«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Пятница 6 июля 2012

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 4.

Для того чтобы говорить сегодня с детьми на одном языке, нужно понимать, что они родились и растут в цифровой среде. То, что для нас является новой технологией, чем-то незнакомым и необычным, для них совершенно естественная, привычная часть повседневной жизни. Нам современные технические средства кажутся порою недоступной роскошью, но скорее, чем мы можем себе это представить, они станут обыденностью.

настроение: обстоятельное

ключевые слова: эдьютеймент, гаджеты, интерактивные курсы, Apple, iPad, подкасты, itunes

город: Москва

Мы живём в эпоху цифровой революции. Именно благодаря стремительно развивающимся цифровым технологиям преподавание иностранных языков (как, впрочем, и других предметов) неизбежно претерпевает принципиальные изменения. Школьные кабинеты перестают быть единственным местом, где учащиеся получают знания: благодаря Интернету и мобильным сетям доступ к информации открыт 24 часа в сутки практически везде. Учитель и учебники уже не единственные источники информации. Более того, у издательств, выпускающих учебники, естественным образом исчезает монополия на создание учебного
контента — сегодня многие тысячи учителей во всем мире создают и публикуют в сети учебные материалы, которые часто оказываются очень удачными и востребованными. И наконец, новые цифровые технологии позволяют переосмыслить процесс обучения и разработать новые формы организации и проведения занятий.

Дети приходят в первый класс, уже имея значительный учебный опыт. Этот опыт они получили, играя в разнообразные компьютерные игры, множество которых предлагается на рынке программных продуктов. В процессе игры они учатся быть внимательными, концентрироваться, быстро принимать решения, делать самостоятельный выбор, определять причинно-следственные связи, выстраивать стратегию. Можно смело сказать, что, играя в компьютерные игры, ребёнок приобретает множество положительных навыков.

Принципиальное отличие компьютерной игры от школьной образовательной траектории состоит в том, что игры разрабатываются специалистами-игротехниками. Главная задача игротехников — «зацепить» детей: сделать так, чтобы они возвращались к игре снова и снова, тогда как у учителей в школе нет такой задачи. Как правило, учитель твёрдо убеждён в том, что самое главное — это передача содержания его учебного предмета. При этом форма подачи материала вторична и не столь существенна. Такой учитель исходит из того, что ученики обязаны учиться. Их долг — делать всё то, что им предлагают. Однако многие школьники такие взгляды не разделяют и выполнять неинтересные задания не хотят. Такие дети очень быстро разочаровываются в школе — им там просто скучно, она вряд ли может стать для них «вторым домом». Говоря о начальном образовании, мы вряд ли можем настаивать на мотивации «долга». В то же время игра является естественной потребностью детей этого возраста, а ответственность за выбор подходящих методик и учебных материалов, позволяющих эту потребность удовлетворить, лежит на нас, взрослых.

Сегодня всё более популярным подходом к созданию учебного контента становится принцип эдьютеймента (edutainment — слово, образованное слиянием двух английскоих слов: education — образование и entertainment — развлечение), который гласит, что образование должно быть максимально развлекательным, а развлечение — максимально образовательным. При этом для огромного количества детей понятие «развлечение» неразрывно связано именно с компьютерами и Интернетом.

Одним из самых востребованных онлайн-ресурсов для изучения английского языка в начальной школе оказался СlickN Kids[http://www.clicknkids.com] — американский интерактивный анимационный курс обучения чтению и письму. С точки зрения содержания программа состоит из огромного количества упражнений на формирование и закрепление навыков чтения и письма. Но приложение так забавно сделано, что детям кажется, что они просто играют.

Они с удовольствием работают с этой программой и зачастую отказываются уходить на перемену, не доделав задание до конца. Учителя довольны, потому что дети проделывают большое количество упражнений, а дети счастливы, потому что им кажется, что они не работают, а играют. Это один из примеров того, как в своей работе мы реализуем принцип косвенного целеполагания.

