«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Понедельник 27 февраля 2012

От редакции:
Продолжаем публикацию материалов МО учителей иностранного языка ГОУ СОШ № 1241 Москвы. В рамках сквозной темы, над которой работает школьное МО «Использование ИКТ для повышения эффективности обучения ИЯ», учитель английского языка
В.В. Сонгайлене представляет статью о развитии технологий говорения через использование интерактивных игр
для младших школьников.

настроение: заинтересованное

ключевые слова: ИКТ,
языковое общение, устная речь,
онлайн-игры, эффективность,
раздаточный материал,
мотивация учащихся

Процесс обучения иностранному языку в коммуникативном подходе неизбежно строится на основе личностных взаимоотношений учителя с детьми. Учителю необходимо не только самому создавать комфортную атмосферу для общения, но и последовательно формировать коммуникативную культуру учащихся. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. ИКТ становится эффективным средством, способствующим расширению кругозора учащегося как с позиций обновленного учебного материала, так
и в освоении новых способов деятельности. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками, как универсальность и интерактивность. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Современные технологии позволяют учащимся в яркой и интересной форме овладеть основными способами общения: говорением, аудированием, чтением, письмом. Закрепление материала происходит
с использованием дисков, слайдов, видеоносителей, что способствует качественному восприятию и переработке информации.

Подробнее остановимся на вопросе обучения говорению с применением ИКТ в начальной школе. Прежде всего следует заметить, что эти уроки отличаются разнообразием форм и эффективностью — в условиях повышенного интереса учащихся к используемым приемам
и к иностранному языку в целом. Поэтому основная задача учителя иностранного языка в начальной школе — усилить мотивацию учащихся
к языковому общению, к устной речевой деятельности. Процесс создания
и получения сообщения в звуковой форме, то есть говорение и аудирование, требует развития фонетических умений и навыков аудирования. И в этом технологии ИКТ существенно облегчают работу учителя.

Такие сайты, как: http://www.mes-english.com/, http://bbcactiveenglish.com/kids-english-zone_information.html предоставляют учителю возможность разнообразить учебный процесс
и сделать его более эффективным. Эти сайты предоставляют  учителю раздаточный материал, а также «картинки-изображения», которые чаще всего в формате PDF легко скачиваются на медианоситель и при помощи компьютера и мультимедийного проектора используются при введении
и закреплении в речи нового лексического материала.

Так, на 1-й ступени начального обучения вводятся структуры типа
It’s an apple.

Проектируемое изображение является зрительной опорой высокого качества на этапе семантизации, изображение проектируется вместе со словом.

На этапе активизации лексики проектируется только изображение предмета. На данном этапе формы работы разнообразные. Это
и работа в парах. При правильно поставленной задаче учащиеся задают друг другу вопросы типа: Is this an apple? Is this an orange? Is this an apple or an orange? What’s this?
И фронтальная работа в режиме groupP или наоборот. Учитель может использовать знакомые учащимся изображения в стрктурах I like apples / I don’t like apples при введении прилагательных цвета, размера (big, little) и т. д.

Изображения на сайтах сгруппированы по темам. Мне очень нравится сайт http://www.pitara.com/activities/. Он содержит не только методические рекомендации для учителя, но может быть рекомендован b учащимся. Здесь они найдут Word play online — игру со словами (при наличии лингвистической лаборатории и Интернета эти игры могут быть использованы на уроке или на дополнительных занятиях). Учащиеся неизменно с высоким интересом воспринимают такие задания, как Найди антоним, Какое слово больше всего подходит к данному предложению (word to fit the sentence), Найди слово, не подходящее по смыслу (odd one word out).

В процессе обучения говорению важно обратить особое внимание на порядок слов в английском предложении (см. на сайте
http://www.dltk-teach.com)
Наряду с методическими рекомендациями есть готовые карточки для использования их с разными группами слов:

Helpers — помощники (артикли, частицы)
Nouns — существительные (8 существительных)
Verbs — глаголы (6 глаголов)
Colors — цвета (6 цветов)
Emotions — эмоции (4)

Принцип работы с этим материалом следующий. Учитель выкладывает три карточки — Helpers, nouns and emotions — и составляет из слов на карточках предложение, например: The boy was happy. Учащиеся создают свои предложение по аналогии. Дальше учитель выкладывает остальные карточки — Verbs and colors — и предлагает следующее предложение: The boy ate the apple и т. д.

