«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ — ОСНОВА УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ (по УМК «Английский в фокусе» 2–4. Авторы Н.И. Быкова,
Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс
)

Понедельник 10 марта 2014

Предметные знания были приоритетом российского школьного образования, и мы всегда гордились тем, что наши учащиеся знают больше, чем их зарубежные сверстники. Посещая уроки в средней школе в США или Великобритании, наши старшеклассники, приехавшие по обмену в эти страны, с удивлением и превосходством говорили: «А мы это прошли еще в 8, 7, … классе!»

настроение: оптимистическое

ключевые слова: Spotlight, универсальные учебные действия, начальная школа, УМК «Английский в фокусе», «учись учиться», личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД, проектировать

город: Москва

Да, наверное, по количеству и качеству знаний наши ученики превосходят своих сверстников и сейчас, несмотря на то, что результаты международного тестирования PISA (Programme for International Student Assessment) говорят об обратном: Россия входит в четвертый десяток стран по уровню читательской, математической и естественно-научной грамотности среди 65 стран мира. В основе тестов PISA лежит мнение экспертов о том, что мало просто знать факты и правила, — нужно еще уметь их использовать. Это мнение перекликается с высказыванием известного немецкого педагога XIX века Фридриха Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Так же актуально звучат и его следующие слова: «Со знанием должно быть обязательно умение. Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять». Вполне очевидно, что наши учащиеся должны научиться применять то, что они знают.

Считаю закономерным тот факт, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) выделил формирование универсальных учебных действий (УУД) в качестве приоритетного направления. «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования выделена в ФГОС в отдельный блок — точно так же, как она выделена и в Примерной образовательной программе начального общего образования, и программах всех учебных предметов. Таким образом, средствами всех без исключения предметов у учащихся будут формироваться универсальные учебные умения, а говоря другими словами, они научатся использовать имеющиеся у них знания.

В прогрессивной педагогике формирование УУД всегда рассматривалось как надежный путь повышения качества обучения, так как происходит формирование такой ключевой компетенции образования, как «умение учиться». Лозунг «Учись учиться» появился еще в советской школе, и я помню, как у нас на стендах висели различные памятки: как правильно работать со словарем, как следует выполнять домашнее задание и т. д. Но только ФГОС впервые конкретизирует виды УУД и ставит задачу — написать программы по формированию УУД, которые призваны обеспечить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; дать характеристики всех видов УУД и типовые задачи их формирования.

Когда учителя знакомятся с программой формирования УУД, многие приходят в смятение: «Когда же нам все это успеть?!» В ответ на этот вопрос хотелось бы подчеркнуть, что современные УМК, в частности «Английский в фокусе», написаны уже с учетом нового стандарта, и в него включены упражнения и задания на формирование УУД. Необходимо просто разобраться, что это такое, чтобы можно было идти на урок с новой установкой и новым пониманием целей и задач урока.

Давайте сначала рассмотрим сам термин «универсальные учебные действия». Близкими ему по значению являются понятия «метапредметные действия», «надпредметные действия», «общеучебные умения», «общепознавательные действия». Они не зависят от конкретного предметного содержания и в определенном смысле имеют всеобъемлющий характер, отсюда и приставки — мета-, над-, обще-. В этом и заключается универсальность действий: они применяются на каждом предмете.

Остановимся подробно на всех видах УУД, и на примере УМК «Английский в фокусе» мы увидим, с помощью каких учебных задач они формируются.

ФГОС выделяет 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Личностные УУД делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД выражаются формулами «Я и моя семья», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и школа», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («сын или дочь», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «гражданин» и др.).

Ситуации общения в УМК приближены к жизни и соответствуют образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников, что повышает их мотивацию. Во втором классе все модули начинаются со слова “my”: «Моя семья», «Мой дом», «Мои игрушки» и т. д. В третьем и четвертом классах тематика также охватывает ближайшее окружение ученика, и дети рассказывают, читают, пишут о своей любимой еде, праздниках, школе, друзьях и т. д. Формирование личностных УУД эффективно осуществляется с помощью раздела УМК «Портфолио», в котором учащимся предлагается выполнить проект или творческое задание. Своими достижениями дети могут поделиться не только со своим одноклассниками, но и с другими учащимися всей нашей страны. На сайте «Просвещения» в разделе «Английский в фокусе» создан блог “Spotlight in Russia”, в котором вы можете увидеть и работы учащихся начальной школы, хотя этот блог предназначен для учащихся средней школы.

В прошлом году в блоге проходил конкурс “Our favourites”, на который ребята присылали уже не рисунки, а компьютерные презентации и видеоролики. Публикация собственных работ в интернет-пространстве не только развивает творческий потенциал учащихся, но также повышает их мотивацию к изучению языка, делает само обучение осмысленным.

Личностные УУД увязывают учебные задачи с реальными жизненными целями, по сути, происходит переход к межпредметному обучению. Конечно, в начальной школе на уроках английского языка мы еще не можем говорить о межпредметном обучении, но уже на этом этапе учащиеся понимают, что с помощью английского языка можно получать информацию из разных областей знаний. Для формирования УУД в этой области предусмотрен раздел “Fun at school”, выполняя задания которого дети привлекают знания из других предметов, изучаемых в школе, таких, как история, математика, МХК, чтение, окружающий мир, география, музыка и др.

Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и нравственных норм; помогают выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Для формирования личностных УУД с вышеуказанной целью учитель обращается к разделу “Spotlight on Russia”, в котором предлагаются тексты о России по различной тематике. Задания этого раздела не только позволяют сформировать у учащихся способность в элементарной форме представлять родную культуру на английском языке, но также формируют личное, эмоциональное позитивное отношение к себе и окружающему миру. Тексты о музеях России, дне города, российских городах-миллионерах, путешествии по России позволяют учащимся осознавать себя гражданами своей страны. Тексты о школе, семейном гербе и создание собственного герба формируют ценности общества и семьи. Обсуждение будущей профессии помогает вырабатывать свою жизненную позицию в отношении своего будущего. Таким образом, у учащихся формируется чувство гордости за свою семью и свою страну, уважение к своему народу. Учащиеся выполняют различные проектные работы и имеют возможность разместить их в Интернете. Два года назад на сайте «Просвещения» проходил конкурс «Наша страна — наше наследие», в котором принимали участие и младшие школьники. Они писали о своих городах, улицах, интересных местах, о своей малой родине. Ребята писали, почему они любят свои родные места, подобрали фотографии.

Выработать жизненную позицию в отношении мира помогают задания в разделе “Spotlight on English-Speaking Countries”. Знакомство с различными аспектами жизни англоговорящих стран помогает воспитать у учащихся толерантность, уважение к другим народам, принятие их ценностей, обычаев и традиций. Разделы “Spotlight on Russia” и “Spotlight on English-speaking Countries” изучаются параллельно, что помогает формировать у учащихся целостную картину мира.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД (в сотрудничестве с учителем)

Регулятивные УУД помогают учащимся обеспечить организацию своей учебной деятельности. Они включают в себя целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, самооценку и саморегуляцию. Пусть эти научные слова вас не пугают. С целеполаганием, планированием и прогнозированием учащимся поможет справиться модульная страница, на которой написано, что узнают учащиеся в этом модуле, что они научатся делать. Предложите детям пролистать страницы модуля; спросите их: «Как вы думаете, какой текст познакомит нас с …? Какое задание вам нравится больше всего? Как вы думаете, что мы научимся делать, работая с … параграфом?» и т. д. Модульную страницу можно обсудить на русском языке, и в начальной школе на уроках английского языка при двух часах в неделю совершенно очевидно, что планировать и ставить цели учащиеся могут только в сотрудничестве с учителем.

Для формирования навыков самоконтроля и коррекции в УМК предлагаются разделы “I love English” и “Now I know”. С первым учащиеся работают дома, сверяются с учебником, а затем задание проверяется в классе. Второй раздел предназначен для самостоятельной работы в классе: выполняя задания, дети сверяют ответы с правильным вариантом, который учитель пишет на доске, и подсчитывают количество правильно выполненных заданий. Они видят, какие понятия еще нуждаются в доработке и с помощью учителя планируют действия для достижения более высокого результата.

Для младших школьников игра является мощным мотивирующим фактором, поэтому в УМК включены игры и интерактивные задания, которые также помогают сформировать навыки самоконтроля и коррекции. По окончании каждого модуля учащимся предлагается настольная игра в рабочей тетради, с помощью которой они не только закрепляют предметные знания, но и, работая в парах, корректируют работу друг друга, следя за правильностью ответов. Дома можно поработать с ABBY CD-диском, который помимо всего прочего содержит и учебно-игровую программу ABBY Tutor для быстрого запоминания слов и структур из уроков учебников. Программа содержит и подсказки на случай затруднения, она моментально показывает, насколько хорошо усвоен материал, и предлагает повторить то, что еще не прочно усвоено. Интересные учебно-познавательные задания содержатся и на DVD-ROM диске, с помощью которого в интерактивной форме можно пройти весь предметный материал модуля и провести оценку и контроль своей работы, выполнив тесты.

Сформировать умение оценивать самому результаты работы поможет карточка самооценки, которую ученик получает после завершения изучения каждого модуля. Он самостоятельно решает, насколько хорошо он запомнил структуры модуля и может ли он читать, писать и употреблять их в устной речи.

Формированию у младших школьников умения саморегуляции способствует работа с таким компонентом УМК, как Портфолио. Портфолио — это дневник достижений учащихся, который дает им возможность постоянного личностного самосовершенствования, развития, когда они работают с паспортом ученика, языковой биографией. Учащиеся периодически возвращаются к этим разделам, анализируют свои успехи или причины неуспеха, пересматривают свою оценку тех или иных умений. На начальном этапе детям нужна профессиональная помощь со стороны учителя. Я знаю, что не всегда у учителя доходят руки до работы с языковым портфелем, но я также знаю, как детям нравится с ним работать. Это неудивительно: ведь черно-белая книжка постепенно превращается в красочный рассказ и показывает, чему научились дети. И еще хотелось бы отметить важный момент: портфолио включается в оценку достижений планируемых результатов в начальной школе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Познавательные УУД — это конкретные средства и способы, позволяющие ребенку быть активным участником учебного процесса, осознавать, что он учится. Они подразделяются на общеучебные УД и логические УУД.

