«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КОНКРЕТИКА В АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Вторник 21 августа 2012

В сегодняшнем мире образовательная среда интенсивно меняется, возрастает роль эффективности образования, качественной профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области образования. Образование ищет свои источники развития, стремится успевать за изменением запросов общества, разрабатывая все новые образовательные культурно ориентированные практики. Перед системой образования возникает новая постановка вопроса: как научить человека адаптироваться и жить в современном мире. Педагогика находится в сложной ситуации, и непонятно, чему учить — авторитету истины или истинам авторитета. В связи с этим первой необходимостью для системы образования становится его жизнеспособность, которая заключается в гибкости, динамичности, вариабельности, в ориентации на вызовы современного поликультурного общества и личностные потребности человека.

настроение: вдумчивое

ключевые слова: инновационные процессы, поликультурное образование, современная информационно-образовательная среда, УМК нового поколения по иностранным языкам, углубленное изучение иностранных языков

город: Новосибирск

Среди отличительных характеристик инновационного развития педагогических практик в современном российском образовании можно выделить: интеграцию внешнюю и внутреннюю, стремление к динамике разных сторон образовательного процесса, актуализацию личностно ориентированного и культурологического подходов к становлению языковой личности в рамках гуманитарно ориентированных педагогических практик, углубление базовых знаний через повышение технологичности образовательного процесса, системно-деятельностный подход к обучению, коммуникативно ориентированный характер развивающих практик и ситуаций в школьном образовательном пространстве, интенсивно развивающийся контекст грамотно и всесторонне продуманных решений относительно современных требований к созданию, экспертизе и внедрению целевых УМК нового поколения и некоторые другие новации.

Интерес в рамках проблемы, обозначенной в названии статьи, представляют результаты тех практико-ориентированных фундаментальных исследований, в которых с особой тщательностью проработаны идеи личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская), методологические подходы к учебному познанию и профессиональному самосовершенствованию педагога (А.А. Вербицкий, А.М. Кондаков, В.Я. Синенко и др.), психологические, лингвистические и лингводидактические представления о развитии языковой личности в пространстве культуры и образования (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Г. Асмолов, Ю.Н. Караулов, Н.Д. Гальскова, И.И. Халеева и др.), частнодидактические и методические разработки в области формирования современной информационно-образовательной среды УМК нового поколения по иностранным языкам (А.А. Леонтьев, И.Л. Бим, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, М.З. Биболетова, О.А. Афанасьева, В.В. Копылова, В.П. Кузовлев, В.В. Сафонова и др.).

Никто не будет отрицать следующую реалию — от современного российского педагога требуется немало для того, чтобы с помощью разнообразных языков образования как части культуры риторически грамотно «донести»: а) общечеловеческие ценности, а не только «голые» знания о культуре, науке, природе, об обществе и самом человеке; б) комплекс инновационных притязаний общества, ориентированных на адаптивный рост, на социальное проектирование, а всякое государство, естественно, желает быть успешным; в) принципы культурного самоопределения личности обучающихся в полиязыковом динамично развивающемся информационно-образовательном пространстве.

В данном контексте следующие позиции гуманистической парадигмы образования становятся приоритетными для концептостроения языка современного учителя иностранного языка в рамках курсового повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования на кафедре гуманитарного образования нашего института:

  • языковая составляющая образовательного процесса — это и гуманитарный, и гуманизирующий элемент педагогических практик;
  • языковая личность может проявить себя и как субъект образования, и как активная, творческая, адаптированная к реальной полиязыковой и поликультурной среде;
  • языковая личность способна с помощью выразительных средств родной культуры и поликультур проявиться через сформированное индивидуальное личностное миропонимание, через концептосферу личностного языка смыслов;
  • творческая модель языкового существования — один из возможных путей реализации адаптивного образовательного процесса по созданию условий для расширения творческих возможностей каждого участника, задействованного в совместном проектировании событийного коммуникативного пространства культурного самоопределения языковой личности;
  • реализация данной модели в системе непрерывного педагогического образования, так как именно через призму концептосферы индивидуального языка педагога обучающийся начинает: а) воспринимать поликультурную полиязыковую информационно-образовательную среду в школе, б) формировать собственный мир языков и образов, в) совершенствовать собственную концептосферу языка, г) расширять личностные границы и ценностные ориентации и преференции; д) осуществлять адекватный своим потребностям выбор в образовании и через образование.

