«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пятница 28 апреля 2023

PLAY is the WORK of the CHILD
Maria Montessori

Сложность организации учебной деятельности при обучении иностранному языку заключается в том, что изучение проходит вне языковой среды, с ограниченным количеством часов и с неделящимися классами. Поэтому внеурочная деятельность, на наш взгляд, особо важна для создания языковой среды и погружения в английский язык, что немаловажно для достижения на практике предметных, метапредметных и личностных результатов, а также для формирования функциональной грамотности у обучаемых.

Автор: Тюкало Ольга Валерьевна
Место работы: МБОУ Верхнепашинская СОШ №2
Должность: учитель английского языка

Автор: Щепкина Ирина Николаевна
Место работы: МБОУ Верхнепашинская СОШ № 2
Должность: учитель английского языка

Современные реалии, заказ общества, новый ФГОС требуют, чтобы современный выпускник имел такой уровень образования, который мог бы ему позволить без труда интегрироваться в мировую культуру, применяя полученные в школе знания.

Внеурочная деятельность по языку помогает это сделать как нельзя лучше. Учащиеся играют и танцуют, рисуют и поют, смотрят анимационные фильмы и обсуждают темы, которые не предлагаются программой, но интересны и близки их возрасту.  Психологические барьеры и напряжения снимаются, потому что урочной учебной деятельности нет, а вне урока ребенок говорит не ради оценки.

Знакомство с языком, воспитание уважительного отношения к  иноязычной культуре на занятиях проходят с использованием разнообразных форм внеурочной деятельности от экскурсии и спектакля до чаепития и решения математических примеров на английском языке. В педагогической практике мы используем такие следующие формы внеурочной деятельности.

Школьное научное общество

Здесь ребята создают проекты или научно-исследовательские работы: «Экскурсия по МБОУ Верхнепашинская СОШ № 2», «Первые пробы переводчика: сонет № 1 В. Шекспира», «Средства художественной выразительности в творчестве Depeche Mode», «Выражение благодарности как вежливая стратегия речевого этикета в английском языке», «Английский алфавит: уникальные особенности, интересные факты и занимательные истории», «Происхождение англоязычных наименований шоколадных конфет». Участие в Школьном научном обществе формирует у школьников творческое мышление, развивает интеллект, способствует пропаганде авторитета знаний.

Олимпиада по английскому языку

 Считаем, что это одно из главных средств повышения мотивации и интереса школьников к изучению английского языка, которое положительно влияет на становление личностных качеств учащихся, расширяет их кругозор, формирует самостоятельность и целеустремлённость. Наши ученики школы принимают активное участие в школьном этапе олимпиадного движения, на муниципальном уровне  принимает участие около 20-30% школьников, ребята с удовольствием участвуют в дистанционных и он-лайн олимпиадах, на платформах INTOLYMP.ORG, FOXFORD.RU, UCHI.RU, RELOD.ru. Благодаря которым школьники учатся идти путем самостоятельных находок и открытий.   При подготовке к олимпиадам  используем серию пособий А.П. Гулова «Олимпиады по английскому языку для 8-11 классов», «30 форматов олимпиадных заданий по английскому языку» и К.С. Махмурян, О.П. Мельчиной «Олимпиады по английскому языку 9-11 классы».

Работа по формированию функциональной грамотности проводится в системе, в течение всего учебного года, на внеурочных занятиях, в период проведения  декад грамотностей, предметных недель.

На занятиях по финансовой грамотности ученики 5-ых классов отправляются в Англию, США и Германию, чтобы сделать покупки в разных магазинах. Для этого сначала ребята узнают, какую валюту используют в этих странах, затем берут в БАНКЕ «доллары», «фунты» или «евро» и только после этого совершают покупки в Mini-market, Bakery, Toyshop, Butchery. С удовольствием школьники играют в настольную игру “POP to the SHOP”. В конце участники занятия рассказывают, какие товары они купили и сколько потратили денег. Ребята на практике применяют диалоги «В магазине», изучаемые на уроках английского, пробуют себя в роли продавца, покупателя или банкира и уходят с занятия с пониманием, что финансовая грамотность в наше время нужна всем без исключения.

На одном из занятий в 4-ых классах по читательской грамотности проводится «Путешествие в мир детской английской литературы». Прочитав сказку «Голди Лок и три медведя», ребята создают своих героев из подручного материала (перчатки, лоскуты материи, бусины, носки, пуговицы, шерстяные нитки), рисуют фоны для мини-театра и разыгрывают свои истории о девочке и трёх медведях на английском языке, используя языковую основу и модели ответов для построения собственных высказываний.

