«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

РОЛЬ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Четверг 17 мая 2012


Одним из главных направлений деятельности современной школы является личностно ориентированный подход, который провозглашает уважение достоинства личности ребенка, соблюдение его прав и свобод, содействие индивидуальному развитию учащегося.

 
настроение: деловое

ключевые слова: возможности и интересы школьников, личностно ориентированный подход, формирование активной самостоятельной личности, социокультурная компетенция, речевой и жизненный опыт

город: Череповец, Вологодская обл.

e-mail: okazakova@i-yazyki.ru


Переход к информационному обществу требует развития у учащихся коммуникативных способностей, способствующих вхождению в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем. Для этого выпускник школы должен обладать нужными знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться современными информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, стремиться не создавать и преодолевать конфликты. Все это может быть достигнуто при личностно ориентированном подходе, когда учитываются потребности, возможности и склонности ученика, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта процесса обучения.

Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные задачи, содержание обучения, методы и приемы) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т. д.), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды. Личность здесь выступает в качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и в общении с другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов.

В центре обучения, согласно личностно ориентированному подходу, находится сам ученик, его мотивы, цели, неповторимый психологический склад. Учитель в контексте такого подхода определяет учебную цель урока и организует, направляет и корректирует учебный процесс исходя из интересов ученика, уровня его знаний и умений. Учащийся в конце урока должен быть в состоянии ответить себе на вопрос, чему он сегодня научился, что он не мог сделать еще вчера. Это могут быть новые знания, умения, навыки, отношения, состояния и т.д. Организация такого обучения означает, что использование учебного материала, тех или иных приемов, способов, упражнений должно преломляться через призму личности обучаемого — его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.

Личностно ориентированный подход также предполагает, что учитель максимально учитывает национальные, возрастные, статусные особенности учащихся. Адресованные ученику вопросы, задания, замечания в условиях личностно ориентированного подхода стимулируют его личностную, интеллектуальную, речевую активность, поддерживают и направляют его деятельность без излишнего фиксирования внимания на промахи и ошибки или неудачные действия.

Исходя из вышеизложенного мы можем сформулировать основные положения личностно ориентированного подхода в процессе обучения:

  1. Любые практические цели подчиняются центральной задаче — формирования, развития, воспитания учащегося как активной, убежденной, самостоятельной личности, которая умеет эффективно сотрудничать и общаться. Главной педагогической задачей является ориентация обучения на личностное развитие ребенка.
  2. В педагогическом процессе активно взаимодействуют и сотрудничают два субъекта — ученик и учитель.
  3. Учитель организует деятельность в учебно-педагогических ситуациях, в которых реализуются социально-установленные и межличностные отношения, а также позитивные личностные новообразования (мотивационные, эмоционально-оценочные, интеллектуальные и др.).


Выделим основные принципы личностно ориентированного подхода по отношению к ученику:

  • познавательно-коммуникативная активность;
  • внутренняя мотивированность;
  • личностная значимость предмета;
  • комфортность обучения;
  • самоконтролируемость процесса;
  • отсутствие чувства непреодолимости.

По отношению к учителю выделяются следующие принципы:

  • профильно-предметное и личное соответствие деятельности;
  • гуманистичность;
  • готовность к сотрудничеству;
  • демократичность.

Интегративной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Это возможно только в том случае, если у школьника сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная, учебная.

Личностно ориентированный подход предполагает особый акцент на социокультурной составляющей, включающей социолингвистическую, предметно-тематическую, общекультурную и страноведческую компетенции. Это обеспечивает культуроведческую направленность обучения, приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры собственной страны, умение представить ее средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

В настоящее время большое внимание уделяется достижению функциональной грамотности во владении иностранным языком, то есть реальное владение им, действительно обеспечивающее возможность речевого взаимодействия с носителями языка как в личных целях, так и в целях международного сотрудничества.

Однако, учитывая неодинаковые возможности и способности школьников, их различные планы на будущее и различные профессиональные устремления, допускаются разные уровни обученности, то есть личностно ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает индивидуальные интересы школьников и их особенностей, создает предпосылки для большей результативности обучения.

Влияние личностно ориентированного подхода на содержание обучения иностранным языкам реализуется следующим образом:

  1. В интересах развития свободной активной личности акценты падают на деятельностный аспект, на развитие опыта творческой деятельности и ценностные ориентации. «Знаниевая» составляющая должна быть интегрирована в деятельностную составляющую содержания обучения. Это предполагает практическую направленность знаний, их активное применение, как, например, в проектной деятельности.
  2. При отборе иноязычного содержания учитываются интересы и волнующие современных школьников проблемы (с учетом разных возрастных групп). Это проявляется при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения, в привлечении актуального аудиовизуального материала.
  3. Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух уровней — уровня предъявления и уровня спроса, который несколько ниже уровня предъявления, так как учитываются возможности и потребности учащихся. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает их к большей самостоятельности и активности.
  4. Учителем используется проблемная подача материала, (а не сообщение готовых знаний), он побуждает учеников к размышлениям, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям. Это проявляется в представлении проблемных тем, грамматики, а также в развитии рефлексии, которая способствует развитию личности, ее самосознания, самооценки.
  5. При отборе содержания важны материалы, которые апеллируют к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям. Побуждают к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций.


Вот некоторые способы организации учебной деятельности на уроке иностранного языка при личностно ориентированном подходе:

  • Вопросно-ответное упражнение после прослушивания или прочтения рассказа. Школьники получают список вопросов и задание выбрать те из них, которые им наиболее интересны и посильны. Этот прием позволяет увеличить число участвующих в работе и скорость выполнения задания. Вариантом такого задания может быть следующее: учащимся предлагается составить свою серию вопросов к тексту.
  • Временные пары. Известно, что изменение состава пар и групп обогащает речевой опыт и улучшает психологический климат в классе. Техника временных пар предполагает короткий речевой обмен (опрос мнений, выявление аналогичных ответов на вопрос и др.) и дает возможность активизировать всех учащихся класса.
  • Пишем пять минут. Учитель объявляет тему ( «Настоящий друг», «Мой любимый урок» и т.п.) и дает учащимся пять минут для написания по теме одного-двух абзацев. Затем школьники могут зачитать свои работы вслух или использовать их для дискуссии.
  • Вспомни и поделись с другими. Учащимся предлагается небольшой текст в письменном или звуковом виде. Спустя некоторое время учитель убирает этот материал и просит учащихся записать все, что они запомнили. Затем школьники объединяются в пары или тройки и обсуждают результаты работы, что позволяет им значительно расширить свои записи. В завершение можно предложить классу обменяться результатами работы.

Таким образом, каждое выполняемое в классе упражнение должно чем-то привлекать учащихся: интересный материал, необычная содержательная сторона упражнения, личностно значимая проблема, которую интересно обсуждать, увлекательная форма выполнения задания, занимательные опоры и т. п.

Весь предлагаемый на уроке комплекс упражнений и заданий должен позволить каждому школьнику выбрать то, что соответствует его интересам и возможностям, продемонстрировать свой речевой и жизненный опыт, высказать собственное мнение. Использование личностно ориентированного подхода означает, что каждый школьник может максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, выбрав из многообразия заданий то, что подходит лично ему.

[links&resources]

<1. Ариян М.А. Личностно ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых // Иностранные языки в школе. — 2007, № 1.
2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2001, № 4.
3. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. — Минск, 2004.

 

Оставить комментарий

Комментарий

..