Помимо онлайн-ресурсов, активно используется базовое программное обеспечение компьютеров Apple. Для закрепления полученных при работе с СlickN Kids навыков мы пользуемся текстовым редактором Pages, который есть как на компьютерах, так и на айпэдах. Удивительно, но, поработав с СlickN Kids, дети с удовольствием готовы печатать любые тексты в Pages, так как процесс печатания на компьютере уже ассоциируется с положительными эмоциями. Для отработки навыков произношения мы часто используем приложение для записи видео Quicktime Player на компьютерах и Camera на айпэдах. Естественно, при этом учителем формулируется некоторая коммуникативная задача, и дети её решают, с удовольствием записывая себя на видео. Учитель контролирует ход выполнения задания и поправляет ошибки. Интересно, что при таком подходе замечания учителя вызывают у ученика не чувство досады, а чувство благодарности — ведь учитель помогает им создать хороший итоговый продукт, которым они смогут похвастаться потом перед друзьями и родителями. Учитель становится союзником и помощником, а не ментором и карателем.

Вообще, если говорить о гаджетах, самый популярный — это айпэд. С помощью этого устройства можно просто и эффективно организовывать индивидуальную, парную и групповую формы работы на уроке. На сегодняшний день существует около 30 увлекательных интерактивных приложений для изучения английского языка. Сюда, помимо специализированных программ для изучения языка, входят словари и интерактивные книжки, а также программы-«контейнеры», которые можно использовать на любом предмете. К ним относятся, например, Puppet PalsHD [http://itunes.apple.com/us/app/puppet-pals-hd/id342076546],
Sock Puppets [http://itunes.apple.com/us/app/sock-puppets/id394504903] — виртуальные театры, для которых можно написать, а затем поставить сценку или пьесу (обе программы бесплатные). Озвучивают героев сами дети — для этого в программах предусмотрена возможность записи голоса. После окончания записи сценку можно загрузить на youtube.com и показать своим друзьям и родителям.

Ещё раз хочется отметить, что при таком подходе принципиально меняется целеполагание — дети не просто читают тексты ради самих текстов, а заняты созданием продукта. А для того чтобы продукт получился качественным, необходимо подготовить грамотно оформленный текст и записать его без ошибок.

При работе на айпэдах активно используется ещё один интересный программный продукт, он называется Book Creator [http://itunes.apple.com/us/app/book-creator-for-ipad/id442378070]. Программа позволяет создавать книжки с иллюстрациями и просматривать их в программе iBooks. У этого приложения удивительно простой интерфейс, и дети довольно быстро осваивают работу с ним. А учителя учатся делать книги в программе Pages. Если вы взглянете на эти книги, сделанные для работы на айпэде, вы подумаете, что попали в Хогвартс: иллюстрации на страницах двигаются, книга умеет разговаривать, менять типы и размеры шрифтов.

Работая с подобными приложениями, дети примеряют на себя «взрослые» роли — профессии кинорежиссёра и сценариста, актера и оператора, издателя и дизайнера. Практически всё, что может понадобиться сделать ученику в школе, можно сделать с помощью айпэда: печатать тексты, делать презентации, снимать и обрабатывать видео, делать фотографии, искать информацию в Интернете. Это ни в коем случае не означает, что ребёнок становится придатком айпэда — объём работы с гаджетами можно и нужно контролировать. Ни в коем случае не нужно проводить весь урок в виртуальной реальности. Речь идёт о том, что, имея сегодня возможность использовать современные технологии, мы просто обязаны использовать их в том или ином виде и объёме, если мы хотим, с одной стороны, заинтересовать детей, а с другой — подготовить их к взрослой жизни.

Как утверждают многие специалисты, анализируя особенности восприятия «цифровых аборигенов» (наиболее точное определение детей, которые родились и выросли в окружении компьютеров, Интернета, электронной почты, игровых приставок, сотовых телефонов — в отличие от нас, «цифровых иммигрантов»), видео стало для детей текстом.

