«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «MUSEUMS»

Вторник 13 ноября 2012

У значительного числа современных школьников отмечается нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. На первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения, а проектно-исследовательская деятельность рассматривается в основном как средство и метод его активизации и оптимизации.

настроение: познавательное

ключевые слова: развитие умений поисково-исследовательской работы, развитие самоконтроля, развитие творческих способностей, активизация деятельности учащихся, проектное обучение, совершенствование навыков говорения, два блока: ознакомительный и практический

город: Новокузнецк

Проектно-исследовательская деятельность школьников — это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.

Актуальность раскрываемой нами проблемы заключается в том, что самостоятельная исследовательская деятельность учащихся способствует ускорению личностно ориентированного обучения, которое осуществляется через самореализацию и повышение личностного статуса учащегося.

Проектно-исследовательская деятельность — это образовательная работа, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Ориентируясь на цели и задачи, стоящие перед учителем иностранного языка и зная потребности учащихся, мы пришли к выводу о том, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы учащиеся активно участвовали в научно-исследовательской работе, необходимо «разбудить» желание, сформировать исследовательскую мотивацию, учащиеся должны захотеть решать задачи, получать и передавать информацию, работать с литературными и информационными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать себя и других. На наш взгляд, метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к получению результата.

Проектное обучение:

  • личностно ориентированное;
  • использует множество дидактических подходов — обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

Происходит изменение всей схемы общения:

  • ученик выступает как активный творческий субъект, как индивид, который имеет свои потребности в самореализации и развитии способностей с учетом возможностей, психологических и интеллектуальных особенностей;
  • задача учителя — формирование и развитие этих способностей учащихся, способствование общекультурному и личностному совершенствованию и самовоспитанию, побуждение к самообразованию и осознанию профессиональных склонностей;
  • методы и приемы обучения должны быть направлены как на обучение иноязычному общению, так и на формирование и создание приемов умственного труда, нахождение собственных решений, применение добытых знаний на практике, развитие культуры общения, которое возможно лишь при коммуникативном подходе в обучении иностранному языку.

Основываясь на вышесказанном, мы предлагаем разработку по теме «Museums». Целью данной работы является совершенствование навыков говорения. Опишем форму проведения работы (класс делится на 4 микрогруппы). Работа состоит из двух блоков: ознакомительного и практического. Выполняя работу по первому блоку, учитель нацеливает учащихся на осмысление темы:

Для обсуждения учащимся предлагается установка: «What’s the meaning of the word museum?» Пользуясь словарём, учащиеся находят определение слову museum:

Museum — an institution engaged in collecting, study, storage and exhibition objects — monuments of natural history, material and spiritual culture, as well as educational and promotional activities.

Museum is an institution with a permanent location, which is to the benefit of society, being open to the public.

Museum is a “sanctuary, the temple of the Muses” (Greek) or “a place dedicated to the muses” (Latin), goddess-Protectors of the science and art.

Обсуждая в микрогруппах и основываясь на найденной информации, учащиеся сформулировали точное определение слова museum.

Следующий этап работы учащихся заключается в поиске информации по типам музеев:

A museum is a building or institution that houses and cares for a collection of artifacts and other objects of scientifi, artistic and historcal importance and makes them available for public viewing through exhibits that may be permanent or temporary. Most large museums are located in major cities throughout the world and more local ones exist in smaller cities, towns and even the countryside.

Следующий этап исследовательской деятельности состоял в выборе музея по данному типу. Учащимися были выбраны следующие названия музеев:

A number of different museums exist to demonstrate a variety of topics. Music museums may celebrate the life and work of composers or musicians, such as the Rock and Roll Hall of Fame in Cleveland, Ohio, or Rimsky-Korsakov Apartment and Museum in St Petersburg (Russia). Other music museums include live music recitals such as the Handel House Museum in London. In Glendale, Arizona, The Bead Museum fosters the appreciation and understanding of the global historical, cultural and artistic significance of beads and related artifacts. The permanent collection has beads from around the globe, including a 15,000 year old bead. Temporary exhibits are also available.

Museums targeted for youth, such as children’s museums or toy museums in many parts of the world, often exhibit interactive and educational material on a wide array of topics, for example, the Museum of Toys and Automata in Spain. The National Baseball Hall of Fame and Museum is an institution of the sports category. The Corning Museum of Glass is devoted to the art, history, and science of glass. The National Museum of Crime & Punishment explores the science of solving crimes. The Great American Dollhouse Museum in Danville, Kentucky, U.S.A., depicts American social history in miniature. Interpretation centres are modern museums or visitors centres that often use new means of communication with the public. In some cases, museums cover an extremely wide range of topics together, such as the Museum of World Treasures in Wichita, KS.

Задача обучающихся состояла в поиске информации по выбранным ими музеям. На этом заканчивается работа по первому блоку.

Второй блок работы состоит в предоставлении учащимися информации по музеям:

1) When was the museum founded?

2) Who was it opened by?

3) The history of museum.

4) Exhibits

и ответов на вопросы:

Would you like to visit these museums? Why?

Завершающим этапом научно-исследовательской деятельности является защита проекта по данной теме.

Новизна проекта заключается в приобретении функционального навыка исследования по теме «Museums» как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Результативность проекта включает в себя развитие умений поисково-исследовательской работы у учащихся, развитие самоконтроля, что способствует выработке адекватной самооценки личности, а также приобретению умений и навыков, необходимых в их будущей профессиональной деятельности.

Практическая значимость проекта состоит в том, что он может быть успешно использован учителями английского языка в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

В проектной методике используются все лучшие идеи традиционной и современной методики преподавания иностранных языков. К ним относятся, главным образом:

  • разнообразие, как необходимая черта, способствующая развитию интереса к учебе (это различные темы обсуждения);
  • проблемность означает использование языка для выполнения задания, что заставляет мыслить;
  • очень важно, чтобы обучение носило ориентированный смысл, затрагивало личностное соучастие каждого обучаемого, их интересы, планы, опыт, отношение к происходящему.

Именно в исследовательской деятельности учащиеся вырабатывают умение самостоятельно добывать знания, навыки самоорганизации; испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; у ребят формируется адекватная самооценка; они учатся речевой культуре: написанию текста, произнесению монолога, ведению беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; учатся создавать материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность развивает познавательные навыки учащихся, творческое мышление. Наряду с этим, они учатся анализировать полученные данные и делать выводы, приобретают навыки аргументации и культуры рассуждения, критической оценки информации, приобретают навыки социального общения, находят и получают информацию из разных источников, в том числе, и иноязычных. Учащиеся видят перспективы дальнейшего продолжения исследований, имеют возможность общения с носителями иностранного языка, что выступает средством получения новых знаний, так же как и обогащением другой культурой. У учащихся формируется культурная непредвзятость и толерантность. Личностные качества ученика развиваются благодаря исследовательской деятельности, повышается внутреннее самоуважение, статус в классе и школе.

[links&resources]

1. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. — М.: 2003. — 785 с.
2. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3-х томах. — М.: 2006. — Т. 3, 379 с.
3. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. — М.: 2000. — 193 с.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.