«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ

Пятница 8 февраля 2013

Умение грамотно писать на английском языке в настоящее время приобретает все большее значение в силу ряда причин: а) требования итоговой аттестации учащихся по предмету; б) изменение экономических и политических условий в стране и в мире, расширение связей с зарубежными странами, как следствие возникшая потребность в компетентном практическом владении письменной речью на иностранном языке выпускниками школ.

настроение: экзаменационное

ключевые слова: письменная коммуникативная компетенция, письменная речь, воспитание личностных качеств учащихся, формирование навыка рефлексии, формирование навыка общественной оценки

город: Москва

Ольга ЧИНАРЕВА Инна НЕЗНАКОМОВА

По мнению Выготского Л.С., «письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь — способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках».

Целью обучения письменной речи является «формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи».

В процессе подготовки к экзаменам ученик приобретает и развивает ряд важных знаний, навыков и умений, в том числе метапредметного характера:

  • концентрировать внимание и выполнять задания в необходимом темпе и объеме, четко следуя инструкциям;
  • определять стратегию выполнения задания по всем видам речевой деятельности, что в немалой степени способствует успеху;
  • увеличивать словарный запас и расширять кругозор во многих областях знаний;
  • стремиться к самообразованию и самосовершенствованию;
  • использовать навыки, приобретенные при изучении английского языка, в других областях знаний, что, безусловно, поддерживает устойчивую мотивацию к учению.

Что даёт учителям подготовка учеников к сдаче ЕГЭ?

  1. Рост профессионального уровня владения языком.
  2. Повышение методического мастерства до уровня международных стандартов.

С нашей точки зрения, для повышения качества обучения необходимо превратить процесс выполнения письменных заданий учащимися из рутины в творчество.

В настоящей статье мы хотели бы поделиться своими мыслями о том, как можно организовать работу с учащимися по обучению их письменной речи, какие можно использовать упражнения, методики и приемы.

В прошлом году ГАОУ ЦО № 548 «Царицыно» по итогам годичной работы было выбрано менторской школой в рамках международной программы ISP (программа инновационных школ), в нашу менторскую группу вошли две школы-«следопыты»: школа Галилео из Словакии и школа «Наследник» из Москвы.

Было решено организовать совместный проект, который был бы интересен и полезен всем школам-партнерам. Российские школы выбрали тему: «Обучение письменной речи и роль внешней оценки в повышении качества владения данной компетенцией».

Со стороны менторской школы в проекте участвовали действующий эксперт ЕГЭ по английскому языку, от школы-следопыта — начинающий учитель английского языка.

Целями данного проекта были подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, в частности, одного из его трудных разделов — «Письмо», С 2 — эссе и снятие стресса у учеников перед ЕГЭ , а также подготовка их к внешней независимой оценке.

Задачи проекта

Образовательные:

  • развитие у учащихся умения применять полученные знания;
  • формирование у учащихся навыков написания эссе;
  • формирование навыка рефлексии;
  • формирование навыка общественной оценки;
  • ознакомление с методикой выработки критериев оценивания письменных высказываний в формате эссе;
  • расширение кругозора учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание личностных качеств учащихся, например: уверенности при ответе, умения ставить проблему, отстаивать свою точку зрения, анализировать и подводить итоги;
  • воспитание способности самооценки;
  • внешняя оценка письменных работ учащихся-сверстников по предложенным и самостоятельно выработанным критериям;
  • взаимная оценка письменных работ–сверстников;
  • толерантное и доброжелательное отношение к работам сверстников, умение уважать и принимать точку зрения другого человека, даже если она расходится с собственной позицией.

Развивающие:

  • развитие метапредметных навыков учащихся, что является требованием ФГОС 2. Метапредметные результаты формируются в ходе изучения различных предметов. Например, умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссии формируется не только в рамках изучения русского языка и литературы, но и на уроках иностранного языка.
  • развитие памяти, аналитического мышления; второй сигнальной системы у ребенка.

Вторая сигнальная система — это система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека.