Другое занятие посвящаем одному из известнейших в англоязычных странах писателю. Как выясняется, художественные фильмы «Кот в шляпе» и «Гринч и Рождество» видели все, а вот их создателя – американского автора Доктора Сьюза (Dr. Seuss) знает не каждый. Школьники узнают, что у этого талантливого писателя есть замечательные стихи, по которым многие американские дети учатся читать. Очень весело и незаметно пролетает время на занятии: прочитаны интересные произведения, к ним нарисованы иллюстрации, а главное, все попробовали сочинить такие же весёлые четверостишия на английском языке в стиле Dr. Seuss. Получилась небольшая книга с иллюстрациями и стихами шестиклассников.

Знакомство с английским писателем М. Бондом и его книжным героем медведем Паддингтоном проходит на занятии «Медвежонок по имени Падингтон или Paddington Trail». На мероприятии ребята знакомятся с автором произведения, с историей создания рассказа о самом известном медвежонке среди детей, проживающих в англоязычных странах, вместе с маленькой девочкой из России проходят все места в Лондоне, связанные в Паддингтоном, читают отрывки из книги, смотрят фрагменты анимационного и художественного фильмов на английском языке. На данном занятии ребята работают в технике “pop-up” (создание бумажных объёмных 3D фигур), используются приёмы драматизации, в процессе которой пополняется словарный запас учеников и отрабатываются полученные на уроках грамматические навыки. Кооперация позволяет всем участникам эффективно коммуницировать, способствует развитию у ребят критического мышления, повышает интерес к чтению и воспитывает уважение к англоязычной культуре. Позитивный эмоциональный настрой всегда даёт возможность учащимся проявить свою креативность и показать свои личностные качества.

(ссылка на занятие)

Формирование устойчивого интереса к чтению  начинается с развития  фонетических навыков чтения и здесь активно используется «Веселое чтение» —  своеобразный игровой вид деятельности.

Учиться читать, особенно на английском языке, достаточно тяжело. Английские правила чтения сложны и запутаны, очень много исключений из правил, которые надо знать наизусть. В начальной школе этот процесс можно сделать более лёгким и увлекательным благодаря различным дидактическим играм, интересным заданиям и необычным упражнениям.

Чтобы чтение на английском языке стало неординарным занятием, разбиваем всё мероприятие на увлекательные этапы. 1 этап — учим буквы-звуки, смотрим  видеоролик, слушаем и повторяем, предъявленную букву – звук для чтения вместе с видеоканалом  «Alpha blocks» от BBC

2 этап —  называем первый звук, с которого начинается слово на картинке,  находим букву (отдельную) к своей карточке и соотносим, читаем первую букву слова на карточке вместе с флэш-карточками «Alphabet Flashcards» от Orchard Toys

3 этап – находим картинку-пазл к своей части буква-пазл, соединяем и произносим, читаем сначала букву-звук, затем целое слово вместе с игрой «Alphabet Match Jigsaw Puzzle» от Orchard Toys;

4  этап  – читаем отдельные слова с помощью слайдеров ; 5 этап – читаем отдельные слова с помощью подвижной игры «Прихлопни жучка»

6 этап — читаем отдельные слова с аппетитной командной игрой с ароматом бекона «Жарим яичницу»

7 этап — читаем отдельные слова с очень пугливым гостем «Жирафиком»

8 этап – чтение ступенчатых мини-текстов, сюжетных мини-текстов, серии книг Early Reading;

Процесс чтения становится действительно занимательным, когда можно с одноклассниками посоревноваться. Чья команда забьёт больше мячей-слов в игре «Баскетбол», а какая команда накормит быстрее «Кролика и Щенка», да и своих одноклассников нужно не забыть накормить сэндвичем из слов.

И закончить соревнование можно, «приготовив яичницу» для целого класса.

(ссылка на занятие)

Математическая грамотность Учащимся вторых и третьих классов всегда увлекательнее изучать математику вместе с волшебниками, магами и чародеями, да ещё и на английском языке. Куда интереснее считать предметы, решать примеры и в это же время варить волшебное зелье, которое поможет в одночасье очутиться в фантастическом поезде, идущем в зоопарк, чтобы пересчитать там всех животных;  превратиться в садовников, чтобы вырастить, а потом сосчитать все свои прекрасные цветы в чудесном саду; со сказочным героем Джеком из сказки «Джек и бобовое зернышко» научиться произносить геометрические фигуры по-английски. В цифровом путешествии можно превратиться в пассажиров автобуса, водитель которого должен посчитать, сколько пассажиров можно взять в поездку, а сколько полетят на самолёте или поплывут на океаническом лайнере.

