ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ SKYPE
КАК КОММУНИКАЦИОННОГО СРЕДСТВА
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Лиана МИХАЙЛОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Среда 4 сентября 2013
Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». Карл Роджерс также отметил, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческого подхода». В настоящее время образование строится на компетентностной основе, на помощь пришли новые технологии — информационно-коммуникационные. Именно эти технологии предлагаются в качестве ведущих, способствующих развитию познавательного интереса учащихся, так как позволяют дополнить существующие учебники новым, живым, интересным для учащихся материалом, развить новые способы действия.
настроение: креативное
ключевые слова: межпредметные связи, творчество, информационные технологии, коммуникативные навыки
город: Новочебоксарск
Я работаю над проектом «Использование программы Skype как коммуникационного средства на уроках английского языка». Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучения английского языка было получение оценки. Меняется жизнь, — изменилось и отношение к английскому языку. Сегодня английский язык — это необходимость для самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения совместного международного бизнеса, активное использование Интернета.
Цель использования Skype: коммуникативное и культурное взаимодействие учащихся с носителями изучаемого языка через использование данной программы на уроках английского языка.
Перед собой я ставлю такие задачи:
- Разработать и внедрить уроки английского языка с использованием программы Skype, способствующие развитию коммуникативной компетенции учащихся.
- Организовать взаимодействие со школьниками и студентами из англоязычных стран.
- Организовать внеурочные мероприятия, воспитывающие культуру общения с учетом специфики иной культуры, иностранного менталитета.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня развития коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся.
- Повышение компетентности учителей школы в области испльзования ИКТ и интернет-ресурсов в образовательном процессе.
- Повышение качества образования через формирование ключевых компетенций учащихся, развития профессиональных компетенций педагогов.
- Создание информационной базы с целью дальнейшего использования полученного опыта в системе урочной и внеурочнойработы.
Использование программы Skype на уроках английского языка предоставляет широкие возможности для живого общения на уроке со сверстниками из англоязычных стран, что может служить основой разнообразных форм работы и решения ряда поставленных задач.
Программа Skype имеет ряд преимуществ:
- Skype — это бесплатная система с большим набором функций, включающая основные необходимые для организации урока возможности (чат, голосовое общение, возможность подключения веб-камеры, пересылка файлов любого объема с максимально возможной скоростью);
- безопасность и защищенность программы Skype. В данной коммуникационной программе исключено внешнее вторжение других абонентов в процесс общения, отсутствует реклама и предоставляется эффективная спам-защита;
- в Skype-конференции может участвовать до девяти участников одновременно, а текстовой Skypе-чат может объединить до 100 человек. И даже такой широкий потенциал не является пределом — при необходимости количество участников может быть расширено посредством сторонних приложений для Skype;
- понятный интерфейс программы, доступный на разных языках, и продуманный дизайн программы облегчают работу и визуальное восприятие при работе;
- программа Skype доступна для бесплатного скачивания на сайте www.skype.com. Также на сайте доступна полная информация о программе и об ее использовании.
Принимая участие в онлайн-общении с носителями языка, учащиеся получают уникальную возможность вступления в контакт с представителем страны изучаемого языка, что можно назвать реальным диалогом культур, помогающим формированию глобального мышления и культуры общения.
Таким образом, реализация данного инновационного проекта нацелена на решение следующих проблем:
- недостаточно развитый уровень произносительных навыков учащихся;
- низкий уровень межкультурной компетенции учащихся;
- отсутствие реальных ситуаций общения с представителями иноязычных стран.
Интернет-урок с использованием программы Skype требует тщательной подготовки со стороны учителя, учащихся и носителя языка. В ходе Skype-урока учащиеся получают навыки работы в сети посредством живого общения с носителем языка. Использование возможностей подобных программ и информационно-коммуникационных технологий позволяет разнообразить урок, повысить мотивацию учащихся к изучению языка, показать учащимся практическую значимость предмета «иностранный язык».
При успешной реализации данного проекта возможна организация различных внеклассных мероприятий с носителями английского языка. Например, телемосты и совместное проведение конференций, празднование Рождества и других праздников, а также организации дискуссий и диспутов.
В дальнейшем помимо опосредованного общения через ресурсы Интернет возможно организовать непосредственные встречи с носителем английского языка. Наши гости смогут рассказать о культуре своей страны на специально организованных встречах, занятиях и других мероприятиях. Со своей стороны мы сможем организовать совместные экскурсии по достопримечательностям России, что послужит дополнительным стимулом для учащихся глубже изучить историю родной страны, лучше узнать достопримечательности родного края.
Важно отметить, что в результате подобных мероприятий учащиеся приобретут опыт неформального, непринуждённого общения с представителями англоязычных стран.
Этапы реализации проекта:
I этап (подготовительный)
- ознакомление учащихся с сетевым этикетом, правилами общения в чате;
- обсуждение предлагаемых вопросов и возможных ответов англоговорящего гостя;
- установка связи с носителем английского языка;
- согласование темы урока, примерных вопросов учащихся.
II этап (основной)
Проведение телемоста:
- общение учащихся с носителем языка под наблюдением учителя;
- запись полученной информации.
III этап (аналитический)
- написание учащимися сочинений о том, что рассказал им носитель языка на обсуждаемую тему;
- обобщение опыта учителя, ведущего работу по проведению уроков с использованием программы Skype. Выступление на педсоветах, семинарах;
- выявление проблем организации и реализации данного проекта;
- мониторинг влияния проектной деятельности на качество образования;
- публикация в сети и прессе, размещение на сайте школы опыта работы с использованием программы Skype на уроках английского языка и внеурочных мероприятиях.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Применение Skype как коммуникационного средства даёт возможность ученикам использовать английский язык в повседневной жизни и обеспечивает эффективное общение. Коммуникация с носителями языка позволяет ученикам практиковать определенные навыки, такие как ведение переговоров, убеждение, разъяснение значения, запрос информации и обсуждение темы. Skype дает возможность совместного приобретения знаний путем переписки, обмена информацией и затем сравнения и оценивания. Skype — это полезная среда для коммуникации с носителями языка в режиме онлайн, что позволяет не только формировать, развивать и совершенствовать навыки письма, чтения, говорения и аудирования, но и помогает улучшить компьютерные навыки (создание и хранение файлов, интернет-поиск и др.). Учитель-руководитель дает задание и как бы отступает на второй план, давая ученику возможность работать самостоятельно, лишь корректируя и направляя его действия, что очень важно сегодня, так как одно дело знать язык, и совсем другое дело уметь им пользоваться.
Цель обучения иностранному языку — практическое владение языком, позволяющее осуществлять коммуникативную деятельность. Целью использования Skype в работе учителя английского языка является повышение мотивации учеников к изучению предмета, рост их познавательного и коммуникативного интереса, подготовка учащихся к самостоятельной работе и эффективному межкультурному общению.