Если детям необходимо найти какую-нибудь информацию, они в большинстве случаев начинают свой поиск с Youtube, который становится всё большей частью их интернет-жизни. Чтобы учитель и учебные материалы были по-настоящему успешны, они должны быть не менее интересны, чем канал на Youtube. Поэтому одним из направлений работы преподавателей иностранных языков нашей школы стала работа по созданию учебных видеоподкастов. На школьном сервере подкастов у каждого учителя есть свой блог. Мультимедийный материал, который там размещается, становится доступным всем ученикам. Родители и дети могут подписаться на подкасты через iTunes и автоматически получать новые выпуски. Можно предложить два типа подкастов — подкаст-видеорепортаж, рассказывающий о том, чем занимаются дети на уроках, и учебный видеоподкаст, в котором учитель представляет какой-либо учебный материал. Если первый вид подкаста интересен детям и их родителям, то второй вид представляет интерес и для других учителей, которые, естественно, могут им воспользоваться.

При создании этих роликов главное — нащупать оптимальный формат материала по времени и по форме подачи. Пример: многие учителя не раз отмечали, что, согласно образовательной программе, ученики слишком поздно узнают, что в английском языке есть три формы глагола. Можно построить обучение так, чтобы дети естественным образом во 2–3 классах через мультики и песни выучили три формы 30 неправильных глаголов. В сотрудничестве с Телешколой [http://www.inter-net-school.ru] мы создали мультсериал про кота Макса, которому всё время не везёт. Три серии уже можно посмотреть на Youtube, сейчас готовится четвёртая. Чтобы посмотреть ролики, введите в поисковую строку на youtube.com “Irregular verbs song, Max the Cat”. Кстати, ролики оказались успешными — более 50 000 просмотров.

Очевидно, что для того чтобы эффективно применять информационные компьютерные технологии на уроке, учителям необходимо научиться работать с различными компьютерными приложениями и техникой. Конечно, не все с лёгкостью осваивают новые технологии. Не все поначалу верят в эффективность использования новых подходов. Но если учитель считает себя профессионалом, необходимо постоянно развиваться и самому никогда не прекращать учиться. Тогда, овладев цифровыми технологиями, каждый из нас сможет самостоятельно принимать решения, в каком объёме и как часто он будет использовать полученные знания и навыки. И это будет осознанный выбор профессионала. Впрочем, как показывает опыт, если учитель чувствует, что благодаря новым подходам, отношение учеников к занятиям меняется к лучшему, он становится активным сторонником использования ИКТ в школе. Поэтому хочется пожелать всем учителям иностранного языка, а особенно тем, кто работает со 2–4 классами, не бояться начинать изучение ИКТ (в любом возрасте) и не откладывать на потом их использование в образовательной деятельности. Для школ, заинтересованных в использовании айпэдов в своей работе, компания Apple организует и проводить тренинги.

Цифровая революция идёт очень быстро, давая нам всё новую почву для размышлений и педагогических экспериментов.

P.S.
iTunes — медиаплеер для проигрывания и систематизации аудио и видеофайлов, разработанный компанией Apple и бесплатно распространяющийся для платформ Mac OS X и Windows.
App Store — магазин приложений, раздел онлайн-супермаркета iTunes Store, продающий владельцам мобильных телефонов iPhone, плееров iPod Touch и планшетов iPad различные приложения. Не следует путать с Mac App Store — онлайн-магазином приложений для компьютеров Mac от Apple для операционной системы Mac OS X.
Подкастинг (англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting — повсеместное вещание,
трансляции) — процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов (подкастов) в стиле радио- и телепередач в Интернете (вещание в Интернете). Подкастом обычно называется либо отдельный файл, либо регулярно обновляемая серия ресурсов в Интернете.
iPad — интернет-планшет, выпускаемый компанией Apple. iPad является классическим примером интернет-планшетов и принципиально отличается от персональных компьютеров. Многие аналитики относят интернет-планшеты к устройствам посткомпьютерной эпохи, которые проще и понятнее привычных персональных компьютеров и со временем могут вытеснить персональные компьютеры с рынка.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.