«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — МЕСТО
ДЛЯ ДИСКУССИЙ

Понедельник 24 декабря 2012

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 6.


Размышляя о вопросах качества подготовки учителей на рабочем месте, методист нашего журнала Валерий АПАЛЬКОВ обосновывает необходимость педагогической дискуссии в рамках методического объединения, в том числе, на основе статей, которые публикуются в профессиональной периодической печати.

 
настроение: творческое

ключевые слова: повышение квалификации,
методическое объединение,
педагогическая дискуссия,
периодическая печать

город: название

e-mail: v_apal2003@mail.ru

 
В своём исследовании «Как лучшие образовательные системы мира выходят вперёд» лорд Майкл Барбер (Chief Education Advisor to Pearson, the world’s largest learning company) утверждает, что на качество образования стабильно влияют[1] три фактора:

1. качество подготовки учителей и правильный отбор преподавательских кадров;

2. постоянное повышение квалификации учителей;

3. постоянное отслеживание результатов каждого ребёнка, чёткие стандарты ожидаемых результатов, средства на поддержку отстающих, мониторинг прогресса каждого ученика.

К сожалению, повышение квалификации учителей сегодня часто носит формальный характер — об этом нередко говорят и сами педагоги в отзывах о курсах повышения квалификации, об этом свидетельствует также анализ некоторых учебных программ соответствующих курсов. Считаю, что помимо курсов повышения квалификации необходимо создавать систему мощных мотиваций, которая стимулировала бы учителя к непрерывному самообразованию на рабочем месте.

Одним из важнейших аспектов квалификации учителя помимо коммуникативной компетенции является профессиональная компетенция, состоящая из таких умений, как[3]:

  • умения в планировании;
  • организационные умения;
  • умения в обеспечении контроля и оценивании;
  • аналитические умения;
  • исследовательские умения;
  • профессионально-коммуникативные умения.

Грамотно спланированная, целенаправленная деятельность школьного методического объединения может и, на мой взгляд, должна стать таким ресурсом повышения квалификации педагога с учётом вышеперечисленных умений. Помимо таких видов деятельности, как организация общения внутри коллектива на иностранном языке, систематическая работа по разработке дистанционных дидактических материалов, внедрение и активное использование информационнокоммуникационных технологий, организация методических семинаров для педагогов, в рамках работы нашего методического объединения (далее — МО) запланированы дискуссионные заседания. В чём заключается их суть и для чего они задуманы? Такая форма продуктивной педагогической деятельности эффективно способствует методическому и теоретическому (но практико-ориентированному) «взрослению»/становлению молодого учителя, а кроме того, эти дискуссии стимулируют совершенствование педагогического мастерства опытных учителей.

Расскажу о технологии организации. Руководитель МО определяет интересующие и актуальные для учителей МО темы для обсуждения. Затем осуществляется поиск информации: публикации в профессиональных изданиях, интернет-источники, диссертационные исследования, зарубежная литература и так далее. После того как руководитель МО проанализировал источники и выделил наиболее значимые аспекты по теме, учителям, испытывающим потребность в изучении конкретного материала, предлагается литература. Педагогу необходимо подготовить выступление на заседании методического объединения, где помимо анализа публикации выступающий представляет анализ своего опыта в этой области.

Обратимся к конкретным примерам. Школа выписывает достаточное количество профессиональных журналов, в том числе и журнал «Просвещение. Иностранные языки». На мой взгляд, важным является тот факт, что помимо печатной версии есть возможность читать журнал в электронном виде, что, с одной стороны, привносит определённые удобства в жизнь педагога, поскольку предоставляет некоторую свободу и мобильность в работе с материалами издания. С другой стороны, электронная версия журнала даёт возможность оставлять комментарии, делиться профессиональным опытом, мнением с коллегами всей страны, выходя таким образом на другой уровень дискуссии. Среди педагогов нашего методического объединения есть и авторы журнала: это учителя английского языка Лариса Гейнце и Виктория Гагиева, учитель французского языка Оксана Кулинич.

В журнале «Просвещение. Иностранные языки» в рубрике «Молодому учителю» вышла серия публикаций[2] Нины Кирилловны Никоновой: «Начинаем урок английского языка», «Чем труднее, тем легче» (Планируем урок и осуществляем анализ его результатов), «Богатый словарь — успешная коммуникация» и «Грамматика повелевает даже царями». Согласитесь, такие проблемы, как формирование и развитие лексико-грамматических навыков иноязычной речи обучающихся, грамотное начало урока (когда необходимо создать оптимальные условия для мотивации, ввести тему урока и установить благоприятный психологический климат на уроке), сценарное решение урока и его анализ, являются актуальными для каждого педагога независимо от опыта работы.

