29]. Один из ярких представителей гуманистического направления в педагогике Иоганн Генрих Песталоцци в своё время указывал на необходимость обучения «mit Kopf, Herz und Hand», как на важнейший педагогический принцип, который способен значительно повысить эффективность изучения иностранных языков. С этой целью он использовал целостный урок, который обращался к голове –Kopf (духовному), сердцу – Herz (нравственному), так и к руке – Hand (трудящемуся). И сегодня эти так называемые социальные навыки снова становятся все более важными. «Эмоциональный интеллект», например, сейчас является одной из ключевых квалификаций профессионального мира.

В нашей школе стало уже традицией проведение бинарных уроков в рамках ежегодной метапредметной недели. Нами был разработан и проведен бинарный урок английского языка и географии в 5 классе по теме «Великие путешественники и мореплаватели». Проведению урока предшествовала подготовительная работа, которая включала в себя отбор учебного материала, разработку учебных заданий, отбор методов и приёмов проведения урока, продумывание его этапов и их включение в общую канву урока, подбор наглядного материала. Следует особо отметить, что успешная подготовка и проведение бинарного урока предполагает психологическую совместимость преподавателей. Поэтому на этапе подготовки урока особое место отводилось созданию системы взаимодействия педагогов, распределению ролей и зоны ответственности. Содержание урока включало организационный момент, введение в тему урока, формулировку цели и задач в ходе обсуждения, работа учащихся в группах с кейсами заданий, рефлексию, подведение итогов урока и оценивание. Целью урока было изучение великих географических открытий, великие путешественники и результат их путешествий. В ходе урока был поставлен ряд задач:

-дальнейшее совершенствование лексики по географической теме и отработка произносительных навыков;

-развитие социокультурной компетенции через знакомство учащихся с географическими открытиями;

-развитие коммуникативной компетенции.

Были сформулированы следующие планируемые результаты урока:

-предметные (развитие навыков чтения с извлечением полной информации, развитие навыков монологической речи на заданную тему, работа с географической картой);

-метапредметные (формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей, определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль;

-личностные (осознание значимости естественных наук, умение работать в паре и самостоятельно, повышение мотивации к изучению английского языка и географии, готовность и способность учащихся к саморазвитию).

Особое внимание на уроке уделялось таким видам речевой деятельности как чтение и говорение.

В начале урока учитель географии, используя приём «подводящий диалог», предоставил возможность учащимся самостоятельно определить тему урока и цель. Для этого учитель использовал иллюстрации и приготовленные ранее специи в пакетах. Дети легко вступали в диалог, демонстрируя свои знания, определяя при этом страны, из которых могут быть привезены эти пряности. После этого учащиеся сформулировали тему урока, а исходя из нее, поставили  цели урока.

Учителя английского языка выяснили у учащихся, любят ли они путешествовать и каковы основные причины, по которым люди отправляются в путешествия. Прежде чем дети приступили к выполнению заданий в кейсах, учителя английского языка провели фонетическую зарядку с теми лексическими единицами, которые могли вызвать трудности и ошибки при произношении (географические названия и имена первооткрывателей).

На основном этапе урока учащимся было предложено поработать в группах с кейсами заданий. Класс был разделен на 4 группы, и первое задание включало в себя работу с текстами о первооткрывателях. Кроме того, каждая группа должна была выступить с информацией об одном из путешественников, которую они узнали из текста. Так, первая группа сообщала о Христофоре Колумбе, вторая об Афанасии Никитине, третья и четвертая, соответственно, о Васко-да Гаме и о Фернане Магеллане. Затем, учащиеся выполняли задания к тестам, которые проверялись учителями английского языка во фронтальном режиме.

