«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КАК ГЕЙМИФИКАЦИЯ ПОМОГАЕТ СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ОСВОИТЬ ДЕЛОВОЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Среда 29 октября 2025

Традиционные методы обучения иностранным языкам часто оказываются недостаточно эффективными из-за низкой вовлеченности и отсутствия языковой практики. Геймификация помогает решить эти проблемы, превращая процесс запоминания сложной деловой лексики в увлекательную и практико-ориентированную деятельность.

Автор: Пивкина Надежда Николаевна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: доцент, кафедра иностранных языков

Автор: Лопаткина Ирина Александровна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: старший преподаватель, кафедра иностранных языков

Для студентов неязыковых вузов изучение деловой лексики часто является формальной и скучной необходимостью. Им приходится зазубривать сотни терминов из сферы менеджмента, финансов, маркетинга и рекламы, не всегда понимая, как эти слова «оживают» в реальной профессиональной коммуникации. Игровая методика ломает эту парадигму, превращая пассивного слушателя в активного участника, а абстрактные  экономические термины — в инструменты для достижения игровой цели.

В настоящее время широкое применение получил коммуникативный подход в обучении иностранному языку. Особенность коммуникативного подхода заключается в моделирования значимых для участников игры проблемных ситуаций профессионального общения, проработка, которых способствует формированию устойчивых навыков делового общения на английском языке. Одним из видов коммуникативного метода является деловая игра. Целью деловой игры является совершенствование лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся в рамках профессионально-деловой лексики и развитию навыков устной и письменной речи.

Эффективность игровых методов в обучении деловой лексике объясняется несколькими фундаментальными психологическими и педагогическими принципами. К ним относятся:

  • Мотивация и вовлеченность. Любая игра вызывает азарт и любопытство. Студент перестает учиться ради «зачета» или «экзамена». Он начинает принимать участие в игре, чтобы победить, решить кейс, первым прийти к финишу или заработать виртуальную валюту. Внешняя мотивация студента подкрепляется мощной внутренней — желанием добиться успеха в самой игре.
  • Безопасная среда. Игровое пространство — это то пространство, где можно пробовать, ошибаться, экспериментировать с лексикой и стратегиями. Представив  неудачную презентацию условному «потенциальному партнеру», студент не допустит тех же ошибок  в реальной профессиональной ситуации общения.
  • Контекстуальное обучение. В контексте студент усваивает деловую лексику не изолированно, а в конкретной профессиональной ситуации, что улучшает ее запоминание и дальнейшее использование в реальных ситуациях общения.
  • Развитие «гибких» навыков (soft skills). Деловая игра в обучении английскому языку помогает студентам не только развивать лексические навыки, но и развивать критическое мышление, креативность, лидерские качества и навыки работы в команде. Студенты учатся не просто говорить, а аргументировать свои решения и отстаивать свое мнение.

В настоящее время внедрение геймифицированных элементов не требует дорогих VR-шлемов и сложных компьютерных программ. Преподаватели национального исследовательского университета «МЭИ» стараются адаптировать игровые элементы под уровень знаний студентов каждой группы и техническое оснащение аудитории.

Прежде чем начать внедрение деловых игр в образовательный процесс, преподаватели НИУ «МЭИ» начинают знакомство студентов с игровой методикой, используя игру издательства «Просвещение» «Объясни!». Эта игра помогает студентам погрузиться в мир занимательного английского языка. Студенты читают и отгадывают слова на оборот, объясняют слова и выражения, учатся задавать и отвечать на вопросы.

Для успешного проведения деловых игр преподаватели иностранного языка тщательно отбирают игру, планируют тему, этапы, состав участников, роль каждого участника. Важно, чтобы каждый студент был задействован в процессе.

В зависимости от цели занятия преподаватели НИУ «МЭИ» используют различные виды деловых игр.

