«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО В 6 КЛАССЕ

Вторник 28 марта 2023

В данной статье приведены некоторые игровые приемы, которые могут быть использованы на уроках китайского языка как второго иностранного. Цель таких приемов заключается в тренировке грамматических и лексических конструкций, а также в закреплении речевых моделей по программе 6 класса.

Автор: Трещалова Анна Владимировна
Место работы: МБОУ «Многопрофильная лингвистическая гимназия №33», г. Мытищи
Должность: учитель китайского языка

Как известно, игра стимулирует учащихся к взаимодействию и мотивирует к изучению иностранных языков, в т. ч. и китайского. Автор статьи ставит целью поделиться с коллегами игровыми практиками на уроках китайского языка как второго иностранного.

Невозможно привить интерес к китайскому языку, не используя в обучении современные методы и технологии. Как сделать уроки китайского как второго иностранного языка эффективными и увлекательными, чтобы школьники с удовольствием изучали второй иностранный язык? Ответ простой – конечно же, с помощью игры. Игра имеет большие обучающие, развивающие и воспитательные возможности. В игровой форме легче закрепить грамматические правила, запомнить новые слова. Предлагаю несколько игр, которые я использую на своих уроках.

При составлении игрового комплекса мною были использованы книги для учителей китайского языка как иностранного, а именно: 汉语课堂教学技巧与游 («Приёмы обучения китайскому языку и игры») ,国际汉语教师课堂技巧教学手册 (Настольная книга приёмов обучения китайскому языку для иностранных учителей китайского языка»). Данные игры соответствуют тематике УМК М.Б. Рукодельниковой «Китайский язык. Второй иностранный язык: 6 класс». Ниже представлены десять игр по одной для каждой темы.

Игра «亲属称谓抢答» отлично вписывается в первую тему учебника, когда учащиеся знакомятся с традиционной китайской семьёй. Данная игра поможет учащимся овладеть терминами родства.

Описание игры. Учитель готовит карточки со словами, которые необходимо закрепить, делит класс на две группы, показывает карточки и группы по очереди объясняют значение слова на китайском. Например, 爷爷 – 爸爸的爸爸,舅舅 – 妈妈的哥哥或弟弟 и т.д. Группа за правильный ответ получает +1 балл, за неправильный – 1 балл. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество балов.

Игра «体验球» направлена на отработку лексической группы «цвета» и на применение глагола 有 «иметь» в рамках данной темы. Игру можно использовать как на материале 3 уроке, так и на материале 9 урока.

Описание игры. Для проведения игры понадобится мяч.

  1. Учитель устанавливает, в одежду какого цвета одеты участники игры, и какого цвета у них имеются предметы. Далее он бросает мяч в руки ученику А (у него нет красного цвета) и произносит цвет, например, «红色» (красный цвет).
  2.  Ученик А осматривает одноклассников и находит тех, кто носит красный цвет или у кого есть предмет красного цвета. Например, если ученик В носит красную юбку, то ученик А произносит «红裙子» (красная юбка) и бросает мяч ученику В.
  3. Ученик В должен произнести полное предложение, например, «我有红色的裙子» и бросить мяч учителю.
  4. Учитель продолжает упражнение, произнося другие цвета и кидая мяч. Если ученик, ловящий мяч, не может найти в классе одежду или предмет цвета, который назвали, например, зелёный, то он должен произнести фразу «我们没有绿色的东西» или «我们不喜欢绿色» и вернуть мяч учителю.

Опорные слова: 黄色,绿色,红色,白色,黑色,蓝色

Игра «约会时间» подходит для закрепления грамматических и лексических структур 6 урока. Она направлена на отработку порядка слов с обстоятельством времени и тренировку в речи изученной лексики. Описание игры. Ученики работают в парах. Учитель раздает каждой паре формы А и Б для заполнения. Перед игрой на доске записываются речевые модели, с помощью которых ученики должны составить диалоги. Не глядя на карты друг друга, они задают вопросы типа: «我们什么时候遛狗?» «Когда мы выгуливаем собаку?». Второй ученик, глядя в свою карту, должен найти информацию о времени и ответить: «我们星期二上午遛狗» «Мы выгуливаем собаку во вторник утром». Таким образом, недостающая информация должна быть заполнена на основе высказываний (вопрос-ответ) участников тандема А и Б.