Второе задание предполагало работу с контурными картами (номенклатурой), при этом проверялись знания объектов на английском языке и место расположения их в системе знаний по географии. Учащиеся в группах, работая по контурным картам, обозначали стикерами моря, океаны, материки, острова, которые были открыты великими мореплавателями и путешественниками в результате их путешествий и экспедиций. Результаты работы учащихся были размещены на доске и учителя оценивали правильность выполнения задания. Это задание основывалось на одном из приемов методики CLIL-«графическом органайзере». Это особый инструментарий письменной коммуникации, использующий графическую нотацию для репрезентации знаний, концепций, идей, а также взаимосвязей и отношений между ними. Учащиеся смогли самостоятельно воссоздать маршрут мореплавателей и наглядно увидеть масштаб этих важнейших для человечества географических открытий, сравнить эти маршруты и тем самым, прочнее усвоить изучаемый материал. Третье задание предназначалось для закрепления изученного материала и выполнялось под руководством учителя географии. На слайде презентации учащимся были продемонстрированы названия культурных растений. Обучающиеся выбирали те из них, родиной которой была Индия. Завершающее задание, приготовленное учителем географии, было направлено на развитие читательской грамотности. Учащиеся осуществляли самопроверку в соответствии с ключами, размещенными на слайде. В конце занятия была проведена активная рефлексия и подведены итоги урока с выставлением отметок учащимся. Впервые на нормативном уровне в рамках ФГОС закреплено требование реализации метакогнитивных приёмов самооценивания на каждом занятии [2, с.31]. На данном уроке был осуществлен такой приём. Всем учащимся раздали   рисунки в форме солнца, на лучиках которого дети писали, что нового они узнали на уроке и чему научились. Все рисунки с высказываниями были помещены на доску с изображением одного большого Солнца. Домашнее задание носило креативный характер.  Дети должны были на английском и русском языках составить рассказ по теме  «Путевые заметки современного путешественника об Индии».

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, использование методов CLIL технологии и приемов интеграции, делает изучение языка будет более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач. Попадая в ситуацию общения на иностранном языке, учащиеся оказываются неспособны показать свои знания в определенных областях таких как: педагогика, медицина, культура искусство и т. д. без знаний иностранного языка. А значит, они не имеют возможности общения в профессиональном контексте. Таким образом, умение общаться, на иностранном языке в профессиональном контексте становится, в конце концов, приоритетным. Кроме того, обучающиеся имеют возможность лучше узнать и понять культуру изучаемого языка, что ведет к формированию социокультурной компетенции учащихся. Обучающийся пропускает через себя достаточно большой объем языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду. Необходимо также отметить то, что работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса обучающегося предметной терминологией и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений в жизни на практике.

Приложение 1

Тексты о путешественниках и их открытиях

-Ученик (1) рассказывает о путешествии Колумба и показывает его путь по карте.

Christopher Columbus was an Italian explorer (исследователь) who discovered the American continent. He was born in 1451 in Italy. Columbus began his first voyage in 1492 from Spain.  He sailed across the Atlantic Ocean and then he sailed from island to island in the Caribbean Sea until he reached some land. He didn’t realize (не осознал) that he arrived in a new part of the world. He thought he was in India. For this reason (по этой причине), he called the natives who lived there the Indians.

-Ученик (2) рассказывает о путешествии Афанасия Никитина и показывает его путь по карте.

Afanasiy Nikitin was a Russian merchant |ˈmɜːtʃ(ə)nt| (купец) from the city of Tver. He crossed three seas: the Black Sea, the Caspian Sea and the Arabian Sea. Nikitin spent more than two years in India travelling to different cities and describing everything he saw.

-Ученик (3) рассказывает о путешествии Васко да Гамма и показывает его путь по карте.

In 1497 the Portugese decided to find a new way to India. Vasco de Gamma was the Captain |ˈkæptɪn|  on one of the ships. It took two years and two months for the journey. The sea way to India round Africa was found. Till this time Portugal had colonies.

-Ученик (4) рассказывает о путешествии Магеллана и показывает его путь по карте.

Fernan Magellan [fəˈnæn məˈgelən] was born in Portugal. He wanted to find the way to India. The King of Spain gave him money for the expedition. Five small ships started their journey in 1519.  The journey was very dangerous. Only 18 sailors returned home. During his voyage he discovered (открыл) the Pacific Ocean. He has proved that the Earth has a shape of a sphere |sfɪə|.

