«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

УЧИ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК И ДУМАЙ О БУДУЩЕМ!

Пятница 10 января 2014


Международное экономическое и культурное сотрудничество — основной путь развития человечества в XXI веке. Современное, отвечающее уровню самых высоких европейских и мировых стандартов образование предполагает не только качественные профессиональные знания, но и владение несколькими иностранными языками. От этого часто зависит повышение конкурентоспособности специалистов на рынке труда, их личностный, интеллектуальный и профессиональный рост.

 

настроение: энергичное

ключевые слова: конкурс образовательных программ, Институт им. Гёте, чемпионат «Учим немецкий язык, играя», сотрудничество учителя и учеников, популяризация немецкого языка

город: Владимир

e-mail: sirina_vip@mail.ru

 

Как же сделать так, чтобы изучение иностранного языка было не только трудоёмкой работой, но и превратилось в увлекательное путешествие? Как помочь родителям и детям не бояться трудностей немецкого языка, какими словами объяснить, что изучение немецкого языка — дело перспективное?

В нашей школе (одной из немногих общеобразовательных школ области) ведётся преподавание немецкого языка как первого иностранного — со 2 класса и как второго иностранного — с 7 класса. Ученики с увлечением занимаются немецким языком в школе, в городском Центре изучения немецкого языка, занимают призовые места на городских, областных олимпиадах, принимают активное участие в образовательных проектах Немецкого культурного центра им. Гёте.

В 2009 году Институт им. Гёте объявил конкурс образовательных программ для популяризации немецкого языка, повышения интереса к его изучению, а также совершенствования процесса обучения немецкому языку. В конкурсе приняли участие более 200 российских школ, и только 30 лучших оказались победителями. Мы в их числе получили солидную помощь от немецкого посольства в виде учебной литературы, наглядных пособий, а также участия в методических семинарах в Москве.

Создание своей программы «Немецкий? Немецкий… Немецкий!» дало позитивный настрой на планомерную целенаправленную работу по её реализации: систематизация годами наработанных дидактических материалов, новые формы работы с учениками и родителями.

Программа „Deutsch? Deutsch… Deutsch!“
Учебная деятельность Внеклассная работа Творческая лаборатория учителя немецкого языка

  • Изучение немецкого языка в начальной школе
  • Изучение немецкого языка как второго иностранного
  • Предпрофильная подготовка и профильное обучение
  • Использование современных технологий в учебном процессе
  • Учебно-методическое обеспечение

  • Работа с одарёнными детьми
  • Неделя немецкого языка
  • Участие в образовательных проектах
  • Дополнительное образование учащихся
  • Работа с родителями и общественностью
  • Психологическая служба школы
  • Факультативы, кружки по немецкому языку
  • Организация туристических поездок

  • Участие в семинарах, проводимых Институтом им. Гёте
  • Участие в образовательных проектах Института им. Гёте
  • Работа в творческих группах на уровне города и области
  • Проведение городских и областных семинаров на базе школы
  • Организация работы в двух кабинетах немецкого языка

Мы по-новому взглянули на работу учителя немецкого языка, научились находить нестандартные решения сложных учебных задач. Система работы нашей школы по поддержке изучения немецкого языка проста и лаконична. Чтобы она была успешно реализована, требуется много труда учителя и учащихся.

Когда в 2008 году мне предложили быть в нашем регионе координатором пилотного проекта «Учим немецкий язык, играя», беспокоило сомнение: а заинтересует ли это детей, сможем ли мы в нашем городе, области найти единомышленников?

Всё получилось! На протяжении последних лет команда нашей школы выходит в финал регионального тура и успешно участвует во Всероссийском финале в Москве: 2011 год — 1 место (приз — поездка на трёхнедельные языковые курсы в Германию), 2012 год — 2 место (приз — поездка в Германию на чемпионат «Учим русский язык, играя»), 2013 год — 3 место (приз — электронные книги). Для детей это уникальная возможность найти новых друзей, пообщаться с интересными людьми, блеснуть своей эрудицией.

