«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Понедельник 16 Апрель 2012


Появление национального проекта «Образование» в числе самых приоритетных задач страны говорит о формировании нового поколения профессиональных кадров и возрождении российской образовательной системы. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни
в высокотехнологичном конкурентном мире.

настроение: исследовательское

ключевые слова: методы обучения, технология обучения, информационные технологии, программно-методические комплексы, внеклассные мероприятия, мультимедийные технологии, интернет-проект, проектная деятельность

город: Дзержинский, Московская обл.

e-mail: yudmitrieva@i-yazyki.ru

Одним из основных направлений решения задач, связанных
с модернизацией образования, является технологизация, то есть внедрение в процесс обучения технологий.

Как отдельное направление в современном образовании необходимо выделить инструментально-технологическое, которое заключается
в использовании новых возможностей информационных технологий. Именно распространение компьютерной техники привело к развитию данных технологий обучения учащихся: медийных — предполагающих задействование аудио — и визуальных средств, информационных — использующих ПК как средство обучения, мультимедийных — при которых ПК является вспомогательным инструментом. В связи с этим становится актуальной задачей разработка информационных технологий для реализации идей развивающего обучения и формирования личности учащегося.

Использование новых информационных технологий в учебном процессе стало необходимым для полноценного получения знаний. Сегодня ПК
в школе — это инструмент, который позволяет не только эффективнее использовать традиционные формы и методы обучения, но и открывает совершенно новые образовательные возможности.

В методических разработках последних лет выделяют наиболее значимые
с позиций дидактики цели, которые наиболее эффективно реализуются на базе использования информационных технологий:

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
  • контроль знаний учащихся — с обратной связью, диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности на экране ПК;
  • осуществление самоконтроля с последующей коррекцией своих знаний;
  • повышение качества усвоения учебного материала за счет удобства работы с информацией, визуализации изучаемого материала, моделирования исследуемых процессов и использования информационных баз данных;
  • усиление мотивации обучения из-за игровых моментов.

Использование мультимедиа-технологий эффективно тогда, когда их применение повышает качество, объем и скорость усвоения приобретаемых ЗУН, способствует более точному формированию понятий и образов, предоставляет учащемуся дополнительные средства для самореализации.

Мультимедиа-технологии и урок английского языкa

В нынешний динамичный век информационных технологий молодые люди порой находятся в некоторой растерянности от обилия способов поиска информации и не всегда правильно трактуют полученный результат. Разнообразная внеклассная деятельность помогает грамотно и эффективно управлять познавательной деятельностью учащихся.

По английскому языку выпущено очень много обучающих программных комплексов. Так как обучение проводится в группах, есть возможность работать в компьютерном классе или современном лингафонном кабинете. Несмотря на то что обучение английскому языку строится прежде всего на общении преподавателя с учениками и разговорной практике, существует масса удачных программно-методических комплексов для обучения английскому языку.

Программные комплексы «Профессор Хиггинс» можно использовать
и постоянно, и эпизодически. В его состав входят два блока — фонетика
и грамматика. При работе с блоком фонетических заданий ученик не только слушает и воспроизводит слова и фразы, но имеет возможность сравнивать аудиовизуальные характеристики эталонного произношения c собственным, добиваясь максимального их совпадения. Блок грамматических заданий состоит из нескучных упражнений, разбитых по темам.

Курс «Кирилла и Мефодия» помогает подготовиться к ЕГЭ.
Такие учебные курсы, как «Учите английский», «Английский. Путь
к совершенству», тоже эффективны при регулярном использовании.

Одним из самых авторитетных источников знаний в мире является компьютерная энциклопедия «Encyclopedia Britannica 2011», представляющая собой самую подробную энциклопедию в электронном варианте. Данная программа включает в себя не только статьи
и материалы, но и инструменты для создания научной работы, доклада или реферата; также содержит Online сервис.

Интерактивная компьютерная программа «The Verb» Г.А.Эпштейна используется и как обучающий курс, и как повторительно-тренировочный курс по практической коммуникативной грамматике.
Отличным дополнением к учебникам являются разработанные как компоненты УМК курсы, использующие ненавязчивую форму контроля усвоения материала и самостоятельно, и с помощью учителя.

