«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСКУССТВО ИЗУЧАТЬ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Вторник 23 октября 2012

В соответствии с требованиями ФГОС современный подход к обучению английскому языку в школе обеспечивает развитие способности и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению, к дальнейшему самообразованию и с его помощью к использованию английского языка в других областях знаний. Материал статьи может быть использован как на уроках, так и на занятиях системы дополнительного образования (элективные курсы, кружки по тематике «Учись учиться»): он помогает учащимся ставить индивидуальные учебные цели и задачи, анализировать свои собственные учебные достижения, способствует развитию навыков планирования, рефлексии и самооценки в процессе изучения английского языка.

настроение: организационное

ключевые слова: факторы успеха,
знание слов и уровни овладения языком,
«прозрачные слова»

город: Санкт-Петербург

Изучение языков — это задача, которая сейчас актуальна как никогда. Английский язык, вне всякого сомнения, остается «языком номер один» лучшие предложения по кредитам для физических лиц.

Общие предпосылки для успешного изучения языков

    1. Мотивация — тяга к изучению языков — совсем не простое явление. Прежде всего, она должна быть долгосрочной. Интерес к языку не должен гаснуть при столкновении с его трудностями или когда на смену досугу приходят другие дела.Но с долгосрочной мотивацией должна сочетаться и краткосрочная. Общее правило здесь состоит в том, что на каждом этапе занятий нужно ставить себе такую цель, которую можно реально достичь в течение нескольких месяцев. Ее достижение подбодрит, подвигнет на новые достижения.
    2. Организация — вот ключевое слово при овладении языком — организация труда, времени, материала. Это, безусловно, столбовая дорога для овладения навыками устной и письменной речи на иностранном языке.С самого начала изучения языка полезно завести собственные книги, словарь, грамматику, учебник и так далее. Это позволит организовать свою работу, ни от кого не завися.Итак, на основе мотивации и организации можно подойти к планированию своей деятельности, в которую входят концентрация, повторение и практика.
    3. Концентрация. Концентрации подлежат труд, время и материал.
    1. Повторение. Повторять материал нужно постоянно, в основном «про себя». Не надо бояться делать это как можно чаще, на улице и дома, ночью и днем. Повторять нужно в первую очередь слова и выражения. Кроме того, очень полезно повторять произношение отдельных слогов, а в другое время зубрить грамматические правила. «Капля точит камень не силой, но тем, что падает часто», — верно сказал классик.
  1. Практика. Нужно приложить все усилия для того, чтобы слушать и говорить, читать и писать на избранном языке.


Факторы успеха

  1. Внутренние:Врожденная способность к языкам. Она играет свою, однаконе первостепенную роль. Надо учесть, что способности к языкам бывают разного рода, полный талант во всех отношениях встречается редко. Например, ребенок быстро запоминает слова и выражения, но недостаточно способен к овладению произношением.
  2. Внешние: Труд — размеренный, умеренно интенсивный.Время — существует некоторый минимум времени, который необходим нормальному человеку для овладения языком.

    Материал — это прежде всего учебники, книги для чтения, грамматики словари, аудиозаписи, радио, телевидение, видео курсы и компьютерные курсы.

    Преподаватель, который умеет организовать систематическую работу и поддержать самостоятельный труд учеников. Нельзя обойтись без обращения к преподавателю — к примеру, когда нужно освоить фонетику нового языка.

  3. Внешние и внутренние:Способность организовывать свою работу.Вера в себя.

Сколько слов можно выучить за неделю?

Опыт показывает, что в качестве реалистичной точки отсчета можно принять максимум 50 сложных слов за неделю. К ним можно прибавить 50 слов, которые любой начинающий заниматься данным языком понимает сразу и без долгих объяснений, назовем их «прозрачными». Поэтому наиболее разумным для учащегося было бы поставить себе задачу выучивать около 100 слов в неделю. Заметим, что эта цифра дана для цели активного освоения устной речи. Что же касается пассивного освоения — в первую очередь для чтения литературы, то тут вполне допустимо поставить себе план немного выше, а именно порядка 100 сложных слов и 100 «прозрачных». Эти цифры задают вполне достижимую цель верхнюю границу для ребенка со средними способностями.

Сколько слов нужно знать?

Говоря очень приблизительно, около 40 правильно выбранных, высокочастотных слов будут покрывать примерно 50% словоупотреблений в повседневной речи;
— 200 слов покроют около 80%;
— 300 слов — примерно 85%;
— 400 слов покроют уже 90%;
— 800–1000 слов — около 95% того, что нужно будет сказать или услышать в самой обычной ситуации.

Таким образом, правильно выбранный словарный запас помогает понять довольно много при весьма скромных усилиях, потраченных на зубрежку.

Пример: если всего в повседневном разговоре сказано 1000 слов, то половина их будет покрываться 40 самыми обычными высокочастотными словами.