Карточные и настольные игры. К таким играм относится «Деловой Алиас». Цель этой игры заключается в развитии беглости речи и объяснения понятий своими словами. Игроки делятся на две команды. Один игрок тянет карточку и должен объяснить своей команде слово, не используя его самого и слова из списка «табу» (например, для слова investment» табу могут быть “money”, “profit”, “business”. Можно использовать синонимы, антонимы, различные примеры из бизнес-ситуации. Команда угадывает слово. За каждое угаданное слово команда получает очко.

Для пополнения запаса профессиональной лексики студенты групп ЭТАЛОН предложили самостоятельно разработать игру “Business idioms”. Группа делится на две команды. Каждая команда заранее готовит карточки с незнакомыми идиомами из области бизнеса, маркетинга. Разрабатываются карточки двух видов. На одной карточке предлагается идиома, которая иллюстрируется картинкой. На второй карточке предлагается три варианта объяснения идиомы. Каждый игрок команды по очереди показывает карточку с идиомой участнику из противоположной команды. Соперник должен догадаться, что означает предложенная бизнес идиома. Если соперник не может догадаться о значении идиомы, игрок из противоположной команды зачитывает три варианта объяснений и соперник имеет еще один шанс на ответ. За каждую угаданную идиому команда получает очко.

Пример карточек для проведения игры “Business Idioms”

Студенты 3 курса группы ЭТАЛОН направления «Информатика и вычислительная техника придумали свой вариант игры «Монополия». Участники игры самостоятельно создали поле игры, вместо улиц — активы компании (отдел маркетинга, рекламный отдел, производственный цех, патенты), а вместо казны — бюджет проекта. Все переговоры о покупке, аренде или сотрудничестве в процессе игры ведутся на английском.

Для отработки лексических навыков преподаватели используют карточные игры на классификацию. Студентам раздаются карточки с терминами и определениями. Задача состоит в том, чтобы быстрее всех найти пары или выстроить логические цепочки (например, этапы проекта: «briefing» — «planning» — «execution» — «monitoring» — «evaluation»).

Золотым стандартом обучения деловой лексики в неязыковом вузе являются ролевые игры и симуляции.

  • Продвижение нового продукта.

Работая в рамках темы «Advertising», студенты делятся на команды и готовят презентацию своего нового продукта для «инвесторов». Студентам необходимо использовать специфическую лексику («press coverage», «design features», «slogan», «free samples», «product placement», «a consumer», «market share», «revenue»). При подготовке презентации участники должны осветить следующие вопросы: What is the campaign’s key message? What special features does the product have? What is its Unique Selling Points? What is the core problem a new product solves for the customer? What is the product’s unique value proposition? What media will you use? What special promotions will you use at the start of the campaign? После всех презентаций нового продукта «инвесторы» принимают решение, в какой продукт будут инвестировать.
[Фрагмент презентации «Launching a new product»]

  • Симуляция переговоров. Группа делится на две команды (например, поставщик и заказчик). Каждая команда получает задание (например, снизить цену / увеличить срок оплаты), карточки с ключевой лексикой, которую необходимо употребить, кейс для обсуждения.

Чтобы деловая игра не превратилась в хаотичное времяпрепровождение, ее необходимо тщательно готовить. До начала игры студенты должны понимать, какую лексику и в каком контексте они будут отрабатывать. Инструкции должны быть простыми и однозначными. После игры обязательно нужно обсудить, какие слова и фразы использовались, какие коммуникативные стратегии сработали, а какие нет. Без этого этапа результат обучения значительно снижается. Важно, чтобы атмосфера была дружеской и поддерживающей, а не разрушительно-конкурентной.

Таким образом, геймификация- это мощный педагогический  инструмент, который позволяет преодолеть разрыв между теоретическим знанием деловой лексики и ее практическим применением. Преподаватель вуза в этой модели перестает быть контролером и становится помощником, наставником, который направляет энергию игры в продуктивное учебное русло. В конечном счете, именно через игру будущие специалисты могут по-настоящему «прочувствовать» язык бизнеса и научиться использовать его как уверенный инструмент для построения успешной карьеры.

Комментарии закрыты.