Представляется, что, с одной стороны, анализ перечисленных выше разнообразных аспектов поставленной исследовательской проблемы в свете полиязычий и поликультур в образовании и мире позволит более объективно подойти к изучению проблемного контекста отечественного языкового поликультурного образования. С другой стороны, надеемся, в контексте имеющихся результатов изучения опыта положительных педагогических практик позволит осуществить на продуктивном уровне конкретную актуализацию проблемы углубленного изучения иностранных языков в концептостроении языка современного образования и педагога, то есть приблизиться к решению поставленной целевой задачи статьи — сохранению этого важного для современной российской школы направления.

Как показало исследование, данная проблема имеет несколько аспектов.

1. Наличие условий для позитивного решения вопроса об углубленном изучении иностранного языка в регионе.

На городском и областном уровнях не одно десятилетие данное направление реализуется в школах и классах углубленного изучения иностранных (английского, немецкого и французского) языков.

На данную образовательную программу учебного курса отводится большее количество часов (5 и более).

Одно из важнейших требований — системное участие в мероприятиях разного типа и уровня, где реализуется творческий потенциал личности с помощью языков культур — родной и иноязычной.

Создание современной отвечающей требованиям ФГОС информационно-образовательной среды УМК с использованием средств ИКТ.

Наличие стабильно развивающегося корпуса высококвалифицированного кадрового состава педагогов и сотрудников, оказывающих содействие в эффективном продвижении обозначенного направления инновационного развития школ и классов с углубленным изучением предмета.

В качестве примера адресуем читателя к опыту гимназии № 10 г. Новосибирска, которая одной из первых взяла на себя культуросозидающую миссию первопроходца в этом направлении еще в конце 60-х годов прошлого столетия в нашей стране (Е.Н. Варшицкий, М.М. Титова, О.Ф. Покровская). Сегодняшний творческий коллектив гимназии под руководством заслуженного учителя России, заместителя директора, учителя высшей квалификационной категории, В.И.Сухиной продолжает лучшие традиции этой школы с привнесением всего самого современного в учебно-воспитательный процесс гимназии в области реально углубленного изучения английского языка (см.: статья в научно-методическом журнале «Сибирский учитель» № 6, 2009).

2. Обеспечение научно-методического и программно-методического сопровождения данного направления.

На всероссийском уровне также не одно десятилетие данное направление в преподавании иностранных языков последовательно расширяло свои границы, обеспечивая реальную поддержку учителю и учащимся, решившим избрать данное направление в качестве ведущего в системе своих ориентаций и преференций.

В новосибирских школах и в классах данной направленности иностранный язык на углубленном уровне изучается с помощью УМК, созданных специально для этих целей с соблюдением всех требований, предъявляемых к уровню подготовки обучающихся.

Отдельные прецеденты недопонимания со стороны педагогов ответственности в плане выбора того или иного УМК, использования нецелевых УМК зарубежных издательств в качестве основного имели место еще несколько лет назад. Однако в данный момент эта проблема всегда решается в пользу отечественных целевых УМК в качестве основного курса.

Через систему повышения квалификации учителя иностранного языка на курсах в НИПКиПРО, через специальные целевые дополнительные образовательные программы ведется системная консультативная и обучающая работа: учитель может получить специальную подготовку и квалифицированную консультацию в области преподавания иностранных языков на углубленном уровне.

Среди таких программ, широко используемых на практических занятиях и семинарах, можно назвать программы «Реализация ФГОС в процессе преподавания иностранных языков в современной школе» и «Инновационные процессы в преподавании иностранных языков в школе», составленные с опорой на авторскую программу профессора Р.П. Мильруда по реализации ФГОС (Москва, «Просвещение», 2011).

С появлением УМК нового поколения передовые педагогические коллективы переходят к их активному использованию. Так, педагогами гимназии № 10 успешно реализуется программа учебного курса «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (авторы К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова, Р.П. Мильруд, В. Эванс, издательства «Просвещение», “Express Publishing”).