Словарный запас при чтении

При чтении, правильно выбрав и хорошо запомнив около 80 наиболее обычных, самых частотных слов, мы поймем около 50% простого текста;
— 200 слов покроют примерно 60%;
— 300 слов — 65%;
— 400 слов — 70%;
— 800 слов — примерно 80%;
— 1500–2000 слов — около 90%;
— 3000–4000 — 95%;
— 8000 слов покроют практически 99% текста.

В педагогической литературе можно встретить терминологическое сочетание «основной словарный запас». На максимальном уровне словарный запас составляет 8000 слов. Большее количество слов, прмимо каких-то особых целей, вряд ли необходимо. Восьми тысяч слов будет достаточно для полноценного общения в любых условиях.

Грамматика — необходимая и достаточная

При изучении иностранных языков важно, а порой и практически необходимо, знание основ грамматики.

Традиционно грамматика подразделяется на морфологию, описывающую закономерности построения слов из морфем и образование разнообразных форм слов, а также синтаксиса, в который входит построение связных высказываний из слов.

1. Базовая грамматика. На этом уровне запоминаем ту информацию о грамматике языка, которая должна моментально вспоминаться, когда нам нужно что-то сказать, или без которой не обойтись, если мы собираемся читать.

2. «Мини-грамматика». Этот уровень расширяет объем знаний, усвоенных на первом этапе. Сюда относится та грамматика, которую нужно знать назубок для того, чтобы высказать все, что нам может понадобиться и в типовой ситуации, и прочесть то, что нужно.

3. «Меди-грамматика». Это грамматический минимум, который необходим для того, чтобы удовлетворительно писать на иностранном языке. Его изучение необходимо студентам и людям, профессионально преподающим данный язык. Остальные могут в нее заглядывать время от времени.

4. «Макси-грамматика». Сюда относится весь массив знаний, необходимый по преимуществу профессионалам-языковедам.

Умение читать

При изучении языков под чтением принято подразумевать понимание письменного текста. То есть чтение — это пассивное умение. Заметим, что для чтения на «базовом уровне» понадобится по меньшей мере вдвое больше слов, чем для поддержания разговора на том же уровне. Однако их изучение займет гораздо меньше времени, так как при чтении достаточно всего-навсего узнавать слова.

Для выяснения значения незнакомых слов есть три основных способа:

1. Постараться понять слово из контекста.

2. Найти его в двуязычном словаре.

3. Найти его в одноязычном словаре (при условии, что уже есть достаточный запас слов).

При освоении умения читать на иностранном языке есть три важных правила:

1. Выяснять значения незнакомых слов.

2. Записывать эти значения на отдельный листок или в тетрадь.

3. Повторять и запоминать их.

За общее правило можно принять, что при чтении книг на иностранном языке нужно прочесть первые несколько страниц внимательно выясняя значение практически каждого непонятного слова. После этого можно открывать словарь только на ключевых словах, — то есть на тех, без которых вообще непонятно о чем идет речь.

Желательно читать книги, журналы и газеты, которые не представляются скучными и малосодержательными. Начинать лучше с адаптированной литературы.

Стадии обучения

«Мини-уровень» («пороговый» уровень для чтения):

800–1000 слов.

Легко справляемся с простыми текстами при помощи словаря.

«Меди-уровень» (основной уровень для чтения):

1500–2000 слов.

Начинаем читать удовлетворительно, то есть понимаем большую часть того, что есть в текстах по специальности, а также довольно многое из того, о чем пишут в газетах и журналах.

«Уровень чтения литературы по специальности»:

3000–4000 слов.

На этом уровне мы легко читаем литературу по специальности, и понимаем большую часть того, о чем пишут в прессе.

«Уровень чтения художественной литературы»:

8000 слов.

Мы можем читать на данном языке практически все, что угодно, включая художественную литературу.

Умение говорить

Под умением говорить мы понимаем сочетание двух разных умений: говорить самому и понимать чужую устную речь.

Разговаривая на иностранном языке в повседневной обстановке, мы используем оба этих навыка.

Самым большим препятствием для того, чтобы начать говорить на иностранном языке, очень часто является даже не умение говорить, а именно неумение слушать собеседника, то есть воспринимать и понимать то, что говорится.

Фундамент речевого общения состоит из следующих компонентов:

1. Произношение удовлетворительное или, по меньшей мере, понятное.

2. Выучены наизусть примерно 200–300 самых важных слов.

3. Выучены 25–50 повседневных выражений.

4. Грамматика освоена на уровне, достаточном для простейшего диалога.

Чтобы овладеть устной речью, нужно говорить так часто и много, как только возможно. Не беда, если вы будете говорить с грамматическими ошибками. Понадобится слишком большое нагромождение ошибок, чтобы сделать речь совершенно непонятной.

В современном школьном образовании практически отсутствует полноценное обучение устному общению. В классах обычно слишком много учащихся, так что иной раз просто не хватает времени на большее, чем выучить нужные слова и выражения. В лучшем случае это — подготовка к овладению устной речью.

