«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОРМ, ВИДОВ И ПРИЁМОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Понедельник 16 Июль 2012

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 4.

Продолжение цикла статей Натальи Львовны Галеевой о технологии учёта индивидуального стиля учебной деятельности школьника (ИСУД).
В данной статье использована «Картотека учебных форм и видов учебной работы для использования в преподавании английского языка», разработанная Гагиевой В. А., учителем английского языка НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром» (Москва).

 

настроение: конструктивное, убедительное

ключевые слова: ИСУД, педагогический анализ, дидактический потенциал, метапредметные умения, картотека заданий для уроков иностранного языка

город: Москва

e-mail: galeeva-n@yandex.ru

 
В первых трёх публикациях нашей рубрики мы проанализировали совокупность внутренних ресурсов обучающегося, описывая особенности индивидуального стиля учебной деятельности ученика. Одну из статей мы закончили утверждением о том, что информация об этих особенностях, не подкреплённая достаточным количеством разнообразного дидактического материала, не способна обеспечить управление качеством предметного обучения.

Предположим, что учитель знает, на какие параметры ИСУД у данного ученика он может опираться и какие из них надо развивать. Сможет ли учитель воспользоваться этой информацией, если он не знает, какие задания требуют условий, при которых развиваются конкретные внутренние ресурсы? Можно поставить вопрос иначе: может ли осуществлять индивидуальную педагогическую помощь обучающимся учитель, недостаточно владеющий таким профессиональным умением, как педагогический анализ? Заострим вопрос, напомнив читателю, что требование «учить каждого» является основополагающим и по новому Квалификационному справочнику[1], и по требованиям ФГОС.

В методологическом аспекте педагогический анализ является составляющей общей педагогической системы учителя. В этом аспекте педагогический анализ рассматривается как совокупность знаний и умений учителя, обеспечивающих осознание учителем существующих реалий: особенностей развития внутренних ресурсов учеников, внешних дидактических ресурсов, средств и условий, уровня развития собственных компетентностей — и взаимосвязей этих реалий для организации образовательного процесса, как максимально комфортного, так и развивающего для каждого ученика.

Второй аспект позволяет рассмотреть педагогический анализ как процессную систему. В этом случае это понятие включает непосредственную деятельность учителя по оценке:

  • выделенных педагогически значимых параметров учебного успеха ученика, что, в сущности, является начальным этапом реализации учителем любой методики или технологии;
  • дидактического потенциала форм, видов и приёмов учебной деятельности, которые учитель предлагает обучающимся;
  • остальных внешних дидактических ресурсов, средств и условий, уровня развития собственных компетентностей.

Моя пятнадцатилетняя практика методического консалтинга освоения и внедрения технологии ИСУД показывает, что учителя достаточно легко осваивают содержание и приёмы педагогического анализа состояния внутренних ресурсов обучающихся (особенно если рядом педагогически грамотный психолог). А вот определение дидактического потенциала каждого задания, предлагаемого ученику, для учителя оказывается более сложным делом.

В процессе работы с учителями, осваивающими технологию ИСУД, мы выявили одну из причин такого явления.

Выявление особенностей развития внутренних ресурсов требует от учителя внимания к процессу учебной деятельности ученика и знания смысла набора терминов, обозначающих особенности этой деятельности. Если ученик, читая текст задания, часто допускает ошибки в толковании его смысла, учитель смело определяет у этого ребёнка недостаточный уровень развития метапредметного умения, называемого в ФГОС «смысловое чтение».

Обратное действие учителя — необходимость представить себе, какой «инструмент», какой внутренний ресурс необходим ученику для выполнения конкретного задания, — требует от учителя достаточно высокого уровня теоретического мышления. Но только овладев таким умением, учитель может целенаправленно конструировать систему педагогической поддержки любому ученику.

Предлагаю выполнить один раз такую работу нам вместе, дорогой читатель. Именно так на обучающих семинарах мы работаем с учителями, осваивающими педагогический анализ дидактического потенциала внешних ресурсов учебного успеха ученика. Вам предлагается заполнить таблицу 1.

Опишем конкретное задание, приём учебной работы.
Затем проанализируем, какие внутренние ресурсы ученик
должен задействовать, чтобы успешно выполнить задание. Запишем свои ответы
в правом столбце (сделав выбор, отметим галочкой ресурс, необходимый для выполнения конкретного вида задания). При выполнении задания представьте себе,
что вы поочерёдно открываете виртуальный портфель внутренних ресурсов ученика[2] и, анализируя каждый ресурс, выявляете
его необходимость
для выполнения данного задания.

