«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

«СВОЯ ИГРА» В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Вторник 2 мая 2023

В мастерской каждого учителя иностранного языка имеется множество методических приемов, которые ждут своего применения к конкретной теме. Прием «Своя игра» является универсальным, поскольку может быть эффективен при изучении любой лексической темы на любом этапе овладения иностранным языком.

Автор: Годун Ирина Николаевна
Место работы: МОУ «СОШ №10» г. Ухта, Республика Коми
Должность: учитель немецкого языка

В статье мы расскажем о том, насколько многофункционально возможно его применение на уроке иностранного языка.

В обучении иностранному языку всегда актуально применение новых педагогических технологий, особенно на этапе актуализации знаний. Для учащихся «Своя игра» остается игрой, тогда как для учителя «Своя игра» может представлять весьма ценный и очень надежный способ для закрепления лексического, а иногда грамматического и лингвострановедческого материала. Преимущества данного приема заключаются в следующем:

  1. Развитие мотивации к запоминанию новых лексических единиц.
  2. Красивый и яркий наглядный материал.
  3. Побуждение к состязанию между командами.
  4. Развитие интереса к познавательной деятельности.
  5. Повторение имен числительных (при выборе вопроса), дат.
  6. Запоминание разделов, имеющих обобщенные названия.
  7. Возможность применения к любой теме.
  8. Возможность применения на любой ступени обучения иностранному языку.
  9. Возможность введения новых лексических единиц заблаговременно до изучения определенной темы.

Особое практическое значение «Своей игры» в том, что она систематизирует знания учащихся по какому-либо отдельному разделу или теме, а также способствует формированию умения обобщать лексические единицы под одним заголовком.

Например, в УМК «Немецкий язык. 7 класс» (“Deutsch. Die 7. Klasse” И.Л. Бим, Л.В. Садомовой) издательства «Просвещение» представлены упражнения для закрепления нового лексического материала по теме «Жизнь в современном городе». К уроку учитель может подготовить презентацию «Своя игра», подбирая фотографии для каждого задания и следуя определенным критериям отбора.

  1. Презентация должна иметь конкретное название (например, «В городе/ In der Stadt»).
  2. Четыре-пять разделов, каждый из которых озаглавлен обобщенным названием (например, «В центре города/In der Stadtmitte», «На окраине города/Am Stadtrand», «В пригороде/In der Vorstadt», «Транспортное средство/Das Verkehrsmittel»).
  3. К каждому разделу достаточно по 3 задания/вопроса. (Например, «В центре города/In der Stadtmitte»: das Rathaus, der Brunnen, das Denkmal)
  4. Каждый вопрос под указанным количеством баллов (Punkte). При этом в играх на другие темы можно намеренно ставить различные числительные, произнесение которых учащиеся также тренируют при выборе вопроса.
  5. Каждый вопрос представлен в виде фото какого-либо предмета, который учащиеся должны назвать на иностранном языке.
  6. Для самопроверки учитель нажимает на указатель в правом нижнем углу, появляется второе фото того же предмета, но с подписью на иностранном языке. Все хором произносят слово.
  7. В случае, если команда учащихся угадала верно, то засчитываются баллы вопроса.

Если слово не угадано, тогда учитель предлагает после хоровой отработки записать его в словарики. Таким способом в игре можно вводить новые лексические единицы, которые также относятся к изучаемой теме (наряду с уже знакомыми учащимся словами). В процессе игры дети невольно запоминают не только слова по теме, но и обобщенные названия (или словосочетания с предлогами и артиклями), а также числа. При пятикратном проигрывании в течении учебного года запоминание достигает 100% всей лексики игры.

Применение данного приема также возможно при закреплении грамматических структур. Однако наибольший интерес у учащихся может вызвать «Своя игра», подготовленная с применением CLIL-технологии. Если игра содержит вопросы из других школьных дисциплин, а в некоторых случаях даже более углубленные задания, то успех урока обеспечен. К примеру, по теме «Спорт» можно представить разделы «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Водный спорт», «Экстремальные виды спорта», «Другие виды спорта». При игре учитель может также сделать для себя открытие, как много современные учащиеся еще не знают. Но благодаря иностранному языку и учителю они открывают для себя новое и интересное в мире. Аналогично можно создать задания на иностранном языке из области географии, истории, литературы, биологии, музыки, искусства.

Особое значение имеет «Своя игра», составленная по теме своего родного края (например, о флоре и фауне, полезных ископаемых, достопримечательностях, известных личностях региона).