Приложение 2

Задания к текстам

Afanasiy Nikitin

Choose the correct item:

1. Aphanasiy Nikitin was from

a. Tver b. Moscow c. Kiev

2. He crossed three seas

a. The Black sea             b.    The Black sea                     c.   The Caspian sea

    The Arabian sea                The Aral sea                             The Arabian sea

   The White sea                    The Arabian sea                       The Black sea

3. He wrote about

a. Indian habits (привычки)             b. Chinese habits           c. Japan habits

Vasco da Gamma

Complete the sentences with the suitable words:

  • In 1497 the Portuguese decided to find a new way to… .
  • Vasco de Gamma was the … on one of the ships.
  • It took … years and … months for journey.
  • The sea way to India round …  was found.
  • Till this time Portugal had … .

(colonies, two, India, Africa, two, captain)

Fernan Magellan

  • He wanted to find the west way to
    1. China          b. India              c. Japan
  • In 1519 ….. small ships started their journey.
    1. five               b. three              c. two
  • Only … from 265 sailors returned home.
    1. 18                 b. 20                  c. 15

Christopher Columbus

Answer the questions:

  1. What was Christopher Columbus’s job?

___________________________________________________________

  1. When and where was Columbus born?

___________________________________________________________

  1. Why did Columbus call the natives (коренных жителей) who lived in the land he discovered Indians?

_________________________________________________________

Приложение 3

Задание №4 (для 1 группы)

Прочитать текст и ответить на вопросы.

Период с конца15 до первой половины 17века вошел в историю под названием эпохи Великих географических открытий. Европейцы были вынуждены искать новые пути в Индию, и прежде всего морские. В поисках морского пути в Индию решающую роль сыграла небольшая страна – Португалия.

Вопросы к тексту

1.Покажите Португалию на карте.

2. Какие пути в Индию сухопутные или морские искали европейцы?

3.Какой период считается эпохой Великих географических открытий?

Задание №4 (для 2 группы)

Прочитать текст и ответить на вопросы.

На поиски морского пути в Индию португальский корабль отправил новую экспедицию во главе с Васко-да-Гамой. Через четыре с половиной месяца после отплытия португальцы обогнули Африку, прошли мысом Доброй Надежды и вышли к ее восточному побережью. Где европейцы еще не были.

Вопросы к тексту

1.Под руководством кого на поиски Индии была отправлена экспедиция?

2.Показать на карте мыс Доброй Надежды.

3.Сколько потребовалось португальцам времени, чтобы обогнуть Африку?

Задание №4 (для 3 группы)

Прочитать текст и ответить на вопросы.

Целью Христофора Колумба вовсе не было открытие Америки, он стремился найти короткий путь в Индию и Китай. Он совершил 4 плавания. Во время первого из них открыл Америку, но при своей жизни не узнал об этом.

Вопросы к тексту

1.Какова была цель Христофора Колумба?

2.Показать на карте часть света Америку.

3.Сколько путешествий совершил Колумб к загадочной Индии?

Задание №4 (для 4 группы)

Прочитать текст и ответить на вопросы.

Самым известным путешественником середины 20 века стал норвежец Тур Хейердал. В 1947 году он пересек Тихий океан на плоту Кон-Тики. Он доказал возможность пересечения океана в древности на примитивных судах благодаря течениям и ветрам.

Вопросы к тексту

1.На каком плавательном средстве Тур Хейердал пересек Тихий океан?

2.Покажите Тихий океан на карте.

3.Что доказал Тур Хейердал своим путешествием?

Литература

  1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М. : Просвещение, 1991. — 219, [2] с. ; 22 см. — (Б-ка учителя иностранного языка). — Библиогр.: с. 208-220
  2. Колесников А.А. Современный урок иностранного языка: проблемы организации и возможные решения // Иностранные языки в школе. – 2017. — №11. – С. 22-33.
  3. Marsh D. CLIL. The European Dimension: Actions, Trends and Foresight Potential Public Services Contract DG EAC: European Commission, 2002.
  4. Современные педагогические технологии по ФГОС: понятие и классификация (menobr.ru) (дата обращения 28.12.2022)

Комментарии закрыты.