Игра «卡片错搭». Данная игра поможет учащимся освоить порядок членов предложения, а именно: обстоятельств места и времени.Этуигру можно использовать на материале 7 урока учебника.

Описание игры. Предварительно необходимо подготовить 4 коробки и листы бумаги. Учитель делит участников на 4 группы и дает им названия: группа «Время», группа «Имя», группа «Местоположение», группа «Действие». Каждому ученику раздаётся лист бумаги. Учащийся группы «Время» произвольно пишет на листе время, например, «星期五晚上». Ученик группы «Имя» пишет на листе имя собственное, например, «王明». Ученик группы «Местоположение» пишет место, например, «在饭店», ученик группы «Действие», пишет глагол или глагольное словосочетание, например, «游泳». После того, как ученики закончили писать, учитель собирает листы в соответствии с названием группы и складывает их в коробки. Потом выбирает четверых учащихся, чтоб они вытянули из каждой коробки по листу и зачитали вслух получившееся предложение. Этот способ может привести к интересным и нелогичным высказываниям – таким как, «星期五晚上王明在饭店游泳。» и т.п. Перед началом игры учителю необходимо на доске записать структуру предложения «Обстоятельство времени + подлежащее + обстоятельство места + сказуемое». Если в классе мало учеников, то можно попросить каждого участника игры написать по 4 заметки о времени, имени, месте и действии, а потом самому разложить по категориям в коробки.

Игра «时间表盘» поможет освоить обозначение времени в китайском языке, употребление числительного liǎng «два». Ее можно использовать на материале 7 урока.

Описание игры. 1. Учитель на доске рисует два больших циферблата, делит класс на две команды. Просит по одному участнику от команды встать перед циферблатом спиной к доске и использовать свои руки в качестве стрелок.

2. Учитель называет время, например «现在九点一刻», а ученики, стоящие перед циферблатом, указывают руками на месторасположение стрелок.

3. Учащиеся, которые медленно реагируют или делают ошибки, должны поменяться с другим игроком из своей команды.

Выигрывает та команда, которая набрала большее количество баллов.

Ведущий может показывать классу карточки с изображенным на них временем, а участники команд озвучивать время на китайском языке. Таким образом, тренируется не только навык аудирования, но и устная речь.

Опорные слова: 两点,两点一刻,两点零五分,两点半,差一刻三点,差五分三点,两点四十分

Игра «数字两读» используется для тренировки трёхзначных и четырёхзначных чисел, можно использовать на материале 8 урока учебника.

Описание игры. Многоразрядные числа в китайском языке образуются путем последовательного сложения.  Смысл игры состоит в том, что учитель он называет разрозненные цифры, например, 三三幺 (sān sān yāo). Фактически: три –три – один. Задача учащегося – на слух понять комбинацию отдельных чисел, и сложить ее в уме в многоразрядное число: 三百三十一 (sānbǎi sānshíyī) триста тридцать один, и произнести вслух. Учитель называет 幺零五幺(yāo líng wǔ yāo) один-ноль-пять-один , а учащийся произносит вслух 一千零五十一 (yīqiān líng wǔshíyī ) одна тысяча пятьдесят один.

Если ученик неправильно называет число (переводит в разряд многозначного), то учитель его поправляет и просит весь класс еще раз повторить правильное число.

Игра «买东西» отлично вписывается в материалы 8 урока «Сколько это стоит?». Цель игры: тренировать коммуникативные умения учащихся по теме «Покупки» в устной речи, отработать употребление счётных слов, пройденных во 2 уроке. Эта игра представляет собой аналог «Снежного кома».

