«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

БИНАРНЫЙ УРОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ (БИНАРНЫЙ УРОК, РУССКИЙ И АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКИ)

Вторник 7 марта 2023

В статье рассматривается использование CLIL-технологии в рамках бинарного урока английского и русского языков на тему «Степени сравнения имен прилагательных». Урок предназначен для учеников шестого класса и проводится одновременно двумя учителями.

Автор: Саркисян Шушаник Михайловна
Место работы:
Волгоградская обл. г. Волжский МОУ СШ №1 им. Ф. Г. Логинова
Должность:
учитель английского языка высшей категории

В нашей сложной и многообразной жизни на уроках мы говорим о многом: о мире и своем месте в нём, о чувствах и как их передать, чтобы быть понятым. Все возникающие вопросы решаются словом: написанным или произнесённым. Хорошо сформированная языковая компетентность – пропуск к успеху. Знать иностранные языки – это значит быть успешным! Быть успешным — это модно!

Языковое интегрирование даёт возможность достичь желаемого продуктивным путём. Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Особенности интеграции предметов гуманитарного цикла определяются общими целями гуманитарного образования. Реализация интегрированных уроков способствует общему гуманитарному развитию обучающихся, позволяет повысить уровень развития речевых умений.

Уроки, на которых демонстрируется связь двух языков, развивают языковую культуру, творческие способности учащихся, а также стимулируют когнитивную деятельность.

Применение предметно-языкового интегрированного подхода (CLIL), построенное на полном погружении в иностранный язык, достаточно сложно реализуется. Поэтому начать можно с внедрения элементов CLIL в ход занятия. Термин CLIL, сформулированный Дэвидом Маршалом в 1994 году, делится на hard CLIL и soft CLIL.  Hard CLIL означает, что любой предмет может проходить на английском языке (исследуют географию, литературу, физику, астрономию).  А задача Soft CLIL: изучить иностранный язык, используя темы и материалы других предметов.

Принципы CLIL:

— обучение общим знаниям, а не многоязычию;

— обучение базируется на 4 «C»: content, communication, cognition and culture;

— использование одного (иностранного) языка, одного и того же преподавателя;

— создание благоприятного психологического климата.

Преимущества CLIL:

— эффективное общение учащихся друг с другом;

— расширение межкультурных знаний;

— общение на иностранном языке в привычных условиях;

— повышение мотивации и интереса к разным языкам;

— снижение учебной нагрузки.

Бинарные уроки – одна из форм реализации CLIL, межпредметных связей и интеграции предметов (география + английский язык, физика + английский язык, астрономия + английский язык, русский язык + английский язык).

На бинарном уроке русский язык + английский язык школьники учат иностранный и понимают секреты русского языка через этимологию и словообразование, через многозначность и определение переносного значения, синтаксические и пунктуационные закономерности. 

Тема: «Степени сравнения имен прилагательных».

Цель: сравнить образование степеней    сравнения в русском и английском языках, сделать выводы о чертах сходства и различия.

Задачи:

•  выработать практические навыки употребления прилагательных в русском и английском языках; о выработать умение строить предложения согласно изученному грамматическому материалу, а также  тексты — по принципу «от простого к сложному»;

•  подчеркнуть многогранность и богатство русского и английского языков.

  Урок запланирован после изучения в шестом классе темы «Степени сравнения прилагательных», поэтому проводится как повторительно-обобщающий.

1. С учителем русского языка школьники вспоминают, что такое имя прилагательное, знакомятся с темой урока, определяют цели.

2. Учащиеся вспоминают, какие степени сравнения могут иметь прилагательные в русском языке, на что указывают прилагательные в той или иной степени сравнения. Повторить данный материал им помогает таблица 1, которую они заполняют вместе с учителем.

Таблица 1

З. С учителем английского языка учащиеся вспоминают правила образования степеней сравнения в английском языке (односложные и двусложные, многосложные прилагательные, исключения). Делается вывод о сходстве и различии в образовании степеней сравнения в русском и английском языках.
4. Закрепление умения образовывать степени сравнения прилагательных. Учителя русского и английского языков работают поочередно.

