«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ПОЧЕМУ МЫ РАБОТАЕМ ПО УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ»

Среда 29 Январь 2014


Обычная МКОУ СОШ провинциального городка… Иностранный язык НЕ преподаётся в специализированном кабинете… В учебном плане школы НЕ предусмотрено ни одного дополнительного занятия по английскому языку… Но учителям всегда хотелось лучшей доли для своего предмета. Мы стремились повысить эффективность обучения, пытаясь экспериментировать с различными учебниками.

 

настроение: умиротворённое

ключевые слова: Английский в фокусе, Spotlight, УМК, проект, чтение, ФГОС

город: Нововоронеж, Воронежская обл.

e-mail: teacher1.ucoz@mail.ru

 

За плечами многолетняя работа по очень многим российским и британским УМК. Сейчас мы остановились на «Английском в фокусе».

Наш ПЕРВЫЙ ШАГ в пользу выбора “Spotlight” был сделан с появлением ЕГЭ. Мы нашли учебник и пособие по подготовке к экзамену в одном УМК! Ничего более подходящего для нас в книжных магазинах тогда не было. Нам стало легче учить; старшеклассникам стало интереснее учиться. «Английский в фокусе» вдохновил наших школьников на создание первых исследовательских работ на английском языке. Их тематика была навеяна содержанием нового учебника: “Teenagers’ clothes in Britain and Russia”, “Schools in the Russian Federation and the USA”, “The problems of endangered species in SPOTLIGHT-10 and in reality”, “Is this world unfit for human life?”, “How to save the panda”, “Do we need articles?”, “Junk food and our health”, “Festivals in Russia and in Scotland”, “Organic and conventional farming”, “Entertainment and teenagers”, “Famous attractions in the UK and in my country”, “Ways to save paper”, “Gadgets in our life”. С каждым годом мы находим в «Английском в фокусе» всё больше и больше «изюминок» и простора для творчества. Что же касается сдачи ЕГЭ, то баллы наших выпускников ежегодно превышают средние показатели как по региону, так и по стране.

ВТОРОЙ ШАГ навстречу «Английскому в фокусе» сделать было значительно проще. Мы уже успели оценить преимущества модульного подхода к изучению материала. Нам понравился поурочный словарь на специальных WL-страницах, грамматический справочник, аудиоматериалы, проектные задания и многое другое. Школьники 5-9 классов с радостью приняли наш выбор. А мы, учителя, до сих пор удивляемся дальновидности авторов УМК. Складывается впечатление, что книги были написаны специально для реализации ФГОС последнего поколения. Тематика многих учебных блоков способствует воспитанию нравственности, вызывает у школьников желание проанализировать своё поведение по отношению к окружающим, определить своё место в жизни, разобраться в проблемах межличностных отношений. Например, ”That’s me!” в 5 классе, “Who are you?” в 6 классе, “The person I admire” в 7 классе, “Socializing” в 8 классе, “Lending a helping Hand” в 9 классе. Под невидимым руководством авторов учебника, последовательно выполняя упражнения, мы заканчиваем прохождение очередной порции учебного материала творческими проектами, так как у детей появляется желание делиться личным опытом и применять приобретённые компетенции. Некоторые из своих работ ребята размещают в сети Интернет. В последнее время нас привлекает блог http://spotlight-in-russia.blogspot.ru/. Здесь можно не только опубликовать свой проект, но и познакомиться с работами школьников со всех уголков нашей страны, занимающихся по УМК «Английский в фокусе».

ТРЕТИЙ ШАГ к УМК “Spotlight” был очень робким и мучительным. Полюбив книги для 5-11 классов, мы отказывались верить в успешность пособий для начальной школы. Больше всего пугал учебник для 2 класса. Как можно начинать изучение иностранного языка с больших диалогов и длинных песен? Где правила чтения? Где транскрипция?

Оказывается, мы опасались понапрасну. “Spotlight” показал нам самый оптимальный способ для начального уровня освоения иностранного языка. Ключевым отличием от других УМК является то, что дети изначально знакомятся с так называемым «звуковым» алфавитом и обучаются глобальному чтению.