Первое дискуссионное заседание нашего методического объединения было посвящено вопросам формирования и развития лексико-грамматических навыков. После выступления педагога с анализом статьи по теме, выделением ключевых вопросов коллектив приступил к обсуждению таких вопросов, как:

  • Что такое активная грамматика и в чём её эффективность?
  • Какой подход предпочтительнее: индуктивный или дедуктивный? Почему?
  • Какие факторы определяют выбор объяснения грамматического материала?
  • Какие упражнения необходимы на этапе тренировки?
  • Как сформулировать задание, чтобы оно стало коммуникативно направленным? Почему это важно?

При ответе на поставленные вопросы педагоги не просто аргументируют свою точку зрения, но и приводят конкретные примеры заданий, учебных ситуаций. Это позволяет, с одной стороны, молодым учителям приобрести бесценный опыт рефлексивной и аналитической деятельности, профессионального общения, а опытным педагогам, помимо этого, ещё раз пересмотреть свои подходы к организации урока иностранного языка. Обсуждаемые вопросы записаны на доске или представлены в форме презентации, по ходу обсуждения фиксируются ключевые слова, идеи педагогов.

Обязательным этапом является подведение итогов, которое можно организовать разными способами. Наиболее интересно проходит подведение итогов дискуссии, когда задействована и эмоциональная составляющая: каждый учитель получает три «смайлика»: положительный, нейтральный и отрицательный. Каждый участник дискуссии объясняет свой выбор символа-оценки: какой вопрос показался наиболее актуальным, какие способы организации учебной деятельности понравились больше всего.

Дальнейшие дискуссионные заседания методического объединения посвящаются таким вопросам, как сценирование урока и анализ его результатов. Важно сформировать у учителя такое психологическое свойство, как лабильность. Необходимо научить педагога спланировать занятие и при этом предусмотреть различные варианты хода урока, чтобы при необходимости учитель смог отклониться от задуманной траектории и провести урок так, как в данной ситуации это наиболее эффективно.

Таким образом, можно предложить следующий алгоритм проведения дискуссионных заседаний методического объединения с целью развития профессиональной компетенции педагога:

1) определение цели организации дискуссионного заседания МО (на основе анализа деятельности учителей, актуальных проблем, интересующих вопросов);

2) изучение профессиональной литературы по теме (включая периодические издания в печатном и электронном виде);

3) распределение материала среди учителей, которые готовят выступления на заседании МО и подбирают в качестве иллюстративного материала образцы из своей практики;

4) составление вопросов для дискуссии по теме;

5) дискуссия;

6) подведение итогов;

7) определение перспектив развития.

На наш взгляд, такая работа, безусловно, способствует профессиональному развитию учителей, и это напрямую связано с повышением качества образовательного результата. В заключение — несколько практических советов учителю:

  • изучайте педагогическую профессиональную литературу;
  • внимательно изучайте опыт коллег из других стран и школ нашей страны;
  • анализируйте свой педагогический опыт. Это позволит вам выделить сильные и слабые стороны и поможет определить перспективы профессионального развития;
  • обсуждайте с коллегами публикации специалистов в области методики обучения иностранным языкам, но обязательно к этому предварительно готовьтесь;
  • делитесь опытом с молодыми специалистами и не забывайте о своём постоянном профессиональном развитии;
  • обязательно используйте в практике не тольк и электронную версию журнала;
  • <учшее в практику своей работы.

[links&resources]

[1] Барбер Майкл. Как лучшие образовательные системы мира выходят вперед. http://www.newsland.ru/news/detail/id/627669
[2] Никонова Н.К. Статьи / Просвещение. Иностранные языки. // Журнал для учителя. — 2011/2012. — № 2–4.
[3] Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. — М., 2002.

 

 

2 комментария »

Радислав Мильруд:

Очень полезный материал. Хороший способ формировать творческую профессиональную среду в школе.

1 июля 2013 | 21:32
Валерий:

Спасибо Радислав Петрович!

7 июня 2014 | 14:58
Оставить комментарий

Комментарий

..