Говоря о медийной технологии, нужно помнить, что просмотр видеофильмов не будет эффективным и действенным, если его ограничить лишь демонстрацией. Учащиеся любят обсудить увиденное, выразить свои эмоции по поводу фильма или мультфильма, сопереживания герою
и с удовольствием узнают интересные выражения и новые слова, варианты английского языка (например, американский, австралийский и т.д.). Поэтому я применяю свою систему заданий к фильмам и мультфильмам, которая не только повышает у ребят качество усвоения учебного материала, но и прививает эстетическое восприятие такого вида искусства, как кино («Bamby», «Alice in Wonderland», «Oliver Twist», «Mary Poppins»).

Невозможно представить себе работу с мультимедийными технологиями без игровых моментов, ведь с ПК дети играют особо азартно, обучаясь
и практикуясь. Большинство программ можно реально применять в начале изучения языка.

Информационные технологии и внеклассные мероприятия

Использование информационных и медийных технологий во внеклассной работе поможет не только украсить школьные мероприятия, но
и существенно дополнить их содержание.

Поле чудес. Эта игра основана на известной ТВ-игре и может быть осуществлена с помощью учителя информатики, который напишет программу для игры, а учитель английского подберет интересную тему.
В PowerPoint создаются слайды с алфавитом. Затем задаются переходы между слайдами через гиперссылку (от буквы к угадываемому слову).

Викторина. Такая игра является компьютерной версией популярных ТВ-игр с переходом к следующему вопросу в зависимости от варианта ответа.
В PowerPoint создаются слайды с вопросами и вариантами ответов, которые можно оживить спецэффектами. Затем задаются переходы между слайдами через гиперссылку. Рассмотрим одну из подобных игр.

Я разработала командную мультимедийную игрувикторину «Англоязычный мир», которая представляет собой страноведческую викторину, затрагивающую вопросы политики и истории, географии
и природы, традиций и искусства англоязычных стран.

Цель данной игры заключается в развитии коммуникативных умений учащихся через достижение следующих задач:

  • обучающая: развивать умение строить грамматически правильную речь, активизировать освоенные ЛЕ в речи, приобрести новые
    и систематизировать имеющиеся знания по теме;
  • развивающая: развивать внимание, мышление, логику;
  • воспитательная: воспитать дух соревнования, расширить кругозор, привить интерес к культуре, истории, традициям других стран.

Актуальность игры очевидна: в связи с развивающимся процессом глобализации имеется необходимость в расширении знаний о культуре, экономике, политике стран.
Целесообразность игры подкупает своей значимостью: расширить кругозор, выйдя за рамки урока изучаемого предмета, систематизировать имеющиеся знания. Наличие межпредметных связей (интеграция) — страноведение, английский язык, информатика — обеспечивает всестороннее развитие личности ученика.
Техническое оснащение предполагает использование следующих устройств: ПК (офисное приложение PowerPoint,), проектор, мультимедийный экран, сканер.

Интернет и английский язык

Ну и, конечно, огромные возможности при обучении иностранному языку предоставляет Интернет: это и создание докладов и рефератов, возможность вести переписку или устное общение с носителем языка (Skype). Отметим также, что в сети Интернет действует множество международных программ для школьников, организованных как в нашей стране, так и по всему миру. Участие школьников в таких программах не только дает практику общения на языке, но и позволяет им расширять свой кругозор и совершенствоваться в определенной области. Еще один довод, повышающий интерес к международным интернет-проектам, состоит в том, что участники не просто контактируют друг с другом в сети Интернет, но
и проводят выездные конференции в различных странах мира, общаясь со своими сверстниками непосредственно.

Интернет–проект «Mondialogo» объединяет ребят из разных стран для того, чтобы сотрудничать по выбранной обоюдно приемлемой теме и готовить совместный проект — доклад на суд комиссии конкурса.

Я считаю, что интернет-проекты помогают молодежи строить отношения со сверстниками в разных странах. Участие в подобном конкурсе не оставляет никого равнодушным к общечеловеческим проблемам. Найдя партнера для совместного проекта, ребята — помимо постоянной практики ведения диалога на английском языке — вместе работают над решением глобальных актуальных тем, осознают значимость и необходимость своего вклада в дело мира.

