«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ПРИЕМЫ РАБОТЫ
С ЛЕКСИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Среда 28 ноября 2012

Хотелось бы поделиться с коллегами-преподавателями накопленным опытом в области использования элементов ролевых игр на уроках немецкого языка в начальной школе. Данная методика очень удобна для закрепления и повторения изученного лексического материала, вносит разнообразие в ход учебного процесса и способствует росту активности учащихся на уроках.

настроение: практическое

ключевые слова: немецкий язык, начальная школа, ролевые игры, лексика

город: Химки, Московская обл.

Работа с лексическим материалом является важной составляющей процесса изучения иностранного языка. Всем известно, что как правило этот вид деятельности подразумевает постоянное общение на уроке, беседу, вовлечение учащихся в диалоги по схеме «учитель — ученик» или «ученик — ученик». Для начального этапа изучения языка общение на уроке всегда сводится к обмену уже полученной информацией, так как наша главная цель — закрепление изученных лексических единиц. Рациональным в данном случае выглядит использование игровых технологий, ведь игра — естественный для младших школьников вид деятельности.

Ролевая игра важна и нужна уже на самом раннем этапе изучения языка, поэтому отдельные элементы этой методики могут весьма продуктивно использоваться на уроках в начальной школе. Помимо прочего, таким образом мы еще готовим учащихся к тому, что в старших классах ролевые игры станут нормой и будут использоваться на уроках постоянно.

Конечно, настоящая ролевая игра — это сложная схема с распределением ролей, большим полем для импровизации. Представить все это в начальной школе нереально, но использовать в работе подход ролевой игры возможно, и это дает хороший результат.

Приведу несколько примеров из практики.

Во втором классе к концу первой четверти учащиеся уже обладают достаточной информацией, чтобы построить простейший диалог по теме «Знакомство». Можно, конечно, просто дать им домашнее задание: подготовить диалог по указанной теме, но интереснее разнообразить работу на уроке.

Ученики делятся на пары, каждый получает карточку с заданием. На первой карточке сформулировано следующее задание: Поздоровайся со своим соседом по парте, спроси, как у него дела, узнай, сколько ему лет.

Вторая карточка: Ответь на вопросы своего соседа по парте, в конце беседы скажи, что тебе было приятно с ним пообщаться.

Ученик, начинающий разговор, задает вопросы, изученные на уроках, второй ученик должен правильно отреагировать на высказывания своего партнера. Пример: если один из них сказал Wie geht es dir? (Как дела?), то в ответ он должен услышать Es geht gut, danke. (Все хорошо, спасибо.)

А когда один из участников диалога слышит фразу Freut mich (очень приятно), он понимает, что аналогичного высказывания ждут и от него.

Так весьма простым способом можно начать постепенно вырабатывать у учащихся способность выбирать подходящие к ситуации лексические компоненты, самостоятельно строить высказывание. Ведь во время игры (в отличие от заранее подготовленного дома диалога) ни один из участников наверняка не знает, в какой последовательности будут заданы вопросы. Следовательно, если ученик в ответ на Wie alt bist du? (сколько тебе лет) говорит Ich heiße Dima (Меня зовут Дима), это указывает на еще не сформировавшуюся способность понять адресованный вопрос и дать адекватный ответ.

Так становятся сразу видны и пробелы в знаниях.

По ходу учебы задания могут усложняться.

Уже во втором полугодии второго класса учащимся можно предложить работу с такими карточками.

Карточка № 1
Узнай как можно больше о семье своего соседа. Задай ему не менее 3 вопросов.

При этом другой ученик получает карточку со своей «ролью». Они может быть следующего содержания:

Карточка № 2
Deine Name ist Markus, du hast Vater, Mutter und Bruder, du lebst in Bonn. (Тебя зовут Маркус, у тебя есть папа, мама и брат. Ты живешь в Бонне.)

Теперь перед учеником стоит задача: из всех изученных вопросов выбрать и задать именно те, которые помогут выполнить задание в карточке (допустим, здесь не понадобится вопрос о погоде или вопросы типа «Что это?», «Это ручка или карандаш?» и т.д.).

Учащиеся учатся ориентироваться в лексическом материале. А второй ученик отвечает на вопросы исходя из своей «роли». Перед ним стоит задача адекватно ответить на все задаваемые вопросы.

К третьему классу ролевые игры усложняются по мере того, как мы изучаем все больше слов и грамматических форм.

Как пример рассмотрим ролевую игру по теме «Что ты делал в выходные». После того, как мы изучили эту тему, освоили лексику и научились строить предложения в прошедшем времени, можно провести на уроке работу с такими карточками

Карточка № 1
Ты разговариваешь по телефону со своим другом. Сегодня понедельник, спроси у него, что он делал в субботу и воскресенье.
Согласись с мнением, которое он выскажет.

Карточка № 2
Тебе звонит друг, ответь на его вопрос, используя следующую информацию: в субботу ты играл в компьютерную игру и помогал родителям дома. В воскресенье ты гулял в парке. Скажи, что это было здорово, потому что погода была хорошая.

Затем ролевую игру можно еще чуть разнообразить, дополнив письменным заданием: помимо карточек учащиеся получают еще специальные листы-опросники для заполнения. Один из участников диалога записывает на листок информацию исходя из своего задания.

Карточка № 1
Ты разговариваешь со своим знакомым. Ответь на его вопросы, используя следующую информацию: по понедельникам, средам и четвергам ты занят после школы (спортивная секция, музыкальная школа, кружок рисования).

Анкета
Am Montag ich…
Am Dienstag
Am Mittwoch….
Am Donnerstag….

Второй участник эту карточку не видит, во время диалога он должен заполнить аналогичную анкету исходя из ответов на задаваемые вопросы.

Карточка № 2
Ты встретил друга, спроси, что он каждый день делает после школы, узнай, в какие дни он занят и не может пойти с тобой гулять.

Затем ученики могут сравнить свои анкеты. При условии, что все вопросы корректно заданы и поняты, при правильно выполненном задании обе анкеты должны содержать идентичную информацию.

Опыт показывает, что выполнение заданий, описанных в статье, не вызывает у подавляющего большинства учащихся никаких сложностей. Ну а сам учебный процесс становится ярче и интереснее для учеников. Дети осознают практическую ценность изучаемого материала, так как видят, что могут использовать полученные знания в ситуациях общения, близких к тем, что бывают в их жизни.

Приглашаю посетить мой профессиональный сайт: www.countrystudying.narod.ru

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.