Такое задание,  как “Get silly”, стимулирует учащихся к созданию своих собственных смешных предложений.

Задание Memory play – игра на запоминание, позволяющая закрепить умения составления предложений.
Работа происходит в следующем ключе: учитель показывает и читает своё предложение дважды: The monster kissed a dinosaur. Карточка глагола убирается и кладётся вместе с другими глаголами: kicked, ate, hugged, kissed. Учащийся выбирает нужный ему глагол и читает вслух предложение. Вместе с глаголом могут убираться оба существительных.
В дальнейшем учащиеся могут включить своё предложение в коротенький рассказ. Пять предложение на начальном этапе – это уже мини-рассказ.

Это задание помогает учащимся освоить структуру рассказа, осознать тот факт, что рассказ имеет начало, середину и конец. Аналогичную работу можно проводить и по другим темам.

Одним из средств в обучении говорению является компьютерная программа “Paint”. Так, при инвентаризации лексики по теме “Meet our pets” учащиеся, пользуясь программой, рисуют и рассказывают о своих домашних животных, опираясь на слова и вопросы типа:

What is this?
What size is it?
What does it look like?
What color is it?
What can it do?
What founds can it make?

Учащиеся представляют свои мини-проекты на таких медианосителях, как флеш-карта или диск. Дальнейшая работа с представленным материалом очень разнообразна. Это и тренировка вопросов, отработка степеней сравнения и составление мини-диалогов типа:

– Do you have a pet?
+ Yes I do.
– What is it?
+ It’s….
– What does it look like?
+ It’s a…

В средней школе (5-й–6-й классы) учащиеся уже знакомы с программой PowerPoint, умеют создавать logo-миры, используя звук. Так, относительно той же темы, звучит описание животного или диалог о нём, учащиеся должны догадаться, что это за животное. В дальнейшем, представляя свои проекты (например в PowerPoint), учащиеся демонстрируют свою работу, сами рассказывая о животном или представляя свой проект со звуковым слоем. Сделать это не представляет большого труда, так как звукозапись и проигрыватель Windows Media для записи и воспроизведения звуковых файлов встроены в операционную систему.

Хотелось бы поподробнее остановиться на использовании ИКТ на таком элементе обучения говорению, как Storytelling. Рассказы или коротенькие сказки могут быть использованы как для расширения лексики по изучаемой теме, так и для развития умений монологической речи. Языковое наполнение сказки богаче, чем язык книги для учащегося. Рассказы являются языковым опытом для ребёнка. Они мотвируют и расширяют социокультурную и дискуссионную компетенции.

Приведу один из примеров. На заключительном уроке по теме Food среди целей были: развитие умений монологической речи, инвентаризация лексики по теме. Применение ИКТ значительно облегчило достижение поставленных целей, заинтересовав учащихся и побудив их употреблять знакомую им лексику и грамматические структуры в новом контексте.

Для этого я использовала графические шаблоны всем известной сказки “The very hungry caterpillar” с сайта www.teachingheart.net Содержание немного изменено и «подогнано» к изученной учащимися лексике.

Перед повествованием и демонстрацией материала ученики были обеспечены текстовыми опорами в форме таблиц и шаблонами. Для презентации материала использовались мультимедийный проектор
и компьютер.
Содержание демонстрируемой сказки следующее:

One sunny day the caterpillar was hatched out of a tiny egg. He was very hungry. On Monday he ate through an apple and his head became red, but he was hungry.
On Tuesday he ate through a nice green leaf and a part of his body became green.
On Wednesday he ate through an orange and another part of his body became orange, but he was still hungry. On Thursday he ate through
a piece of cake and another part of his body became brown, but he was still hungry. On Friday he ate through a pear and a part of his body became yellow but he was hungry. On Saturday he ate through a strawberry and the last part of his body became red. Full at last the caterpillar made
a cocoon around himself and went to sleep.

Во время моего повествования ученики заполняли таблицы. Следующим этапом была работа с шаблоном гусеницы – составление рассказа по аналогии в группах по три человека. Учащиеся выбирали проектируемые предметы или же придумывали свои, раскрашивая гусениц в зависимости от контекста.

Если уровень подготовки учащихся позволяет, то домашним заданием может быть аналогичный рассказ по данному началу.

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.