По их оценкам, высказанным в рамках межшкольных семинаров по обмену опытом, «этот УМК отличает оригинальность, концептуальная прозрачность, текстуальная насыщенность, коммуникативно-развивающий характер упражнений и заданий, современность и сбалансированная избыточность». Есть и более развернутые позитивные ремарки. Вот одно из последних мнений из гимназии № 10 от 15 мая 2012 года. Авторский текст представлен без изменений, а учителя этой школы — Вера Ивановна Сухина, Анна Владимировна Роменская и Светлана Михайловна Филатова — комментируют свои впечатления от работы с одним из новых УМК “Старлайт”: «Как положительное следует отметить, прежде всего, следующее:

  • Современный подход к развитию навыков аудирования. Как и заявлено, тексты и задания даны в формате ЕГЭ. Темы актуальны, тексты насыщены современным тематическим вокабуляром. Плюс они могут быть использованы для развития навыков устной речи.
  • Прекрасно разработан раздел “Письмо”. Авторы обучают всем видам письменной речи, дают образцы и анализируют их.
  • Раздел “Говорение” также носит обучающий характер, так как впервые предлагаются модели-образцы монологов и диалогов.
  • Вступительные тексты в каждом разделе модуля затрагивают актуальные проблемы, интересующие молодежь, что обеспечивает неизменно высокую мотивацию учащихся. Еще один важный плюс — развитие навыков критического мышления. Дети учатся выделять главную идею, работать с информацией в тексте и что самое главное — высказывать к этому своё отношение и предлагать пути решения проблем.
  • Во всех разделах учебника учащиеся работают с. живым современным языком».

3. Наличие широкого ресурсного обеспечения для поддержания, сохранения и дальнейшего продвижения направления «Углубленное изучение иностранных языков».

В рамках системы повышения квалификации профессорско-преподавательский состав последовательно проводит политику реализации программных требований, предъявляемых обществом и отвечающих запросам и потребностям личности обучающихся. А потому результаты использования целевых УМК издательства «Просвещение», прошедших пролонгированную практическую апробацию в российских школах и дальнейшее внедрение в региональных образовательных учреждениях, позволяют утверждать, что в этом издательстве есть реальная отличная ресурсная база, прозрачно прочитываемая стратегически и тактически — не потерять, а сохранить и повысить качественными разработками престижность на всероссийском и мировом уровне статус учебного курса «Иностранный язык» в учебном плане современной отечественной школы (и классов) с углубленным изучением иностранных языков.

УМК нового поколения профессионально грамотно обеспечивают достижение заявленных в ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов.

На проблемных семинарах слушатели изучают подробно концепцию каждого УМК нового поколения, что позволяет в дальнейшем на практике реализовать концепцию того или иного авторского УМК. В частности, хотелось бы более подробно остановиться на УМК, о котором уже шла речь и который достаточно широко и продуктивно функционирует на региональном уровне — «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (авторы К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова, Р.П. Мильруд, В. Эванс, издательства «Просвещение», “Express Publishing”.

Этот УМК хорошо понятен учителям и методистам, так как в нем грамотно прописаны все результаты. Так, личностные результаты в учебниках в соответствии с требованиями ФГОС формируют, например, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; уважительное отношение к культуре других народов. С этой целью в учебниках предлагаются специальные разделы, которые называются Our World, My World и Storyland. В разделе Our World представлены тексты по культуре как англоговорящих стран (Великобритании, США и др.), так и других государств (например, Мексики, Германии и др.) по теме модуля, из которых учащиеся узнают о жизни своих сверстников в этих странах. В разделе My World предлагаются тексты о России по аналогичной тематике. Например, тексты о русских национальных костюмах, о российских городах, об известных людях России, о персонажах русских мультфильмов и кино позволяют учащимся осознать себя гражданами страны. Основной особенностью раздела Storyland является встроенная в учебник книга для чтения, представляющая собой русскую сказку, переложенную на английский язык. В учебнике для 2-го класса это «Сказка о рыбаке и рыбке» (The Fisherman and the Fish), в 3-м классе — «Сивка-Бурка» (Sivka-Burka) в 4-м классе — «Каменный цветок» (The Stone Flower). Чтение знакомых младшим школьникам образцов русского фольклора на иностранном языке позволяет им посмотреть на родную культуру с другой стороны, готовит их к представлению родной культуры в рамках межнационального общения.

Такой материал в естественной форме поддерживает диалог культур, а у учащихся развивается интерес и воспитывается дружелюбное отношение к представителям других стран, воспитывается чувство гордости за свою страну. А прописанные подробно в каждом учебнике все позиции-рекомендации относительно конкретных результатов-достижений позволяют учителю разобраться в планировании и составлении сценария текста к системе уроков.