Общеучебные УД — это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

Формирование общеучебных умений и навыков — один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.

К общеучебным УД относятся следующие:

  1. Умение работать с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка. Особое внимание уделяется смысловому чтению. В УМК учащимся предлагаются выполнить следующие действия: соотнести картинку с текстом, прочитать текст и раскрасить картинку соответственно прочитанному, прогнозировать содержание текста по его заглавию и картинке, выбрать из текста соответствующий ответ и записать его в таблицу, использовать схему (семейное дерево) как план и текст как образец для написания собственного текста, извлечь необходимую информацию из текста, выделяя главные факты, опуская второстепенные, выбрать правильный ответ и т. д.
  2. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Прослушав текст или слушая его, учащиеся овладевают следующими общеучебными УД: соотнести картинки с именами и вписать соответствующую букву, сделать альтернативный выбор, закончив предложение, написать краткий ответ в таблицу.
  3. Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. В разделе учебника Portfolio в конце каждого модуля дается текст на повторение структур и лексики модуля. Он является образцом, по которому учащиеся сначала составляют письменное высказывание, а потом делают устную презентацию в классе, подкрепляя ее рисунком.
  4. Умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы. Как уже было отмечено выше, прежде чем учащимся дается задание произнести реплики диалога (Chit-Chat), написать текст или составить устное высказывание, они работают с текстом-опорой или образцом.
  5. Умение работать с таблицами. В учебнике можно найти такие виды заданий:
    • распределить в таблице материал по заданному принципу (правила чтения букв, классификация животных); используя информацию в таблице, написать предложения; прочитать текст и записать в таблицу запрашиваемую информацию.
  6. Умение работать со справочным материалом.

Если учащиеся забыли слово или грамматическое правило, они должны научиться пользоваться словарем учебника, используя знание алфавита, и находить необходимую информацию в учебнике и в справочных грамматических материалах. Для формирования этого умения можно время от времени предлагать ребятам найти слова по любому заданному вам принципу. (Например, найдите в модулях 1 и 3 слова, начинающиеся на букву «…»). Простая игра-задание, а польза большая.

ЛОГИЧЕСКИЕ УУД

Логические УУД — это умственные операции анализа, синтеза, сопоставления, классификации и т. д. Логические умения — важнейший компонент мыслительной деятельности. Умение логически мыслить, владение основными логическими приемами являются необходимым условием успешного усвоения учебного материала на протяжении всего периода обучения. В начальной школе закладывается основа знаний учащихся, умение самостоятельно мыслить, творчески работать. Одним из основных средств формирования логических умений является система упражнений и заданий. Содержание упражнений должно строиться на известных и интересных детям понятиях с последующим усложнением.

  1. Овладение логическими действиями анализа. В УМК приводятся следующие виды заданий для анализа объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных): прочитать текст и определить, что отсутствует на картинке; прочитать текст и выявить мораль; прочитать текст и ответить на вопросы.
  2. Овладение логическими действиями синтеза, то есть составление целого из частей: составление слов из букв; составление предложений из слов; восстановление диалога, расставляя по порядку реплики.
  3. Овладение логическими действиями сравнения. Прием сравнения позволяет детям с легкостью выявлять особенности объектов и предполагает использование такого приема, как различение.
  4. Классификация. С помощью классификации дети учатся упорядочивать объекты и свои знания о них, группируют материал (по заданному или самостоятельно найденному основанию), например, классификация по грамматическому принципу (он, она, оно); классификация по тематическому принципу (товары в магазине); классификация по видовому принципу (млекопитающие и земноводные).
  5. Подведение под понятие или отнесение к известным понятиям. Наиболее эффективное упражнение «Найди лишнее». Учащиеся используют умение выделять в объектах общие, существенные признаки: найти слово, в котором нет этого звука; найти лишнее слово по собственному умозаключению.
  6. Установление причинно-следственных связей. В приложении к учебнику “Further Writing Practice” предлагаются упражнения, предваряемые правилом, об использовании союза because и ряд заданий на формирование умения делать выводы.
  7. Построение логической цепи рассуждений. В том же разделе даются задания на использование слов-связок, указывающих на последовательность действий (first, then, finally), чтобы формировать умение логически строить высказывания.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Это умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и взрослыми в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника. Совершенствуются общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише.

  1. Умение слушать и вести диалог. В начальной школе это три типа диалогов: элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию. Формируются следующие УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  2. Умение работать в паре. Формируется умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
  3. Умение работать в группе. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Я считаю, что программа формирования УУД актуальна, и каждый учитель, внимательно прочитав ее, сможет увидеть урок через призму УУД и будет учить детей учиться. А завершить статью мне хотелось бы цитатой немецкого философа и социолога XIX века Георга Зиммеля: «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».

[links&resources]

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа
3. Примерная программа по иностранному языку. Начальная школа
4. Программа развития универсальных учебных действий, под редакцией А.Г. Асмолова. (2008 г.)
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.