Этот конкурс вдохновляет наших учащихся на создание межкультурных связей не только в сфере образования, прививает уважение
и толерантность к многообразию культур и наций. Благодаря этому конкурсу ребята учатся строить грамотный и эффективный межкультурный диалог, ценить и уважать точку зрения других наций; развивают межкультурные знания по смежным дисциплинам; работая в команде, достигают желаемого результата посредством дистанционного создания совместного проекта; закрепляют навыки и умения пользоваться информационными технологиями; получают огромную практику общения на иностранных языках; вносят вклад в усовершенствование учебно-воспитательной деятельности, дополнив ее результатами участия в данном конкурсе, развивают страноведческие знания и умения, основанные на сравнении элементов родной культуры и культуры стран изучаемого языка и других стран.

Информационные технологии и проектная деятельность учащихся

Наибольший интерес в плане использования информационных технологий вызывает такой вид учебной деятельности, как проектная деятельность учащихся, поскольку идеи проектного обучения применимы практически
к любым предметным областям знаний.

Данный метод позволяет формировать такие личностные качества, которые развиваются лишь в совместной деятельности: умение работать
в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, анализировать результаты деятельности. В процессе работы школьники не только ведут поиск необходимой информации, осуществляют анализ и обработку собранного материала, но и привносят что-то свое в выбранную тему, воплощают собственные идеи, учатся реализовывать свои способности
к самостоятельной созидательной исследовательской деятельности, расширяют кругозор, а учитель выступает координатором самостоятельной деятельности учащихся.

Научно-практическая работа ребят в рамках проекта ЮНЕСКО «Дети исследуют мир» является одним из самых интересных мероприятий школ Московской области. Очень важно формировать умения и навыки самопрезентации, так как учащимся предстоит оформить результаты работы в виде компьютерной презентации.

Рассмотрим примерный проект по английскому языку.

Структура исследовательского проекта
«ЮНЕСКО на службе у человечества» (WORLD THROUGH UNESCO)

  • Выбор темы: в связи с развивающимся процессом глобализации имеется необходимость в расширении знаний о культурологическом
    и природном наследии стран по данной тематике
  • Постановка цели и задач: цель данного проекта заключается
    в развитии коммуникативных навыков учащихся через достижение следующих задач:

    • учебная — владеть в полной мере ЗУН по предмету, владеть коммуникативными навыками и умениями, владеть ЗУН ИТ
      в рамках базового курса информатики, уметь разрабатывать проблемы не только одной предметной области и не только
      в рамках урока;
    • развивающая — развить логику, внимание, мышление;
    • воспитательная — научиться формировать активную жизненную позицию (патриотизм), развить самостоятельность
      и независимость в суждениях, научиться самооцениванию
      и оцениванию, развить творческие и социальные начала личности учащегося, формировать навыки научно-исследовательской работы.
  • Содержание слайдов: предисловие, история программы Всемирного наследия ЮНЕСКО, цели, миссия, конвенция и комитеты, список объектов под защитой ЮНЕСКО, критерии отбора, истории успешного спасения, объекты в опасности, молодежь и программа Всемирного наследия ЮНЕСКО, исследовательская работа на примере Николо-Угрешского монастыря города Дзержинский Московской области; заключение.
  • Методы исследования: анализ, сопоставление.
  • Техническое оснащение: ПК (офисное приложение, Интернет), фототехника.

 
 
[links&resources]

1. Новые информационные технологии в образовании. // Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. — Екатеринбург: РГППУ, 2011.
2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: «Школа-Пресс, 1994.

1 Comment »

«…Использование мультимедиа-технологий эффективно тогда, когда их применение повышает качество, объем и скорость усвоения приобретаемых ЗУН…»
Ну это тоже самое, что сказать: «еда соленая, когда ее посолили». Надо как то посодержательнее. В каких случая использование ИТ в образовании не эффективно? При каких обстоятельствах оно не работает ?

4 Ноябрь 2015 | 9:55
Оставить комментарий

Комментарий

..