«Жаль, что 1 место может занять только одна команда, но побывать в Немецком культурном центре им. Гёте — тоже награда!», «Я начал изучать немецкий язык с удовольствием, хотя поначалу не мог найти подход к немецкой грамматике», «Сегодня мы побывали на настоящем празднике, я почувствовала себя vip-персоной, ведь играла в финале с лучшими командами со всей России» — такие отклики моих учеников — лучшая награда за учительский труд.

Чемпионат «Учим немецкий язык, играя» — это русско-немецкая языковая игра, созданная на основе международной настольной игры «New Amici». Игроки отвечают на вопросы о значении слов и словосочетаний, о немецкоязычных странах. За правильные ответы начисляются очки. В трёх раундах игроки объясняют значение слов и выражений: переводят сначала с немецкого на русский, а затем — с русского на немецкий. Побеждает команда, которая раньше других верно выполняет задания трёх этапов игры. Игровую команду составляет пара: «знаток» (учащийся изучает немецкий язык) и «новичок» (совсем не знает немецкого). Игра проходит по олимпийской системе розыгрыша: туры на уровне школы, города, области, а затем финал в Москве. Чтобы победить, необходимо быть внимательным, тренировать память и волю к победе, уметь играть в команде. Игра настолько увлекательна, что дети не замечают, как за 40–45 минут запоминают массу полезной информации по страноведению, слов, предложений. Так преодолеваются языковые трудности и растёт желание заниматься немецким языком.

Важно не ограничивать себя и детей школьной программой, а предлагать им что-то новое, шагать в ногу со временем. Совместное участие в разнообразных конкурсах и проектах делает процесс обучения увлекательным делом. Последние конкурсы издательства «Просвещение» («Россия спортивная», «Поздравительная открытка») уже в начале учебного года создали позитивную атмосферу сотрудничества учителя и учеников.

Учителя немецкого языка получают неоценимую помощь от немецкого культурного центра им. Гёте. Каждый год мы участвуем в интересных проектах: «Чемодан с книжками», «Найди свою Германию», «Алфавитный мишка», «Задай тон Германии», «Талисман» и др.

Наш город уже 30 лет дружит с немецким городом Эрланген. В рамках юбилейных мероприятий в городе были проведены интересные конкурсы для учеников, изучающих немецкий язык: страноведческая олимпиада для старшеклассников, конкурс мультимедийных презентаций: «Что является типично немецким», фотоконкурс «Россия — Германия: страны и люди». Все ученики почувствовали значимость языка, выбранного ими для изучения в школе, а многие решили пойти учиться в Немецкий дом г. Владимира, чтобы углубить свои знания. Эрлангенский дом многое делает для популяризации немецкого языка в нашем городе.

Участие во всевозможных проектах, олимпиадах, конкурсах, викторинах стало для меня и моих учеников возможностью самовыражения. В 2006 году я прошла конкурсный отбор и выиграла стипендию на двухнедельные языковые курсы в Германии. Своим ученикам привезла массу впечатлений и новых идей. В 2010 после конкурсного отбора отправилась в Дюссельдорф на семинар «Единая Европа. Перспективы развития», а в 2011 участвовала в семинаре в Дрездене. Любая такая поездка даёт возможность рассказать о своём опыте работы зарубежным коллегам и узнать много нового по современной методике преподавания немецкого языка.

Рассказывать, как сделать немецкий язык увлечением для своих учеников, просто, когда за этим стоит ежедневная работа ума и сердца самого учителя. Ежегодные «Недели немецкого языка», театрализованные представления для младших школьников и их родителей, создание фильмов и презентаций, организация туристических поездок в Германию, активное участие в образовательных проектах — всё работает на воспитание и развитие ребёнка, его желание быть активным участником обучения и общения со сверстниками, его успешное будущее.

Поэтому я даю своим ученикам хороший совет: «Думай о будущем и учи немецкий язык!»

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..