После заполнения таких таблиц для нескольких видов заданий (лучше
всего для тех,
которые учитель чаще всего даёт своим ученикам на уроках) учитель достаточно легко справляется с определением дидактического потенциала любого задания, но, что главное, учитель
может сопоставить этот потенциал с возможностями ученика.
И определить не только объём, но и «профиль» педагогической помощи.

 
По результатам изучения параметров ИСУД этих таблиц составляется матрица индивидуального стиля учебной деятельности ученика.

Наряду с формированием матрицы ИСУД ученика учителем создаётся картотека учебных приёмов, видов и форм учебных заданий, иначе говоря, матрица дидактического потенциала форм, видов и приемов учебного процесса. Такая матрица позволяет учителю в определении необходимого внутреннего ресурса ученика для успеха в выполнении конкретного задания.

Перед вами — пример картотеки заданий для уроков иностранного языка, разработанной и успешно используемой учителем английского языка В.А. Гагиевой в НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром» (Москва).

Аналогичные картотеки спроектированы и используются учителями иностранного языка О.А. Карамышевой и В.В. Саранча в МОУ «СОШ № 5 имени В. Хомяковой» г. Энгельса Саратовской области, И.А. Моносыповой в МОУ «Гимназия № 177» г. Екатеринбурга и в других школах сетевой инновационной площадки МПГУ «Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования»[3].

Приводим краткий перечень учебных приёмов и заданий УМК: «Английский в фокусе — 5» (Просвещение)

1. Активное слушание
2. «Мозговой штурм»
3. Практическая групповая работа
4. Просмотр видеофрагмента по изучаемой теме
5. Усвоение нового материала/повторение через сравнение двух и более объектов или явлений
6. Самостоятельное изучение/повторение материала на уроке в индивидуальном режиме с использованием информационной карты урока
7. Выполнение теста по изучаемой теме
8. Цифровой диктант «на слух»
9. Задание «Перевод с русского на русский»
10. Раскрыть смысл перечисленных понятий
11. Сравнить два близких понятия по смыслу
12. Сравнить объекты, модели, карточки с рисунками, найти общее
13. Найти место в учебнике, где описываются объекты и явления, представленные визуально
14. Дать примеры, раскрывающие смысл понятия
15. Найти смысловую ошибку в тексте
16. Найти лишнее слово из списка, объяснить
17. Задание на определение и восстановление линейной логической связи между словами
18. Назвать одним словом
19. Разделить на группы слова по категориям
20. Отгадывать загаданное слово в игре «да-нет»
21. Загадать понятие и показать его пантомимой
22. Извлечь всю информацию из данного объекта
23. Корректурная проба (найти слова по теме)
24. Заполнить текст пропущенными словами
25. Восстановить текст из неполных фрагментов
26. Придумать название текста по теме
27. Составить систему понятий
28. Составить интеллект-карту и прочитать ее
29. Проанализировать информацию, представленную в виде таблицы, схемы, диаграммы, карты, сделать вывод
30. Составить развивающие каноны по изучаемой теме (кроссворды, сканворды)
31. Решить кроссворд, сканворд, канон и т.д.
32. Составить опорный конспект по заданию
33. Упростить предложения без потери смысла
34. Составить мини-рассказ с использованием заданного списка понятий и терминов
35. Придумать и нарисовать рекламу, листовку социального содержания
36. Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, зафиксировать наблюдения
37. Создать презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем
38. Принять участие в уроке-ролевой игре
39. Подготовиться и принять участие в тематическом уроке интегрированного содержания

О практическом применении картотеки с подробным описанием всех учебных приёмов и заданий читайте в статье Виктории Гагиевой «Картотека учебных форм и видов учебной работы для использования в преподавании английского языка», размещённой в электронной версии журнала.

 
[links&resources]

[1] Приказ Министерства Mинздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Должность Учитель «Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом их психолого-физиологических особенностей…»
[2] Галеева Н.Л. Время индивидуализации. «Просвещение. Иностранные языки». — Интернет-издание для учителя. — Вып. 1. — Осень 2011. http://iyazyki.ru/2011/10/time-perso/#more-511
[3] «Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования»: Сб. работ участников сетевой экспериментальной площадки. — М.: УЦ «Перспектива», 2011. — 424 с.

 

Оставить комментарий

Комментарий

..