Язык человека — средство общения людей друг с другом, главной формой которого является письменная и устная речь, а также — формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.

Речь — форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней (письменная и устная), с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям.

Таким образом, сигналом второй сигнальной системы является язык человека, с помощью которого осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. Главной формой языка является речь, сигналами которой являются слова. Причем смысловое содержание слова, например стол, не зависит от звучания этого понятия на различных языках. Высшие формы абстракции в сигнальных системах мозга обычно ассоциируются с актом художественной творческой деятельности человека, где продукт творчества выступает также как одна из форм языка.

Рассмотрим основные этапы работы над совместным проектом по взаимному оцениванию письменных работ в формате эссе.

Практическая часть

В сотрудничестве со школой «Наследник» мы начали реализовывать данный проект взяв за основу задание С2 (эссе) стандартизированного экзамена по английскому языку. Работа включала в себя несколько этапов.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе учителя английского языка провели несколько встреч, в ходе которых определили цели и задачи, общие проблемы, возможные трудности. Наметили этапы и сроки реализации проекта, определили тип задания и выбрали тему эссе (именно эссе с выражением своего мнения является заданием С2 ЕГЭ по английскому языку и в текущем (2011–2012) учебном году оно претерпело значительные изменения, которые было необходимо объяснить выпускникам, готовящихся к выпускному экзамену. Важно было выбрать единое задание и тему близкую ученикам обеих школ. В нашем случае она была связана с современной литературой и звучала так «Some people think that our school students do not study enough modern authors and modern literature». «Некоторые люди считают, что наши школьники недостаточно изучают современных авторов и современную литературу».

Ученики двух школ писали эссе на данную тему в классе, имея в своем распоряжении всего один урок, что соответствует нормативам и регламенту выбранного ими экзамена, они не пользовались словарями и прочими справочными или иными материалами. Работа выполнялась на чистых листах формата А4.

Затем с работы каждого ребенка было сделано по 4 ксерокопии и произведен обмен ими среди учащихся двух школ (оригинал и одна копия работы ученика остались у учителя)

Проверка

Вторым этапом реализованного нами совместного проекта стала проверка работ. Учитель, работающий в группе проверил каждую работу исходя из критериев применяемых на едином экзамене, но результаты пока не оглашались.

Затем учащимся были выданы критерии оценивания выполнения заданий С1 и С2 раздела «Письмо» для ЕГЭ по английскому языку (опубликованы на сайте ФИПИ), они были изучены и подробно объяснены учащимся. Также им было предложено стать «экспертами» и проверить работы учащихся из другого учебного заведения, используя предложенные критерии, что вызвало неподдельный интерес.

Для выполнения этого задания учителя подготовили на каждого
ученика специальную карточку (приложение № 1) для проведения оценивания работ.

Карточка состоит из двух частей и дается ученикам в разрезанном виде. Сначала учащиеся заполняют верхнюю часть карточки, в которой дают как экспертную оценку работы другого ученика, так и личностно ориентированную в разделе «Note». Там мы просили их написать не сухие цифры, а что-то личное о том, что понравилось или не понравилось в работе.

Приложение № 1
Данный этап был интересен как для учеников, так и для преподавателей. Во время проверки учащиеся поняли, что проверка работ — это не менее сложное и ответственное занятие, чем написание самого эссе, наглядно увидели различные точки зрения на одну и ту же проблему, оценили разнообразные аргументы и контраргументы. В ходе проверки им не просто было разрешено пользоваться словарями и справочными материалами, но и рекомендовано. Учитель, работающий в классе, играл роль «молчаливого» помощника и не вмешивался в процесс оценивания, а лишь помогал найти нужный источник информации (словарь, справочник, критерии и т. д.). Для учащихся этот этап оказался не таким простым, как они ожидали, сложность заключалось еще и в том, что им был неизвестен уровень ученика, работу которого они проверяли. То есть не было опоры на сложившееся мнение и это повысило ценность и объективность оценки. Учащимися обеих школ было отмечено, что это непростое, но интересное задание, причем за урок им удалось проверить в среднем по две работы. Норматив проверки работ экспертом — от шести до восьми работ в час. Таким образом, нам удалось не только заинтересовать наших учеников, но и повысить авторитет учителя.