При овладении устной речью слушать — и слышать — бывает труднее, чем говорить самому. Поэтому необходимо использовать все возможности не только говорить, но и слушать речь на иностранном языке.

Занимаясь прослушиванием речи систематически, прежде всего с помощью магнитофона, почти всегда можно рассчитывать на успех. Понимание разговорной речи в ее нормальном темпе часто является решающим для овладения устной речью вообще.

Приспособиться к своему словарному запасу совсем нетрудно. Но когда нам нужно слушать — картина меняется. Слушая, нам приходится выбирать ключевые слова и делать это очень оперативно. Непременно придет день, когда слушая мы начинаем слышать и понимать.

Уровни овладения устной речью

Базовый (пороговый) уровень: 400 слов, 50 выражений.

На этом уровне вы можете выразить самое необходимое и понимаете обращенную к вам речь, если говорят совсем медленно.

«Мини-уровень»: (основной словарный запас для устной речи): 800 слов, 100 выражений.

На этом уровне вы можете удовлетворительно говорить и понимаете обращенную к вам речь — по меньшей мере, медленную речь.

«Меди-уровень»: 1500 слов, 200 выражений

На этом уровне вы говорите удовлетворительно, а иногда — даже практически свободно и понимаете обращенную к вам речь нормальной скорости.

Умение писать

Вряд ли овладение письменной речью стоит рассматривать как первоочередную цель при изучении иностранного языка. Мы не совершим большой ошибки, сказав, что письменная речь — продолжение устной. Чем больше вы выучили слов и выражений, тем быстрее и лучше вы сможете начать писать. Переход к письменной речи чаще всего совершается на основе активного овладения устной речью. Чем больше вы выучили слов и выражений, тем быстрее и лучше вы сможете начать писать. Переход к письменной речи чаще всего совершается на основе активного овладения устной речью.

На овладение письменной речью обычно уходит гораздо больше времени. Чем устной. Основная причина этого состоит в том, что письменная речь должна соответствовать гораздо более строгим правилам грамматической правильности, чем устная речь. Особенно это важно при изучении языка на более высоких уровнях, чем базовый и «мини-уровень».

Чтобы писать на иностранном языке, обычно нужно усвоить больше слов, звучащих по-разному, но имеющих одинаковое или сходное значение, то есть синонимов. Требуется и более уверенное владение грамматикой языка. С большим вниманием нужно отнестись к построению словосочетаний и предложений.

Начав самостоятельно писать, мы получаем мощное подспорье при изучении языка, в первую очередь потому, что так можно интенсивнее отрабатывать целый ряд полезных навыков. Просматривая и анализируя то, что нами написано, мы применяем один из самых мощных способов обнаружить пробелы в своих знаниях.

Не следует забывать о систематическом контроле и исправлении написанного. Особенно легко это делать, если пользоваться учебником, в котором приводятся «ключи» (ответы к заданиям и упражнениям ). И конечно, помощь учителя убережет от случайных ошибок.

Для работы над своими ошибками предлагаю завести грамматическую тетрадь, в которую собирать слова и выражения, создавшие особые трудности в отношении либо правописания, либо грамматических особенностей, и так далее.

Заучивание слов и выражений

Заучивание слов — это фундамент для овладения как устной, так и письменной речью. Слова желательно запоминать в определенном контексте, по возможности с присущими им формами, с предлогами и так далее. Очень хороший контекст для запоминаемых слов составляют обиходные выражения.

  1. Желательно каждый раз сосредоточиваться на заучивании небольшого количества выражений, прежде запоминать выражения, состоящие из одного слова, а также наиболее частотные, постоянно встречающиеся в речи выражения.
  2. На начальном этапе нужно стараться запоминать по одному соответствию на иностранном языке для каждого слова или выражения на родном языке.
  3. Использовать каждую возможность для того, чтобы применять выученные выражения на практике.
  4. Это касается и тех выражений, которые не имеют прямого соответствия на родном языке.

Материал запоминается прочнее, если:

  1. В учебе есть порядок и перспектива, развернутая в виде ряда ближних и более отдаленных задач.
  2. Учащемуся ясно, что учить надо всегда самое важное для данного этапа занятий, а также что именно необходимо учить сейчас.
  3. Учеба проводится по эффективной методике.
  4. Учебная работа ведется при опоре на родной язык и на фундамент активного минимума.
  5. Усилия сосредоточены на одновременном усвоении слов, выражений и грамматических правил.
  6. Учеба приносит пользу и удовольствие.
  7. Мы ощущаем безусловную уверенность в собственных силах и знаем, зачем нам нужен именно данный язык: мотивация — прочная опора для памяти.

Выучить быстро и легко английский язык, ограничившись материалом одного учебного курса, — чаще всего просто иллюзия.

[links&resources]

1. Беляев Б.В. Очерки о психологии обучения иностранным языкам. — Просвещение, 1965.
2. Спивак Д.Л. Как стать полиглотом. — Лениздат, 1989.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.