«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РЕАЛИЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЗАПРОС
И УЧЕНИКА, И РОДИТЕЛЕЙ

Понедельник 18 июня 2012

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 4.

На вопросы читателей отвечают эксперты:
Ирина ЛОГВИНОВА, кандидат педагогических наук, заместитель директора ИСИО РАО, координатор апробации ФГОС общего образования,
Александр КОНДАКОВ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, научный руководитель ИСИО РАО, руководитель группы разработчиков ФГОС

ключевые слова: ФГОС, второй иностранный язык, ЕГЭ, ГИА, внеурочная деятельность, основная образовательная программа

КАКОВ СТАТУС ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НОВОМ СТАНДАРТЕ? КАКОВЫ ШАНСЫ, ЧТО ИНОСТРАННЫЙ СТАНЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ В ЕГЭ? ОБСУЖДАЕТСЯ ЛИ ЭТА ТЕМА?

[И. Л.] Статус второго иностранного языка определен в стандарте основной школы. Он включен в перечень обязательных предметов в предметной области «Филология». И в требованиях к предметным результатам также сформулированы требования, которые называются «Иностранный язык», «Второй иностранный язык». Статус его является обязательным на ступени основного образования — с пятого по девятый класс.

Система образования Российской Федерации очень многообразна, обучение в школах осуществляется не только на русском языке, но и на родных (помимо русского). Есть школы, в которых изучается, наряду с русским, язык республики. Поэтому не везде может изучаться второй иностранный, но принятый стандарт фактически ориентирует на то, чтобы в большинстве школ изучалось два языка, помимо языка обучения.

Для ориентации образовательных учреждений в распределении количества часов на изучение предметов разработана «Примерная основная образовательная программа основного общего образования», выпущенная издательством «Просвещение» в виде пособия для учителя основной школы, где приводятся четыре варианта Базисного образовательного плана для различных видов образовательных учреждений. При этом три варианта предусматривают изучение трех языков с учётом языка обучения.

В некоторых школах, например в школах с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла, где необходимо увеличивать время на изучение этих предметов, ввести второй иностранный очень сложно, а порой и невозможно.

Станет ли иностранный язык обязательным в ЕГЭ? Можно сказать определённо, что ЕГЭ будет претерпевать изменения в связи с ведением стандарта старшей школы, поэтому оценить эти возможности пока проблематично. Хотя эта тема обсуждается. Некоторые эксперты и авторы стандарта старшей школы (в частности Александр Кондаков) считают, что, если сделать иностранный язык обязательным в ЕГЭ, то есть зафиксировать три обязательных экзамена на ЕГЭ — русский язык, математику и иностранный язык, то только в этом случае мы действительно изменим ситуацию, и изучение иностранного языка активизируется. Но есть и обратная точка зрения.

[А. К.] Пока идея с введением третьего обязательного ЕГЭ по иностранному языку — это только идея. Русский язык и математика являются обязательными итоговыми экзаменами как показатель языковой и математической компетенции нации. В большинстве стран мира в список важнейших компетенций включено также владение иностранным языком как серьезный индикатор конкурентоспособности человека и государства в целом. Мы в своем проекте высказали свою позицию, позицию разработчиков. А как отнесется министерство к предложению ввести третий обязательный ЕГЭ, покажет время.

√ От редакции/Пока верстался номер

Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования был подписан и. о. министра образования и науки Российской Федерации
А.А. Фурсенко 17.05.2012 и зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012. В ближайшее время документ будет опубликован в «Российской газете» и размещен на сайте
http://standart.edu.ru

Из главных новшеств ФГОС для старшей школы: введение третьего обязательного ЕГЭ (по иностранным языкам и с 2020 года), разделение предметов на базовые и выбранные, а также уровни изучения — базовый и углубленный. На базовом уровне ЕГЭ можно будет сдавать в 10 классе.

КАК ГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К ГИА, УЧИТЫВАЯ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
И ФОРМАТ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ?

[И. Л.] Сейчас этот вопрос ещё не стоит вообще. Поскольку готовить к итоговой аттестации по окончании основной школы мы начнем лишь только через пять лет, если в этом году перейдем на стандарт основной школы. А массового перехода в 2012 году не будет, он намечен на 2015 год. Поэтому к тому времени, я убеждена, изменится и сама ГИА. Пока этот экзамен соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, по которому и учится сегодня основная школа. Говорить о соответствии сегодняшнего ГИА новому стандарту будем с 2015 года. Сейчас разрабатываются подходы к системе оценки качества основного образования.

С ЧЕГО НАЧАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ДНЯ В ШКОЛЕ?

[И. Л.] Если речь идёт о начальной школе, то начинать нужно с разработки плана внеурочной деятельности в соответствии со стандартом. Внесены изменения во ФГОС начальной школы, и в них появился план внеурочной деятельности. Вот с разработки этого документа и нужно начинать. Все остальные рекомендации по внеурочной деятельности, все смыслы, тонкости, даны в рекомендациях Министерства образования и науки РФ. Оно их утвердило, вывесило на своем официальном сайте в разделе «Актуальные документы». На сайте издательства «Просвещение» размещена лекция по данной теме[http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29024].

[А. К.] Дело же не в том, что введена внеурочная деятельность, а в том, как она организуется. Действительно, в некоторых школах внеурочные занятия превращаются в дополнительные уроки для учеников. Но внеурочная деятельность дана для того, чтобы реализовать индивидуальный запрос и ученика, и родителей, и дать возможность ребёнку развивать свои способности, таланты, реализовывать желания.

Сама идея внеурочной деятельности преследует цель не организовать дополнительные уроки, а дать ребенку возможность бесплатно заниматься в кружках, посещать музеи, ходить в походы, заниматься видами деятельности, которые ему интересны. Многие считают, что внеурочная деятельность убивает систему дополнительного образования, но стандартом как раз фиксируется обратное! Внеурочная деятельность реализуется школами совместно с учреждениями дополнительного образования, что позволяет поддерживать и развивать систему дополнительного образования, а родителям экономить деньги.

Вопрос добровольности встаёт из-за искажённой реализации этой идеи, что называется, «на местах». Если ребенок не имеет права выбора вида внеурочной деятельности — это прямое нарушение ФГОС. Внеурочка — это не лекции, не уроки, не обязаловка, а то, что развивает личность школьника, что удовлетворяет потребность семьи в организации развивающей деятельности для своего ребёнка под присмотром и руководством специалистов.

Внеурочная деятельность — составная часть основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная образовательная программа как основной документ, регламентирующий работу школы, утверждается совместно педагогическим коллективом и родительским комитетом,
и родители должны реализовать свое право на участие в разработке основной образовательной программы. И это одна из главных идей
стандарта — активно включить родителей
в организацию учебно-воспитательного процесса.

В проблемных ситуациях родители должны официально обратиться к руководству школы с вопросом о том, как организована внеурочная деятельность, обратить внимание руководства школы, если ФГОС не реализуется, и добиться реализации своего права совместно с педагогическим коллективом отработать тему основной образовательной программы.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.