«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Четверг 4 мая 2023

Каждый ребенок имеет право на образование, и дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – не исключение. С введением в 2016 году Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ данная категория детей может обучаться в обычной общеобразовательной школе. Согласно статистике, с каждым годом таких детей становится все больше, и педагоги должны быть готовы к их обучению.

Автор: Потерикина Ирина Ралифовна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 ГО г.Нефтекамск Республика Башкортостан
Должность: учитель немецкого языка

Дети с ОВЗ – это особые дети, и к ним необходимы особый подход и внимание. Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.

Готовность к изучению иностранного языка у детей с ОВЗ несколько затруднена, что обусловлено их специфическими особенностями:

  • Незрелость и недостаточно сформированная эмоционально-волевая сфера: такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
  • Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.
  • Повышенная или слишком пониженная двигательная и речевая активность.
  • Нарушение восприятия, проявляющееся в затруднении построения целостного образа.
  • Проблема развития речи, связанная, в первую очередь, с ее темпом.
  • Отставание в развитии основных форм мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

При изучении иностранного языка дети с ОВЗ испытывают значительные трудности: слишком медленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при аудировании, устной речи, особенно связных текстов, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи [8].

При работе с такими детьми применяются особые педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании [1]:

  • технология разноуровневого обучения;
  • коррекционно-развивающие технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • проектная деятельность;
  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности. Метод проектов является педагогической технологией, ориентированной не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя.

Е. С. Полат выделяет следующие этапы в работе над проектом [6]:

  1. подготовительный, включающий процесс создания творческой атмосферы в коллективе, нацеливание участников на поиск и выявление конкретной, отвечающей их интересам проблемы, выдвижение гипотез по ее решению;
  2. организационный, состоящий из планирования деятельности, выбора методов работы и организации групп;
  3. деятельностный, включающий в себя работу над проектом, промежуточный контроль деятельности участников, консультацию с педагогом-координатором и подготовку к защите проекта;
  4. презентативно-оценочный, представляющий собой защиту проекта, анализ и оценка результатов и проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов.

Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт. В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми [7]. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательных отношений: специалистов, детей, родителей. Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов [2].

Проектная работа на уроках немецкого языка направлена на формирование не только индивидуальных языковых навыков и умений обучающихся, но и на развитие способности к сотрудничеству, совместному обучению. Проектная деятельность дает возможность обучающимся научиться брать ответственность за свои знания, за свою работу. Главной целью урока немецкого языка является подготовка учащихся к реальным ситуациям общения. Благодаря использованию на уроках тем из реальной жизни, обучающиеся получают возможность не только выучить новые слова и выражения, познакомиться с новыми грамматическими явлениями, но и почувствовать себя более уверенно в обычных жизненных ситуациях, что является особенно важным для детей с особенностями развития. Проектная работа на уроке немецкого языка вовлекает в рабочий процесс всех учеников вне зависимости от их языкового уровня, творческих способностей либо каких-либо особенностей. Это наиболее удачный вид деятельности при работе с такими детьми, поскольку у них есть возможность поработать в команде, научиться у своих сверстников, продемонстрировать свои навыки и умения.

Среди результатов проектной работы можно назвать следующие [5]:

  • дети учат новые слова и используют их в диалогах/рассказах/ презентациях;
  • учатся работать в команде;
  • соглашаются или не соглашаются друг с другом;
  • учатся высказывать свою точку зрения;
  • учатся выступать перед публикой;
  • учатся поддерживать друг друга;
  • воспринимают иностранный язык не как предмет изучения, а как рабочий язык.

Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием, вызывает познавательный интерес, приносит радость, то значит она менее энергозатратна. Поэтому проектный метод является и здоровьесберегающим [3].

Среди обучающихся 8-х классов (возрастная группа 13-14 лет) был проведен проект «Спорт в моей жизни». В течение двух месяцев ученики, входя в состав единой группы, выполняли своё конкретное задание (сбор информации о знаменитых спортсменах и о различных видах спорта – зимних, летних, современных, экстремальных), выпускали стенгазету с интересными сообщениями о спорте в мире, готовили доклады о роли спорта в жизни учащихся, собирали фотографии и изображения различных видов спорта. Основная работа проводилась дома самостоятельно, в классе оказывалась помощь со стороны учителя. Весь отработанный, оформленный материал был представлен одноклассникам. Проектные задания были градуированы с тем, чтобы обучающиеся могли выполнять их на немецком языке.

Опыт работы показал, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Поэтому в процессе работы над проектом необходимо предлагать посильные для учащихся задания, которые соответствуют индивидуальному уровню каждого участника проекта. Каждому ученику необходимо помочь определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

Заключительным этапом работы является собственно сама презентация, когда учащиеся работают над технической стороной проекта. Обучающиеся оформляют работы в виде плакатов, коллажей, стенгазет с фотографиями, в виде компьютерных презентаций.

Применение проектной методики на занятиях немецкого языка с детьми с особыми образовательными потребностями показало, что учащиеся достигают хороших результатов в изучении языка, получают практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики, понимают необходимость междисциплинарных связей. Благодаря проектной технологии у обучающихся повышается познавательная активность и мотивация при изучении языка, они получают простор для творческой и созидательной деятельности.

Следует отметить, что при работе над проектами основными трудностями является проблема языкового общения (детям зачастую не хватает словарного запаса и языковых навыков для обсуждения организационных вопросов проекта, так что значительная часть общения строится на родном языке). Помимо этого, чаще приходится контролировать процесс работы в группах, так как ребята с особенностями развития часто отвлекаются и предоставляют всю работу своим «активным» одноклассникам. Проблема недостаточной сформированности умения работать в команде также требует дальнейшей работы в этом направлении.

Таким образом, проектная технология позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение на уроках немецкого языка. Для детей с ОВЗ проектная деятельность является одним из эффективных методов коррекционно-развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, развитие творческих способностей, формирование чувства ответственности, создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Учащийся выбирает индивидуальную траекторию движения к успеху в наиболее привлекательной для него деятельности. Метод проектов обеспечивает высокую мотивацию к обучению и способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции [7].

Говоря об изучении иностранного языка, можно сказать, что проектная методика включает в себя именно тот набор принципов, которые содействуют созданию благоприятной атмосферы так, что все участники учебного процесса становятся вовлеченными в работу. Для обучающихся с ОВЗ учебные проекты эффективны, у них наблюдаются развитие конструктивного критического мышления и повышение мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться и, следовательно, способствует социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

  1. Гаврилова Е. В. ФГОС и современные технологии в обучении детей с ОВЗ. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.adou.ru/conference_notes/154
  2. Захарова Н. Д. Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2018. — № 2.
  3. Катышева Л. А. Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ. Электронный ресурс.
  4. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 8 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / [М.М.Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г.Ризу]. – 8-е изд., — М.: Просвещение: Cornelsen, 2019.- 101 c.
  5. Олейник М. А., Калинина А. Г. Проектная работа на уроке иностранного инклюзивного образования. Электронный ресурс.
  6. Полат Е.С.  Метод проектов на уроках иностранного языка//ИЯШ. – 2009. –  № 2. C.67-69.
  7. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2020.
  8. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

Комментарии закрыты.