Знакомясь с цифрами от 1 до 10, дети не только учатся правильно их произносить и писать по-английски, но и изготавливают своими руками наглядные пособия, тем самым пополняя своё языковое портфолио.

Естественнонаучная грамотность

Для успешного формирования естественнонаучной грамотности обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности используем задания с таблицами, чертежами, схемами, рисунками. Информацию берём из разных предметных областей для того, чтобы дети могли интегрировать свои знания и использовать общеучебные умения. Очень хорошо, кода выполнение данного задания требует привлечения дополнительной информации, которую учащиеся находят в энциклопедиях, словарях, справочниках.

Ученикам 5-ых классов на одном из таких занятий предлагаем познакомиться с книгой американского писателя Эрика Карла «Very Hungry Caterpillar», где автор рассказывает ребятам о жизненном цикле гусеницы, которая превращается в бабочку. Прежде чем читать книгу на английском языке, учащиеся работают со схемой, которая помогает разобраться в непрямом развитии насекомых. Играя в настольную игру, школьники самостоятельно рассказывают о превращении гусеницы в бабочку, используя слова, фразы и предложения, данные в прочитанной книге. Результатом мероприятия становится мини-поделка бабочки и гусеницы.

Ещё одно занятие отправляет всех желающих четвероклассников на ферму к знаменитому Макдональду, чтобы помочь ему собирать фрукты и ягоды в саду, выращивать овощи в огороде, ухаживать за домашними животными, разводить цветы. Очень увлекательно с помощью обучающих настольных игр описывать работу фермера на английском языке. Справляться с заданиями ребятам помогает приобретённый жизненный опыт, так как все наши ученики живут в сельской местности и сами помогают родителям заниматься фермерской деятельностью.

Ученики третьих классов смотрят на такого рода занятии анимационный фильм на английском языке про ферму «Зелёная долина», где знакомятся с традиционной английской песней фермера в стиле «country», узнают больше названий домашних животных и их детёнышей на английском языке и создают свою ферму, поселив на ней наиболее понравившихся животных.

Большой интерес вызывают у ребят тематические праздники, где максимально проявляются их творческие способности, формируется устойчивая мотивация к изучению предмета, формируются коммуникативные умения.  Так самыми яркими и запоминающимися стали:

«Рождество с Эльфом»

В преддверии Нового года и Рождества всегда интересно узнать, как празднуют эти волшебные праздники английские сверстники, ведь гораздо веселее ждать наступления Рождества и подарков в компании сверстников, нарисовать с ними вместе эльфа, красивые снежинки, спеть английскую Рождественскую песню, получив письмо-задание от английского эльфа.

«День святого Патрика» Волшебство всегда рядом, и стоит только представить себя в Ирландии, и ты отправляешься на поиски горшочка с золотом. Таким образом, шестиклассники знакомятся с обрядами жителей удивительной страны Ирландии на примере празднования Дня Святого Патрика. Праздник начинается с зажигательной ирландской музыки, затем, учащимся предлагается просмотреть видеослайды и видеофильм о Святом Патрике и Ирландии. Участники мероприятия отгадывают зашифрованные слова, традиционно связанные с данным праздником, играют в игры, изготавливают атрибуты весеннего торжества, составляют рассказ о Дне Святого Патрика, рисуют Лепреконов и вместе с ними отправляются искать спрятанный горшочек, наполненный «золотыми» конфетами.

Проведение таких праздников помогает формировать у учащихся потребность в изучении культуры англоязычных стран, воспитывать уважение к традициям и обычаям их народов, а также совершенствовать употребление лексики и развивать навыки говорения и аудирования. (ссылка на занятие)

Таким образом, на занятиях по внеурочной деятельности обучающиеся нашей школы обогащают свои знания в области английского языка, расширяют свой культурологический кругозор, развивают творческую активность и повышают интерес к предмету.  А ведь в этом и заключается образовательное и воспитательное значение внеурочной деятельности, в процессе которой создается для каждого ученика особое образовательное пространство и эмоционально-комфортная атмосфера. Всё это позволяет раскрыть способности каждого учащегося, развивать его собственные интересы, в необычной форме осваивать культурные нормы и ценности англоязычных стран и успешно проходить социализацию на данном возрастном этапе. Организуя данным образом внеурочную деятельность в школе, запускается один из важнейших механизмов повышения качества образования: мотивация обучения иностранному языку, развитие стратегии поведения вне урока с применением неродного языка, готовность к переменам и ожиданию нового. Ученики становятся социально востребованными и готовыми к новому. Ведь знание, полученное не только на уроке, будет применимо в дальнейшей жизни.

Комментарии закрыты.