«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Понедельник 16 сентября 2013


Дистанционное образование представляет собой новый этап развития всей образовательной системы и занимает всё большую роль в модернизации образования. Новейшие разработки в области информационных технологий привели к появлению новых образовательных методик. Среди них — методика дистанционного обучения иностранным языкам. Нет сомнения в том, что дистанционное обучение английскому языку открывает новые возможности в обучении и самообучении, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения.

 

настроение: практическое

ключевые слова: дистанционное взаимодействие, виртуальная школа, индивидуализация обучения, электронные обучающие курсы

город: Сургут, ХМАО-Югра

e-mail: sve.lightish@list.ru

 

Дистанционное обучение имеет две формы взаимодействия учителя и учеников:

  1. Асинхронная
    Учащийся самостоятельно выполняет задания, после этого учитель оценивает правильность её выполнения и даёт рекомендации по результатам учебной деятельности (offline).
  2. Синхронная
    Учитель и ученик одновременно находятся в Интернете, непосредственно взаимодействуют друг с другом, имеют возможность осуществлять диалог (online). Использование этой программы делает процесс обучения более живым и коммуникативно насыщенным.

Система дистанционного обучения может использовать обе формы взаимодействия (offline, online) или одну из них. Выбор определяется конкретными видами работ, объёмом и техническими возможностями учителя, школы, ученика.

В моей практике большее распространение получила асинхронная форма дистанционного обучения.

С 2012 года школа, в которой я работаю, является инновационной площадкой муниципального уровня по теме «Создание системы дистанционного обучения МБОУ СОШ № 7 «Виртуальная школа»». Рабочей группой были изучены существующие программные среды для системы дистанционного обучения, определены их возможности. Выбрана оптимальная по характеристикам для дистанционного обучения школы программная среда MOODLE.

Для реализации дистанционного обучения детей я, как и другие педагоги нашей школы, разработала и внедрила свои электронные обучающие курсы. Среди них такие, как «Английский язык для детей» для учащихся начальной школы, «Я — юный исследователь» для учащихся 5 класса, «Еду за границу» для учащихся 7 класса и «Готовимся к ЕГЭ по английскому языку» для старшеклассников.

Вышеперечисленные курсы можно использовать как самостоятельные, так и в качестве дополнительного материала, а также для самостоятельного изучения во время карантина, актированных дней, а также для детей с ослабленным здоровьем, которые по состоянию здоровья часто отсутствуют на уроках в классе. Велика возможность использования курсов и для внедрения индивидуальных программ обучения одарённых учащихся.

Сами занятия состоят из модулей, после изучения которых обучаемому предлагается сдать тест, содержащий вопросы по курсу. Далее он приступает к освоению второго и последующего блоков.

Задача сетевого учителя — не передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Так, например, курс «Готовимся к ЕГЭ по английскому языку» является незаменимым подспорьем при подготовке к ЕГЭ по всем разделам.

Занятия на этом курсе пришлись по вкусу учащимся 10 класса, многие из которых готовились сдавать ЕГЭ. Они отмечали следующие преимущества такого рода обучения:

  • можно самостоятельно выбирать последовательность изучения модулей и темп их изучения;
  • можно выбирать удобное время занятий;
  • ученик планирует собственные образовательные процессы, сам определяет оценку приобретенным знаниям.

Хочется отметить, что наиболее важной составляющей успешного курса является соответствие предлагаемого материала психофизиологическим и возрастным особенностям ребенка.

Так, например, в курсе «Английский язык для детей» использованы самые разнообразные средства: обучающие мультфильмы, весёлые картинки, песни и т.д. Для данной категории учащихся в курс внесены задания разного типа: головоломки и различные виды тестов, в том числе и с опорой на наглядность. Данный курс создан в качестве поддержки действующего очно курса «English for Kids». Конечно, работа на сайте «Виртуальная школа» учащимися-малышами проводилась с помощью родителей, но все участники процесса обучения на данном курсе проявили огромный интерес к данному нововведению и остались довольны результатами.

Опыт работы по внедрению дистанционного обучения показывает, что сегодня дистанционные образовательные технологии и специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Однако хотелось бы отметить, что существует ряд трудностей, с которыми можно столкнуться при внедрении дистанционных курсов либо системы дистанционного обучения.

Так, например, любая программная среда, в том числе и MOODLE, — это довольно сложная система, для работы в которой требуются определённые знания и умения педагога в первую очередь. Поэтому, во-первых, учитель как минимум должен иметь желание заниматься подобного рода инновациями, а во-вторых, хорошо, если педагог получит возможность пройти курсы повышения квалификации по работе в указанной среде.

Еще один момент, к которому должен быть готов преподаватель, это необходимость постоянного сопровождения курса. Бытует мнение, что после внедрения системы дистанционного обучения её сопровождения не потребуется. Это далеко не так. Необходимо нести постоянные как минимум физические затраты для того, чтобы поддерживать и развивать направление дистанционного обучения.

Для тех, кто всё-таки решил попробовать себя в создании и внедрении дистанционного курса, предлагаю

Рекомендации по алгоритму разработки дистанционного курса.

  1. Удостовериться, что создание данного курса — насущная необходимость.
  2. Определить и учесть особенности целевой группы, для которой создается этот курс.
  3. Сформулировать цели и задачи курса.
  4. Обозначить методы взаимодействия преподавателя и слушателя, виды и формы занятий.
  5. Структурировать и подготовить учебный материал. Провести разбивку курса на разделы и разбивку содержания раздела на небольшие смысловые части — занятия (модули). Каждый раздел и каждое занятие модуля должны иметь заголовок. Курс должен быть не только хорошо изложен, но и удобно структурирован на сайте.
  6. Составить сценарий реализации. Подобрать для каждого модуля соответствующую форму выражения и предъявления слушателям заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т. п. (согласно содержанию).
  7. Подготовить медиафрагменты. Разработать рисунки, таблицы, схемы, чертежи, видеоряды, согласно требованиям эргономики.
  8. Подобрать список литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек и электронных магазинов) подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет. Подбор внешних гиперссылок является одной из самых сложных задач автора курса. Тщательный подбор ссылок на документы в сети избавит слушателей от необходимости блуждать по Интернету в поисках информации.
  9. Продумать систему контроля, оценки и сертификации. Разработать систему тестов, задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, тем рефератов и курсовых работ, составить подсказки. Спроектировать способы закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи.
  10. Разработать методические материалы по изучению курса, календарь курса.
  11. Разместить материалы курса в Интернете.
  12. Тестировать курс, в том числе на различных разрешениях экрана и различных браузерах.
  13. Апробировать курс.
  14. Подготовить анкету для студентов, прошедших обучение на курсе, с целью исследования мнения обучающихся о его эффективности.
  15. Модернизировать и корректировать курс по результатам апробации.

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..