Если обратиться к мотивационно-потребностной стороне учебно-познавательной деятельности учащихся, то и здесь учитель-практик найдет для себя много полезного. Так, в данном комплексе авторы решают достаточно трудную проблему — формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятия и освоения социальной роли обучающегося. Учитывая психологические, типологические и возрастные особенности младших школьников, учебники (2–4 классы) используют разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания, которые сопровождаются красочными иллюстрациями и музыкой, что способствует повышению мотивации обучающихся (например: Прослушай песню и спой её. Спой песню, повторяя движения. Сыграйте в игру. Слушай диалог и смотри на картинки. Прослушай слова и покажи соответствующие им картинки и др.).

Важный мотивирующий фактор — «сквозные персонажи», действующие как в реальных, так и в сказочных ситуациях. Выбор сказочных героев закономерен: в этом возрасте ребятам нравятся сказки и чудесные превращения. Выбор детей других рас в качестве героев учебников для 3 и 4 классов тоже логичен: у младших школьников с самого начала будет воспитываться чувство толерантности к представителям других рас.

В каждом модуле есть проектные задания и рубрика Портфолио, которая позволяет учащимся на основе текста-опоры рассказать о себе, своих близких и друзьях, об окружающем их мире. С помощью данного раздела формируется личностный смысл учения: хорошо известно, что младшие школьники очень любят говорить о себе и слова «я» и «моё» являются для них доминирующими факторами общения (Нарисуй свою квартиру или дом и напиши о них. Нарисуй себя, сделай презентацию своего рисунка в классе. Нарисуй, что ты умеешь делать и др.).

Мы привели только несколько самых ярких примеров из данного комплекса. На практических занятий курсового повышения квалификации слушатели подробно исследуют весь полный контекст и концептосферу, представленную в УМК, что позволяет на практике освоить технологию создания творческой модели языкового существования личности обучающего и обучающихся в образовательном пространстве системы уроков по УМК нового поколения.

В педагогическом репертуаре учителя в рамках курсового повышения квалификации есть и задания высокого уровня, а именно, на понимание концепта того или иного методического текста, который представлен в рамках УМК, на определение его места в учебной образовательной программе, на умение отрефлексировать опыт работы с тем или иным учебно-методическим пособием.

Например, учителю предъявляется текст или фрагмент из того или УМК нового поколения. В нашем случае, пояснительная записка к завершённой предметной линии учебников «Английский язык» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) [авторский коллектив — К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова, Р.П. Мильруд, В. Эванс. ОАО «Издательство «Просвещение»].

Задание 1. Для каких классов и для какого этапа изучения написан фрагмент пояснительной записки? Напишите подробное резюме, осуществив предварительный анализ и сравнив текст пояснительной записки к УМК, с которым вы работаете или вам предстоит работать.

Примерный ответ: «Разработана с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования российскими педагогами-практиками совместно с зарубежными авторами. При создании данной линии учебников российские авторы исходили из потребностей современного российского общества, учитывали возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, а зарубежные авторы обеспечили соответствующие материалы, отражающие реалии сегодняшнего англоговорящего сообщества, а также аутентичность языковой составляющей.

Линия учебников является неотъемлемой частью единой линии для всего курса школьного обучения (2–11 классы), отвечающей принципам преемственности и последовательности обучения, воспитания и развития средствами предмета «иностранный язык».

Полноценный состав курса является его важной характеристикой. Компонентами УМК для каждого класса основной школы являются:

  • учебник;
  • рабочая тетрадь;
  • книга для учителя;
  • CD для занятий в классе;
  • сборник контрольных заданий для промежуточного и итогового контроля;
  • вебсайт курса (companion website).

В основу данной предметной линии в целом положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предполагающий поэтапное формирование знания и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции обучающихся, а также личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению иностранному языку, обеспечивающие особое внимание интересам, возрастным и индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся при организации работы по развитию способов деятельности. Такой подход действует в полном соответствии с основополагающим для ФГОС системно-деятельностным подходом, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и формы обучения, например, работу в группах и современные технологии обучения. Результатом такого процесса обучения должно стать формирование компетентного пользователя иностранным языком, готового осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур в современном развивающемся мире.

