«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Пятница 21 апреля 2023

На кафедре методики обучения английскому языку и деловой коммуникации Института иностранных языков Московского городского педагогического университета осуществляется подготовка учителей английского языка для образовательных организаций города Москвы и Московской области.

Научный руководитель: Цыбанёва Валентина Александровна, к.п.н., доцент, доцент кафедра методики обучения английскому языку и деловой коммуникации, Московский городской педагогический университет

Интенсивная работа на разнообразных аудиторных занятиях плавно сменяется работой со школьниками на уроках в рамках педагогических практик, которых у студентов только 4 курса 2 за год. Все отрефлексированные идеи, мысли, наработки, находки, студенты оформляют в виде научных работ – статей, с целью диссеминации своего профессионального опыта. Предлагаем Вашему вниманию две статьи студентов нашей кафедры.

Практические рекомендации по составлению упражнений, развивающих навык аудирования (на примере УМК «Spotlight 6»)

Автор: Егорова Анастасия Максимовна,
Московский Городской Педагогический
Университет, Институт иностранных языков, Студент

Учебно-методический комплекс «Английский в фокусе» («Spotlight») для 6 классов за авторством российских методистов Ю.Е. Ваулиной и О.Е. Подоляко, а также британскими авторами Д. Дули и В. Эванс, предназначен для учащихся общеобразовательных организаций и входит в Федеральный и региональный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях [2].

Выбранный нами УМК имеет ряд преимуществ, так как в его основу положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предполагающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции. К тому же учебно-методический комплекс основан на личностно-ориентированном подходе, который обеспечивает особое внимание к интересам, индивидуальным особенностям и возможностям учащихся. Обратимся к учебнику для 6 класса данного УМК. Учебник состоит из 10 тематических модулей, каждый из которых включает в себя 9–10 уроков. Новый лексико-грамматический материал содержится в первых трех уроках каждого модуля (a, b, и c) и преподносится учащимся 6-х классов через интеграцию всех видов речевой деятельности (Listening, Reading, Writing и Speaking). Задания в каждом уроке разнообразны и соответствуют методическим принципам коммуникативно-когнитивного и личностно-ориентированного подходов. Рассмотрим соотношение упражнений, направленных на развитие четырёх видов речевой деятельности на примере Модуля 8 «Rules & Regulations» и представим данные на диаграмме, с которой можно ознакомиться ниже (Рисунок 1).

Рис. 1 Соотношение упражнений в Модуле 8

Как видно из представленной диаграммы упражнений, которые направлены на развитие умений аудирования, значительно меньше, чем упражнений на чтение или говорение. Поэтому в нашей работе мы хотели бы порекомендовать ряд упражнений на развитие умений аудирования, которые мы используем в своей практической деятельности, так как аудирование, наряду с говорением, дает возможность общаться на иностранном языке и понимать собеседника. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших задач любого учителя иностранного языка.

Для создания заданий учитель может использовать сайт «Yarn.co» [4], который может помочь учащимся лучше понимать и узнавать английскую речь благодаря отрывкам из фильмов и других видеоматериалов. Все предложенные задания необходимо выполнять на уроке под руководством учителя английского языка.

Расскажем немного о функционале данного сайта. В верхней строке сайта расположена графа, в которую можно вписать нужное слово, словосочетание или целую фразу, изучаемую на уроке английского языка. Далее сайт находит достаточно большое количество отрывков из фильмов или сериалов, в которые содержится нужный лексико-грамматический материал. Данные отрывки доступны для скачивания. Чтобы конкретизировать и сузить поиск отрывков, можно выбрать год и жанр видеофрагмента, например, для учащихся начальной школы можно подобрать интересующие их мультфильмы, а для учащихся постарше – отрывки из известных фильмов.

Продемонстрируем пример упражнения для отработки вспомогательных глаголов must, mustn’t, can и can’t, которое может быть дополнением к упражнению 5 на 77-й странице учебника (Student’s Book, Module 8, Lesson 8a) [2]. Для начала мы подготовим свой рабочий лист с фразами из подготовленных сайтом видео-отрывков и сделаем в них пропуски, где должны стоять вспомогательные глаголы.

  1. Quiet, my dear. We _____ disturb His Grace.
  2. No time to explain. You _____ go. Now!
  3. We _____ live carefully.
  4. Excuse me. ls there anything I ____ do?
  5. I ____ believe it! That is crazy!

Далее мы предлагаем учащимся посмотреть на предложения и предположить какие вспомогательные глаголы могли бы стоять на месте пропусков. После обсуждения учитель включает серию отрывков, а учащиеся проверяют свои ответы. При необходимости видео можно включить повторно. Такое упражнение не только помогает понимать на слух аутентичную речь, но и развить языковую догадку у учащихся.

Ещё одно упражнение, которое мы применяем на практике, можно использовать как задание перед прослушиванием диалога. Данный пример упражнения основан на методе «Bottom-up approach», о котором пишет профессор Джек Ридчардс [3]. Основная цель данного метода помочь учащимся снять трудности в аудировании благодаря выполнению упражнений, которые помогают понять содержание аудиоматериалов лучше, от деталей текста или диалога до общего понимания содержания прослушанного.