Описание игры. Учащиеся садятся в круг. Первый ученик (например, Анна) говорит: «我要去商店,我要买一斤苹果 。» Второй ученик (например, Иван) должен сказать: 我要去商店,安娜要买一斤苹果,我要买两枝铅笔。»  Третий ученик говорит: «我要去商店,安娜要买一斤苹果,伊万要买两枝铅笔,我要买一个蛋糕。» Последнему ученику необходимо повторить все, что сказали его одноклассники и добавить свое предложение.

Игру «美食乐园» можно использовать для отработки любого лексического материала. Я предлагаю использовать её для освоения лексики по теме «Продукты питания». Данную игру можно использовать на материале 8 урока.Описание игры.  Необходимо подготовить ластик или другой его заменяющий предмет, склеить 2 листа бумаги размером А3 и нарисовать (распечатать) таблицу.

  1. Учитель просит встать учащихся по обеим сторонам таблицы, расположенной на полу.
  2. Учащиеся по очереди кидают ластик на таблицу. Если ластик выпал на картинку, то ученик должен назвать этот предмет по-китайски. Если ластик выпал на иероглиф, то ученику требуется на доске написать верный пиньинь этого слова и перевести слово. Если ластик выпал на картинку-действие, то ученику следует имитировать данное движение.

Опорные слова: 米饭,牛奶,汤,包子,西红柿,鸡蛋,蛋糕,点心,水果,面包,咖啡,热狗,点心,茶,炒饭,炒面,鱼

Игра «词语听写分类» используется для контроля усвоения лексического материала. Данную игру можно использовать после прохождения 8 и 9 уроков.

Описание игры. Учитель записывает на доске несколько категорий слов, диктует слова, а учащиеся после прослушивания вписывают слово согласно категориям. Например, на доске изображены следующие лексические единицы:

После этого ведущий диктует: 水果,红,游泳,鸡蛋,铅笔,米饭,跳舞,本子雨衣牛奶,裙子,蛋糕,裤子,做饭,面包,咖啡,看电影,西红柿毛衣,汤,上网,绿茶,点心,唱歌,包子……

В случае, если участники не могут вспомнить написание иероглифа, то для замены им разрешается использовать пиньинь.

Игра «速递公司» используется в конце курса обучения 6 класса. Она направлена на повторение грамматических и лексических тем уроков с 1 по 10, в том числе и на счетные слова. Лексические темы, которые включают в себя счетные слова программы 6 класса, следующие: «Семья», «Время», «Еда», «Одежда», «Цвета», «Школьные предметы» и т.д.

Описание игры. Учитель готовит несколько наборов одинакового содержания: карточки с числительными, счётными словами и существительными. Тематически карты могут быть сопоставлены по принципу «количество – счетное слово – предмет (одушевленный \ неодушевленный)». Класс делится на группы из 4-6 человек, которые образуют курьерскую компанию. Каждая группа сначала выбирает название для своей компании, после чего учитель раздает им набор карточек. Ведущий называет группу слов, например, «五只猫», следовательно, каждая группа ищет у себя карточки «五», «只», «猫». Как только участники собирают правильное сочетание, они отправляют курьера к ведущему. Курьерская компания, которая первой выполнит задание, получает жетон. Учитель возвращает карточки обратно группе и говорит новое словосочетание. Побеждает компания с наибольшим количеством жетонов.  

В заключение стоит отметить, что данный комплекс игр лучше использовать в середине или в конце урока. Как показывает опыт, внедрение игр на уроке китайского языка не только снимает напряжение, но и способствует повышению мотивации к изучению второго иностранного языка, а также имеет значительный обучающий потенциал.

Список литературы:

  1. Китайский язык: второй иностранный язык: 6 класс: учебник/ М.Б. Рукодельникова, О.А. Салазанова, Ли Тао. – М.: Просвещение, 2021.
  2. 汉语课堂教学技巧与游戏/周建主编 – 北京:北京语言大学出版社,2004重印
  3. 国际汉语教师课堂技巧教学手册/王魏,孙淇 (韩)编著. – 北京: 高等教育出版社,2011.4

Комментарии закрыты.