Основными отличительными характеристиками курса являются:

  • аутентичность языковых материалов;
  • адекватность методического аппарата традициям российской школы и целям на современном этапе её развития (развитие иноязычной коммуникативной компетенции, развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного и развивающего потенциала предмета «иностранный язык»);
  • модульное построение учебника; соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация — постановка цели — деятельность по достижению цели — (само)контроль — (само)оценка — (само)коррекция — рефлексия способов деятельности;
  • современные, в том числе информационно-компьютерные технологии;
  • практико-ориентированный характер;
  • личностная ориентация, адресность содержания учебных материалов;
  • включенность родного языка и культуры, наличие системы аутентичных материалов о России;
  • система работы по формированию метапредметных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности, ценностных ориентаций;
  • межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средства познания мира;
  • возможности дифференцированного подхода к организации образовательного процесса, в том числе с учётом индивидуального стиля учебной деятельности школьников;
  • воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся;
  • наличие системы заданий, последовательно готовящих к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Учебники состоят из 5 тематических модулей, каждый из которых начинается с вводной страницы, которая ориентирует учащихся в материале для предстоящего изучения. Им предлагается просмотреть содержание модуля, найти страницы с тем или иным заданием или языковым материалом, познакомиться с упражнениями в разных видах речевой деятельности и т. д.

Тематическое содержание обучения предполагает работу над такими темами, как досуг и увлечения, здоровый образ жизни, родная страна и страны изучаемого языка и др.

Структура каждого модуля учебников включает разделы, которые соответствуют содержанию цепочки уроков: Reading Skills, Listening Skills, Speaking Skills, Writing Skills, Across Cultures, Literature, Green Issues, Progress Check. В эти разделы органично включаются задания, позволяющие последовательно формировать у учащихся лексико-грамматические знания (Vocabulary and Grammar), а также элементы чтения, слушания, говорения и письма. Формирование основных видов речевой деятельности составляет содержание как отдельных этапов уроков, так и целых уроков учебника.

В разделе Vocabulary and Grammar используются следующие типичные задания: Choose the correct word, Use the correct verb in their most suitable form, упражнения на перевод с английского языка на русский и т. д.

В разделе Listening используются задания типа Listen and complete, Listen and choose from the list и т. д. Присутствуют задания, развивающие одновременно умения слушания и говорения, например, Listen and say what is happening. Задания на слушание также укрепляют лексико-грамматические навыки, например, Listen and say which words are used.

Раздел Speaking включает как комбинированные (для единого формирования говорения и других видов речевой деятельности), так и однонаправленные задания на говорение. К комбинированным заданиям относятся следующие: Read and choose the correct word or phrase, Listen and explain why… и т. д. Комбинированные задания подкрепляются однонаправленными заданиями: Look at pictures, compare the places and say why… В каждом из модулей решается конкретная задача обучения говорению.

В учебниках разработана методика обучения письменной речи (Writing). Задания включают овладение форматом письменного высказывания, стилем, прагматикой, ключевым словам. Особое внимание уделяется жанрам письменной речи, например электронным письмам для межкультурного общения учащихся. Распространенным являются задания типа Read, answer and write. Раздел Across Cultures готовит учащихся к коммуникации своей осведомленности о родной и иных культурах, сопоставлению фактов культур, толерантному и мотивированному межкультурному диалогу. В разделе сбалансированно представлена информация о культуре России и других стран мира. Каждый модуль завершается разделом Progress Check для самооценки учащимися своих учебных достижений».

Итоги работы с развивающими методическими задания подводятся на постоянно функционирующих форумах, организуемых в рамках курсов. Очень часто письменные тексты обсуждаются более подробно и рекомендуются для публикации в региональном научно-методическом журнале «Сибирский учитель».

Подведем итоги. Несмотря на кризис во многих сферах современной жизни общества, в том числе и в образовании, коснувшийся и отдельного человека, отечественная школа и российское образование в целом выбирает путь позитивных преобразований. В их основании, прежде всего, гуманистические ценности, ориентирующие на личностные приращения живого знания (В.П. Зинченко 1997), которые позволяют раскрыть и применить творческие способности непосредственных участников образовательного процесса, то есть успешно адаптироваться и самореализоваться в жизни, труде и познании/самопознании.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.