Итак, рассмотрим упражнение 1 на 80-й странице учебника (Student’s Book, Module 8, Lesson 8a) [2]. Подготовим для учащихся рабочий лист, на котором будут написаны отдельные слова из текста. Желательно, подбирать такие слова, которые входят в активный словарь урока.

  1. ___ rules
  2. ___ noise
  3. ___ ___ ___ tidy
  4. ___ round
  5. ___ food
  6. ___ snacks

После того, как учащиеся посмотрели слова, учитель включает аудиозапись диалога. Учащиеся акцентируют своё внимание на заданные слова и вписывают недостающие слова в пропуски. После проверки слов учитель предлагает учащимся послушать диалог ещё раз и дописать слова, которые звучали перед и после заданных словосочетаний. Таким образом, учащиеся составляют предложения-опоры для дальнейшего понимания целого диалога.

Подводя итог, мы хотим отметить, что аудирование как вид речевой деятельности очень важен в процессе обучения иностранному языку, поскольку аудитивная компетенция является компонентом речевой деятельности, которая напрямую связана с иноязычной коммуникативной компетенцией учащихся [1, стр. 89]. Наряду с этим, мы советуем учителям общеобразовательных школ использовать на уроке больше упражнений на аудирование, в том числе с использованием Интернет-ресурса, представленного в данной работе.

Список литературы

  1. Актуальная методика обучения иностранным языкам: Учебник / Л. А. Милованова, В. А. Цыбанева, М. С. Калинина, Н. К. Лапшова. – Волгоград: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования», 2019. – 252 с.
  2. Ваулина, Ю.Е., Дули, Д., Подоляко, О.Е., Эванс, В. Английский в фокусе. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2008. –– 136 с.
  3. Teaching listening #2 – Bottom-up processing // Cambridge (дата обращения: 06.03.2023).
  4. Yarn.co // Search clips by quote (дата обращения: 09.03.2023).

Использование видеоматериалов при обучении лексике на примере Module 5 УМК “Starlight” 4 класса

Автор: Шрамко Мария Владимировна
Московский Городской Педагогический
Университет, Институт иностранных языков, Студент

Лексика – строительный материал любого языка. Без нее человек не способен выразить свои мысли, эмоции, попросить о помощи или предложить помощь, задать интересующие его вопросы или ответить на них. По словам К.С. Махмурян, для общения лексическая сторона речи имеет более значимую роль, чем грамматическая. И это, несомненно, факт. С одной стороны, если школьник знает такие слова, как “pilot”, “hairdresser”, “baker”, “mechanic” и т.д., ему достаточно показать на человека и произнести заветную лексическую единицу, и его мысль будет ясна. С другой стороны, если этот же школьник прекрасно усвоил глагол to be, и знает, что к местоимению he нужно добавлять глагол is, но его словарный запас очень узок, то смысла во фразе “He is…” не будет. Именно поэтому усвоению и закреплению лексики посвещается много научных работ. Таким образом, выявление наиболее эффективного метода обучения лексике английского языка вызывает много споров и является одним из наиболее важных аспектов для осмысления современными преподавателями.

В данной статье мы заострим внимание на этапе начального образования, так как построение лексической базы начинается именно с этого этапа и от успешности освоения лексических единиц на этапе младшей школы зависит дальнейшее прохождение материала в основной и средней школах. Нами был выбран учебно-методический комплекс “Starlight” 2018 г. издания, так как это один из наиболее часто встречающихся УМК в школах. Сам УМК имеет очевидный ряд преимуществ: логичность построения от простого к сложному, выделение яркими рамками новых грамматических правил, разнообразие упражнений на отработку как грамматики, так и лексики, интересные тесты, забавные комиксы, песни и рифмовки, понятный грамматический справочник и словарь, разделы на отработку фонетики, а также задания на составление собственного портфолио. Тем не менее, многими родителями отмечается, что новые слова трудно запомнить, не прибегая к пустому зазубриванию. Мы же хотим предложить использование дополнительных видеоматериалов для семантизации и тренировки лексики. Нам кажется целесообразным использование видео для обучения лексики, так как во многих исследовательских работах уже было неоднократно доказано положительное влияние видео на освоение языкового материала. Например, О.И. Носова и И.В. Щербакова экспериментальным путем продемонстрировали, что с использованием материалов соцсетей, включающих видео, у учащихся выросли показатели успеваемости. Видео не только вовлекает школьников в урок, но и усиливает их мотивацию в изучении иностранного языка.

Рассмотрим пример введения и закрепления лексики в рамках модуля 5 “The Country Code” УМК “Starlight” для 4го класса. Новая лексика представлена в ex.1 p.4 (ЛЕ по теме модуля), ex.3 p.5 (ЛЕ на тему “Болезни”), ex.1 p.12 (ЛЕ на тему “Здоровый образ жизни”), ex.1 p.16 (ЛЕ на тему “Люди с особыми потребностями”).

