«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ «ВЕБ-КВЕСТ»
В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Пятница 29 Ноябрь 2013


Знание иностранных языков является неотъемлемой частью имиджа успешного современного человека. Умение общаться с представителями разных культур помогает выстраивать правильную линию социального поведения, находить дополнительные области применения своих знаний и способностей. Во всех сферах человеческой деятельности в быстро меняющемся современном мире на первое место выходит компетентная личность — хорошо образованный специалист в той или иной области со знанием иностранных языков, способный с легкостью читать и переводить тексты профессионального содержания и использовать полученную информацию в своей деятельности.

 

настроение: оптимистичное

ключевые слова: поиск, новизна, интерес, открытие, радость

город: Волгоград

e-mail: TDA_GB@mail.ru

 

Именно для формирования такой всесторонне развитой личности уже в школе необходимо прививать обучающимся интерес к работе со специальной литературой, активнее внедрять в учебный процесс научные термины, создавать на уроках ситуацию поиска информации в научно-популярной, публицистической литературе. Только при таком условии специальная лексика и синтаксическая конструкция, обусловленная ею, войдёт в активный словарный запас школьников и сделает понятной и доступной профессиональную литературу, написанную на иностранном языке.

В нашем образовательном учреждении профильными предметами являются математика, информатика и физика, поэтому на уроках иностранного языка мы используем интегративный подход, отводя значительную часть учебного времени освоению лексики, принадлежащей этим областям знания. Такая необходимость диктуется и тем фактом, что многие из выпускников школы продолжают обучение в высших учебных заведениях по техническим специальностям не только в нашей стране, но и за рубежом. Так что свободное профессиональное общение для них — обязательное условие комфортного существования в иноязычной среде.

Таким образом, значимость чтения и перевода специальных текстов по физике, математике, информатике как способ получения и применения информации и специальных знаний по данным предметам неоспорима. Но возникает вопрос: как заинтересовать обучающихся чтением специальных статей, где найти полезную информацию и подобрать необходимые тексты?

Решению данной проблемы поможет наличие яркой эмоциональной составляющей, пробуждающей интерес к обучению и способствующей формированию метапредметных умений. Такой составляющей, на наш взгляд, может стать использование современной образовательной технологии «веб-квест» (webquest).

«Quest» в переводе с английского языка — продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой (это слово также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр).

С педагогической точки зрения, веб-квест — это проблемное задание, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Современный Интернет предлагает огромное количество информации по любому вопросу, при этом подавляющая часть материала представлена на английском языке. По этой причине работать над проектами, ставить задачи и отсылать учащихся за нужной информацией в Интернет не так просто, как кажется на первый взгляд. Часто ученики не могут найти то, что им требуется. Одно из возможных решений данной проблемы связано с использованием структурного подхода, который дает обучающимся возможность использовать свой труд более продуктивно, соединяя и комбинируя различные информационные ресурсы новыми способами, а также применяя творческие способности и навыки проблемного мышления.

Особенность веб-квестов состоит в следующем: учитель дает обучающимся список веб-сайтов (website), соответствующих тематике задания или проекта и уровню знаний школьников.

Важной чертой веб-квестов является то, что они состоят из определенного набора блоков:

  • введение (предназначено для привлечения интереса учащихся);
  • задание (описывает конечный продукт деятельности);
  • процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список веб-сайтов, на которых содержится необходимая информация);
  • оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся);
  • заключение (подведение итогов проектной деятельности).

Давайте рассмотрим веб-квест из опыта работы, озаглавленный «How to win а Nobel Prize?» («Как стать нобелевским лауреатом?»).

Веб-квест предназначен для обучающихся 10 класса, интересующихся изучением физики. Работа начинается с предложения провести небольшое исследование и ответить на вопрос «Кто из физиков стал нобелевским лауреатом?». Это и есть введение, предназначенное для повышения интереса учащихся к самой теме.

Далее идет задание, которое должно быть наиболее приближено к реальным условиям, чтобы повысить интерес и мотивацию. Обучающимся сообщают, что они должны отобрать кандидатов для получения Нобелевской премии в области физики, для этого им необходимо проанализировать несколько статей — отчетов молодых ученых-физиков о проделанной работе, а затем отобрать самые интересные идеи. Это на самом деле довольно сложная задача, поэтому в блоке процесс она разделена на несколько основных ступеней.

Ступень 1. Обучающиеся получают список сайтов, на которых они могут ознакомиться с интересными статьями молодых ученых-физиков разных стран. Это сайты:

http://physics.com.ua/
http://physics.about.com/
http://physics.aps.org/
http://www.physicstoday.org/

Ступень 2. Обучающиеся получают задание посетить несколько сайтов, с которых можно загрузить научные статьи о ядерной физике (мы решили сузить тематику текстов), затем выбрать статьи ученых, которые соответствуют выбранной тематике, и проанализировать их с помощью специальной таблицы, составленной учителем. Учитель английского языка ставит перед учениками прежде всего лингвистические задачи, учитель физики добавляет те вопросы, которые могут быть интересны для изучающих физику. Например:

Ступень 3. Обучающимся необходимо выбрать наиболее оригинальные идеи и с помощью приложения PowerPoint представить описание идеи, указать, для кого она предназначена, а также назвать технологии, которые были использованы остальными участниками проекта.

В блоке оценка учитель размещает критерии, по которым будет оцениваться проектная работа. Ученики знакомятся с этими критериями перед началом работы, чтобы у них было полное понимание того, что от них требуется и к чему они должны стремиться. Я как учитель английского языка в первую очередь оценивала адекватность перевода специальных текстов по физике и словари физических терминов, которые составили обучающиеся.

И наконец, на этапе блока заключение ученики представляют результаты своего исследования и методом голосования выбирают самую интересную идею, обсуждение которой можно продолжить и на уроках физики.

С какими сложностями могут столкнуться учитель и ученики, работая по технологии «веб-квест»?

  1. Отсутствие доступа к Интернету.

    Если ученикам трудно получить доступ к сайтам, упомянутым
    в Ступени 1, где размещены статьи о достижениях молодых ученых, учитель может заранее распечатать эту информацию и раздать ее на уроке. Ребята могут также войти на эти сайты дома или после уроков в компьютерных клубах.
  2. Критерии оценки не удовлетворяют педагога и (или) школьников.

    В этом случае учитель может создать свои собственные критерии оценки работ учащихся с учетом конкретных условий обучения, а также добавить специальные критерии для оценки владения языком.

Было бы неплохо включить в заключительную часть комментарии учителя и учеников о том, как работа над проектом помогла повысить уровень владения иностранным языком.

Форма работы с веб-квестами используется огромным числом учителей во многих странах мира, поэтому в Интернете можно найти немало интересных разработок по разным темам и разным образовательным областям.

Полезные ссылки:

http://www.webquest.org/
http://educ.queensu.ca/index.html
http://k6educators.about.com/
https://sites.google.com/site/vebkvestdiscoveringtexas/
http://www.teach-nology.com/web_tools/rubrics/webquest/
http://edweb.sdsu.edu/webquest/serching/sevensteps.html

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..