Приведите примеры прилагательных, обозначающих:

• возраст (старый — молодой; old — young),

•  размер (большой — маленький; big — little),   силу (сильный — слабый; strong — weak), скорость (быстрый — медленный; fast — slow),

•  черты характера (добрый — злой; kind — angry).

 И от данных прилагательных образуется форма сравнительной и превосходной степени.

5. Игра «описание». Чтобы урок был интереснее и насыщеннее, обращаемся к игре. Используя различные картинки, учащиеся должны закончить предложения, употребляя прилагательные в различных степенях сравнения на русском и английском языках.

— Я добрее. / I am kinder. (Я добрый. / I am kind. Я самый добрый. / I am the kindest.)

— Этот хвост длинный. / This tail is long. (Тот хвост длиннее. / That tail is longer. А этот хвост самый длинный. / And this tail is the longest.)

6. Стихотворение. Работа проводится учителем русского языка с использованием интерактивной доски. В стихотворной форме учащимся предлагается повторить правило произношения некоторых прилагательных в простой сравнительной степени.

Мы даем тебе совет:

      Скажем ударенью «нет»,  

Если слышим мы вокруг:

Красивее, удобнее,

        Спокойнее, свободнее!

Скажем ударенью «да» — Говори ты так всегда:

И красивее, и удобнее,             И спокойнее, и свободнее.

Таблица 2.

Затем учащиеся составляют предложения с данными формами прилагательных.
7. Викторина «В мире животных». Работая поочередно, учителя русского и английского языков предлагают учащимся ответить на вопросы викторины. Выполняя данное упражнение, ребята учатся правильно употреблять прилагательные в различных степенях сравнения, грамотно строить предложения.

  • Знаете ли вы самое высокое животное? / Do you know the tallest animal?
  • Знаете ли вы, кто сильнее: тигр или лев? / Do you know which animal is stronger: a tiger or a lion?
  • Знаете ли вы самое забавное животное? / Do you know the funniest animal?
  • Знаете ли вы, кто быстрее: черепаха или заяц? / Do you know which animal is faster: a tortoise or a hare?

8. Групповая игра «Зри в корень». Учитель английского языка предлагает ребятам прочитать пословицы с интерактивной доски и найти в них степени сравнения, ответить на вопрос: «Какие русские пословицы соответствуют данным?»

Two heads are better                       Одна голова хорошо,

than one                                           а две лучше

lt’s easier said than done.                Проще сказать,

                                                        чем сделать.

Blood is thicker than water.            В семье и каша гуще.

9. Самостоятельная работа учащихся в парах «Проверь себя» с использованием раздаточного материала.

Lions аге (clever, cleverer, the cleverest) than tigers.

Crocodiles аге (long, longer, the longest) than lizards.

Monkeys are (funny, funnier, the funniest) animals in the Zoo.

The goose is (big, bigger, the biggest) than the duck.

The wolf is (brave, braver, the bravest) than the hare.

Malvina is (good, better, the best) than Fox Alice.

Таблица 3

10. В общей беседе делаются выводы:

1. B русском языке 2 степени сравнения, а в английском – 3.

2. B русском языке происходят строгие деления на простую и составную степени сравнения, а в английском – нет.

3. B английском языке образование степеней сравнения происходят в зависимости от количества слогов в слоге.

4. B английском языке есть слова, которые образуют степени сравнения не по правилам.

5. Употребление прилагательных в разных степенях сравнения делают нашу речь ярче, образней, выразительнее. Это важно учесть при подготовке к написанию эссе, которое запланировано на уроке русского языка.

11. Домашнее задание дается на выбор:

«5» — составить текст на тему «Зоопарк» на английском языке с параллельным переводом на русский язык, используя прилагательные в различных степенях сравнения (8-10 предложений);

 «4» — составить кроссворд «Автопортрет прилагательных» на английском языке с использованием степеней сравнения прилагательных (от 10 слов);

«3» — работа по карточкам. Образовать сравнительную и превосходную степени от прилагательных: hot, short, clever, interesting, silly, great, long, merry, bad, tall, thin, thick, fat, warm, cold, comfortable, small, tall, weak, strong, heavy, good, light, deep, brave, clean, dirty, wide, famous, beautiful (15 слов по выбору).

Технологическая карта урока

Комментарии закрыты.