Анализ и самоанализ

Следующим важным этапом данного проекта стали анализ и самоанализ результатов, и эта работа проходила в несколько этапов и требовала активного участия и сотрудничества как ученика, так и учителя.

Получив первые части карточки (приложение № 1) из другой школы, ученики приступили ко второй части работы и заполнению второй части своей карточки. Затем им были возвращены оригиналы их работ (без пометок) и было предложено проверить свою работу еще раз уже с учетом мнения учеников из другой школы (их сверстников) и лишь затем ими была получена проверенная учителями работа с указанием всех недочетов и ошибок.

Проанализировав и приняв во внимание как независимую оценку своей работы сверстниками, так и экспертную проверку преподавателей, каждый учащийся сделал вывод о том, что может быть улучшено в его эссе и как это можно сделать. Обсудил свои проблемы и пути их решения с учителем.

На основе данной работы преподаватели заполняют и анализируют индивидуальную карточку учащегося (приложение № 2) , в которой собрана информация как о работе учащегося, так и о том, как он оценивал других учеников. Данная карточка помогает преподавателям понять правильность и объективность собственной оценки. Ведь в центре карточки представлена оценка учителей, и сравнив свои баллы и баллы, выставленные другим преподавателем, можно провести взаимоаудит, что крайне важно на современном этапе при переходе к внешней оценке.

Приложение № 2
Следующий явный плюс данной методики — это повышение мотивации учащихся и переход к сотрудничеству и большему взаимопониманию между учителем и учеником.

Еще один важный положительный момент — это интеграция независимой экспертной и общественной оценки, прояснение предъявляемых требований и возможность понять на своем опыте, что и как оценивается на экзамене и как следствие снижение тревожности и снятие стресса «неизвестности» с учащихся.

Анализ индивидуальной карточки помог и преподавателю яснее выявить проблемные зоны каждого ученика. Интересно, что ученик, имеющий проблемы, например с правописанием слов, практически не замечает орфографические ошибки в работах других учеников.

Результаты

Проведя эту работу совместно с учащимися и преподавателями двух школ, мы получили не только бесценный опыт, повысили уровень мотивации, снизили уровень тревожности, но и добились улучшения результатов, что ярко показывают результаты как тренировочных работ, так и экзаменационные результаты наших учащихся. Декабрьские результаты демонстрируют их навыки в написании эссе до проведенного нами эксперимента, а апрельские уже после него.

На представленных диаграммах четко видно, что в 60 % случаев нам удалось улучшить результаты (диаграмма 1), и как показал единый государственный экзамен (диаграмма 2), в своих оценках мы работаем в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Выводы

Проект был успешным для учеников, учителей и способствовал инновационному развитию школ.

Учащиеся:

  • приобрели навыки самооценки и взаимооценки;
  • показали осознанный подход к работе через ее оценивание, понимание критериев;
  • тренировались в самостоятельной разработке критериев оценивания письменных работ, что будет востребовано в их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Учителя:

  • повысили свою профессиональную компетенцию;
  • расширили кругозор;,
  • повысилась их мотивация к творческой и инновационной деятельности;
  • развили навыки командной деятельности с коллегами из других школ;
  • получили навыки описания и представления коллегам своей методической работы.

Школы:

Данный проект показал возможности развития метапредметных умений и навыков за рамками урочной деятельности и варианты сотрудничества с другими школами-партнерами.

Данный опыт был представлен в ходе работы XYIII конференции национальной ассоциации учителей английского языка России.

Планируется расширение проекта в будущем, за счет включения других видов речевой деятельности, большего количества учащихся и учителей, других школ. Намечено создание виртуального пространства, объединяющего учеников и учителей из разных школ, возможно, из разных регионов.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.