В самом учебнике лексические единицы вводятся при помощи наглядности, каждая картинка подписана выражением или словом на английском языке, также стоит отметить, что к каждому заданию, в котором представлены новые слова, присутствует аудио, в котором новые слова произносит диктор. Для более красочной семантизации лексики можно использовать видео, составленные для УМК “Starlight”, а также дополнительные видео разработки, которые позволят расширить круг тематической лексики, фонетически отработать лексические единицы, посмотреть использование слов контекстно.

Сперва рассмотрим видео, которое можно использовать в работе по УМК “Starlight”. В данном видео есть наглядная семантизация слов, озвучиваются слова и дается время на их повторение учащимися, так с 0:15 до 0:45 представлены слова с p.4, с 0:45 до 1:35 представлены слова с p.5, с 6:20 до 6:50 представлены слова с p. 12. В конце видео (с 6:50 до 8:27) есть песенка на отработку новой лексики. И тем не менее, в предлагаемом для УМК видео мало примеров использования слов в диалогической речи, недостаточно упражнений на отработку и закрепление лексических единиц. Дополнительно мы предлагаем взять еще одно видео. На одном из первых занятий по модулю 5 для 4 класса можно взять видео-историю с использованием новых ЛЕ (с 0:00 до 1:28), этот же фрагмент можно дать в качестве домашней работы в виде диалога наизусть. Также на домашнее задание можно дать видео-упражнение на отработку пройденных ЛЕ по картинкам (с 2:44 до 4:07) и упражнение на вставку слов в пропуски текста (с 6:44 до 7:33). Обратите внимание, что видео-упражнение на отработку пройденных ЛЕ по картинкам будет с самопроверкой, так как после каждого описания картинки и показывается правильный ответ. А перед выполнением упражнения на вставку слов следует остановить видео, вставить в текст слова, а потом уже включить видео, так как в нём диктор сразу говорит правильный ответ, читая текст без пауз. Обе вышеперечисленные сноски нужно сказать ученикам, если вы даете эти задания в качестве домашней работы. Отметим, что в представленном нами дополнительном видео также есть грамматическая тема, которую проходят ученики 4-го класса в модуле 5 по УМК “Starlight”.

Следующий дополнительный видеоматериал, предлагаемый нами, основывается на использовании лексики в диалогической речи, закреплении устойчивых выражений в рамках тематической лексики. Данное видео следует брать в рамках классной работы на третьем уроке по модулю. В начале видео представлены примеры фраз, которые дети могут использовать, чтобы спросить о самочувствии другого человека или рассказать о том, как они себя чувствуют. Эти фразы дополняют ранее выделенные в учебнике вопросы и утверждения на построение диалога. Далее в видео вводится более широкий круг лексических единиц на тему “Болезни”, после чего предлагается выполнить подстановочное условно-речевое упражнение, которое также поможет детям закрепить лексику контекстно и способствовать запоминанию целых фраз для диалогической речи.

Последующие два видео мы рекомендуем использовать на завершающих уроках по модулю. Первое видео является дополнением к p.12 и расширяет тему “Healthy lifestyle”. Это короткое видео может использоваться как на уроке, так и дома. Но перед тем, как работать с данным видео учитель должен убедиться в том, что учащиеся знакомы со следующими словами: hygiene, germs, recovers. Видео нам рассказывают, что нужно делать для того, чтобы оставаться здоровым и полным сил. Если видео материал задействуется на уроке, то перед просмотром учитель может не только ввести новые слова, сняв лексические трудности при просмотре видео, но и задать школьникам вопрос, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Тем самым ученики предвосхитят содержание видео. Во время просмотра ученикам предлагается записать идеи, озвученные в видео, а после просмотра уже обсудить те пункты, которые нужно соблюдать, чтобы быть здоровым.

Последнее выбранное нами видео служит дополнением к p.16. Это короткий мультик, в котором мало диалогов, но много смысла, особенно в рамках изучаемого нами модуля. Работа с мультиком может быть следующая: преподаватель делает скриншоты основных моментов мультфильма, и предлагает ученикам угадать, о чем этот мультфильм. После этого учащиеся смотрят мультик и обсуждают его. Таким образом, можно сделать вывод о том, что УМК “Starlight” имеет широкий круг лексических единиц, отрабатываемых не только в учебнике, но и в сборнике упражнений. Рассматриваемые нами в данной статье видеоматериалы являются хорошим дополнением к учебнику, предлагая дополнительную фонетическую отработку материала, способствуя формированию диалогической речи и вовлекая учеников в урок.

Список использованной литературы

  1. Носова, О. И. Обучение младших школьников английскому языку с учётом особенностей клипового стиля восприятия информации/ О.И. Носова — Текст : непосредственный // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. — 2021. — №12-3. — С. 34-38.
  2. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1977.
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.03.2023)
  4. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М., 1988. – 224 с.
  5. Щербакова И.В., Тимашова М.В. Социальная сеть ВКонтакте при обучении лексике и грамматике немецкого языка // Балтийский гуманитарный журнал. — 2020. — № 2(31) . — С. 317-321.
  6. Scarcella R.C., Oxford R.L. The Tapestry of Language Learning. The Individual in the Communicative Classroom. – Boston, 1992. – 63 p

Комментарии закрыты.