Современных второклассников повсюду окружают английские слова, а поэтому дети хотят побыстрее научиться читать. Причём читать ребята хотят реальные слова; их совсем не привлекает транскрипция. Современные школьники не робеют перед длинными текстами, легко находя в них интересующую их информацию; но второклассники не понимают, зачем надо читать бессмысленные столбики со словами, сгруппированными по многочисленным правилам английского языка. Кроме того, ребятам этого возраста чрезвычайно трудно «читать по правилам», так как логико-знаковое мышление у них еще недостаточно хорошо сформировано. Следовательно, чтобы малыши избежали проблем при чтении по-английски, их следует учить читать слова глобально, зрительно запоминая целое слово, как картинку. В этом на помощь приходят тематические плакаты к УМК “Spotlight” (как полиграфические, так и электронные). Запоминать зрительный образ слов помогают также карточки с напечатанными словами в сочетании с флэш-картами, изображающими изучаемые лексические единицы. Кроме того, учащиеся подписывают слова на оборотной стороне раздаточных карточек, иллюстрирующих изучаемый материал, а затем с удовольствием используют их в различных играх. Страничка автора «Английского в фокусе» М.Д. Поспеловой “Spotlight Primary: Let me share” на сайте http://www.prosv.ru/umk/spotlight помогает учителям разнообразить формы работы со словами.

Применение технологии глобального чтения обосновано также и тем, что далеко не все слова в английском языке читаются по правилам. Но несмотря на то, что данная технология является приоритетной в начале изучения английского языка, постепенно добавляются звуко-буквенные и слоговые методы обучения чтению.

Однако они основаны не на привычном алфавите, а на «звуковом», в котором буква озвучивается самой частотной для неё фонемой. В этом алфавите буква Сс, например, звучит «k». Ребёнок быстрее запомнит, как читается слово “cat”, если будет опираться на фонемы /k/, /æ/, /t/, а не названия букв /si:/, /ei/, /ti:/.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования 2010 года[1] говорится, что ребёнок научится соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом и будет читать вслух. Курсивом в программе указано, что дети всего лишь получат возможность научиться сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию, а также группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения. Этот факт неоспоримо доказывает, что будущее именно за методом узнавания и воспроизведения целого слова, а не традиционных звуко-буквенных и слоговых методов обучения чтению.

Технология глобального чтения представлена в учебнике “Spotlight 2” не только как воспроизведение целого слова, но и целого предложения (при исполнении песенок и стихотворений). С первых же уроков дети «читают» слова и предложения, подражая учителю и диктору аудиопособия учебника. Дома рекомендуется слушать диск, повторять за диктором материал урока и показывать на произносимые слова и предложения, которые обязательно сопровождаются красочными иллюстрациями. Наглядность при использовании метода глобального чтения не ограничивается картинками; она может быть представлена и видеоматериалами, и мимикой, и жестами, и движениями – всем тем, что вызывает эмоциональный отклик ребёнка. Благодаря требованиям ФГОС[2], дети получили возможность обучаться с использованием современного технического оборудования. В связи с этим нельзя не упомянуть великолепное программное обеспечение для интерактивной доски к УМК «Английский в фокусе», значительно расширяющие возможности учителя.

Убедившись в эффективности методов и технологий, предложенных авторами УМК “Spotlight”, мы организовали консультационную группу для родителей своей школы «Английский язык во 2 классе» на портале «Дневник.ру». Теперь папы и мамы могут не сомневаться в учебнике, который очень сильно отличается от тех, по которым они когда-то начинали изучать иностранный язык.

Мы очень рады, что полностью, со 2 по 11 классы, перешли на преподавание по «Английскому в фокусе». Хотелось бы пожелать коллегам, ещё не определившимся с линейкой учебников, не повторять нашего долгого пути от старших классов к начальным, а сразу начинать с книги “Spotlight-2”. Как никакой другой учебник, «Английский в фокусе» отвечает абсолютно всем современным требованиям. Этот УМК способен помочь учителям реализовать требования ФГОС последнего поколения.

[links&resources]

[1] Примерная основная образовательная программа начального общего образования, 2010. http://fgos.isiorao.ru/fgos/OOP/
[2] ФГОС начального общего образования, 2009. http://www.centrobrrostov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=209:norm_doc8&Itemid=6

 

 

2 Comments »

Екатерина Полупанова:

Огромное спасибо за статью. Мне предстоит начать работать по «Spotlight» во втором классе. Опыта работы по «Spotlight» не было (в нашей школе был только «Enjoy English»). Вы ответили на все мучившие меня вопросы по обучению чтению (в «Enjoy English» всё совершенно не так). Надеюсь, что я тоже буду гордиться тем, что работаю по «Английскому в фокусе».

25 Июль 2015 | 20:39
Федор Степанов:

Линии учебников хороши для учебного процесса.

8 Август 2015 | 18:41
Оставить комментарий

Комментарий

..