Можно составить содержание игры так, что учащиеся, не зная слов, могут назвать ответ вследствие языковой догадки. Так, например, при задании на виды спорта учащиеся, гладя на фото, сами моделируют ответ «Wasserball», «Wasserspringen», «Eisklettern», получая затем огромный восторг при правильном ответе. В каждом конкретном случае задание должно быть качественно продумано и подготовлено учителем с учетом способностей и интересов обучающихся.

В9 классе наиболее актуальна тема профессиональной ориентации подростков. В дополнение к теме «Будущее начинается уже сейчас» УМК «Немецкий язык. 9 класс» ((“Deutsch. Die 9. Klasse” И.Л. Бим, Л.В. Садомовой) издательства «Просвещение» можно познакомить учащихся с дифференциально-диагностическим опросником, разработанным доктором психологических наук, профессором Е.А. Климовым, но на иностранном языке. Для закрепления знаний учащихся «Своя игра», состоящая из пяти разделов («Человек — Человек», «Человек — Природа», «Человек — Художественный образ», «Человек — Техника», «Человек — Знаковая система»), включающих соответствующее описание профессий, станет хорошей основой для систематизации и более полного представления о профессиях, а также закрепления грамматических структур по теме «Придаточные определительные предложения». В разделах учебника подобные грамматические упражнения имеются.

Значение новых приемов в процессе обучения иностранному языку огромно, так как они должны постоянно обновляться и совершенствоваться. «Своя игра» — один из них. Обучиться создавать презентацию может каждый учитель. Применив однажды и получив результат, учитель может использовать «Свою игру» на последующих этапах процесса обучения, представляя учащимся все новые и увлекательные темы и пополняя играми свою методическую мастерскую.

К примеру, «Своя игра» может включать следующие названия и разделы:

  1. Домашние животные (В доме, в хлеву, во дворе, в клетке).
  2. Дикие животные (В саванне, в тундре, в тайге, в джунглях, в пустыне).
  3. Бытовая техника/ Электроприборы (На кухне, в гостиной, в спальне, в ванной, в гараже)
  4. Школа (В столовой, в классном кабинете, в библиотеке, в актовом зале, в фойе)
  5. Занятия на каникулах (У моря, в деревне, в городе, в летнем лагере)
  6. Обитатели водоемов (В реке, в море, в пруду, в океане, в озере)
  7. Великие открытия (Физика, география, медицина, микробиология, химия)
  8. Страны (Достопримечательности, традиции, площадь территории и др.)
  9. Чемпионы олимпийских игр (лыжные гонки, биатлон, художественная гимнастика, плавание, фигурное катание) и др.
  10. Литература (Писатели, поэты, произведения, жанры)
  11. Космос (Космонавты, планеты, названия звезд в созвездиях, кораблестроители).

В УМК «Немецкий язык. 8 класс» (“Deutsch. Die 8. Klasse” И.Л. Бим, Л.В. Садомовой, Ж.Я. Крыловой и др.) издательства «Просвещение» по теме «Abteilungen» («Отделы магазина») учителю иностранного языка представлена прекрасная перспектива с помощью приема «Своя игра» повторить практически всю лексику по каждой теме, касающуюся повседневного быта, что необходимо для базового уровня владения иностранным языком. В дальнейшем, насколько развивается идея учителя, задания можно усложнять (например, побуждая при отгадывании к краткому содержательному высказыванию или описанию фотографии/ картинки). Примечательно и то, что «Своя игра» очень хорошо способствует усвоению терминологической лексики или названий предметов, редко встречающихся в текстах и упражнениях (например, названия птиц, рыб, растений, насекомых, предметов быта и др.)             Создание первой презентации «Своя игра» может занять некоторое время, так как требуется работа с гиперссылками. С помощью обучающих видео в сети Интернет учителю не составит особого труда освоить технологию и создать свою презентацию. Последующие презентации могут стать обновленными копиями первой презентации, где гиперссылки будут уже готовы. Нужно будет лишь менять содержание (сами задания и фотографии). Эффективность приема учитель оценит с первого же применения и может использовать «Свою игру» и в качестве закрепления, и в качестве повторения материала уроков, а также игровой паузы. Урок иностранного языка приобретет особый колорит и разнообразие, так как «Свою игру» учащиеся очень любят и играют с удовольствием, поддерживая командное единство. Учитель на своем уроке также получит удовольствие от активного участия команд и результатов своего труда. «Своя игра» — отличный прием и уже доказал свою практическую значимость в процессе обучения немецкому языку по всем УМК «Deutsch» И.Л. Бим, Л.В. Садомовой издательства «Просвещение».

Комментарии закрыты.