«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ:
ПЕРЕКЛИЧКА РЕГИОНОВ

Понедельник 14 апреля 2014


Немецкий язык сегодня — третий в мире по популярности изучаемый иностранный язык и второй в Европе и Японии. Знание немецкого языка — заметное преимущество для успешной карьеры в современном мире. Число изучающих немецкий язык в России всегда было и сейчас остаётся значительным: сегодня это 2,3 миллиона человек из 15 миллионов по всему миру. Глобальная тенденция XX и теперь уже XXI века такова, что НЯ как первый иностранный преподаётся (в том числе в российских школах) всё реже, будучи вытесняем английским языком. Зато расширяется преподавание немецкого в качестве второго иностранного.

 
Каковы тенденции в изучении немецкого языка в разных регионах нашей страны? Где немецкий язык особенно популярен, и чем это продиктовано? Существуют ли на то экономические причины и спрос на рынке труда или главную роль играют исторические связи с европейскими странами? Как привлечь школьников в классы немецкого языка? Сегодня наши коллеги — методисты и преподаватели немецкого языка из разных уголков страны, участники Всероссийского семинара для методистов по немецкому языку, организованном издательством «Просвещение» в 2013 году, делятся своим видением ситуации с организацией изучения немецкого языка на местах и раскрывают свои секреты успеха.

Северо-Западный федеральный округ

Вологда

 
Шатерник Галина Алексеевна, доцент кафедры немецкого языка Вологодского государственного педагогического университета, руководитель Учебно-методического центра Немецкого культурного центра им. Гёте.

 

О необходимости изучать два иностранных языка говорят не только методисты, но и ученые, и специалисты всех областей. Преимущество немецкого языка неоспоримо, так как он закладывает основу для дальнейшего изучения других языков, в частности, английского. Из более чем двухсот языков, на которых говорят народы стран Европейского союза, 24% принадлежат немецкому языку. Многие российские специалисты проходят стажировку в Германии. Незнание немецкого языка осложняет общение с наставником, недостаточно свободно владеющим английским языком.

Однако желание родителей при выборе иностранного языка для своих детей является обязательным для администрации школы. В этом случае группа школьников, изучающих английский язык, составляет 18–20 обучающихся, в то время как учителя немецкого языка работают с 7–8 учениками, имеющими недостаточно высокий уровень обученности.

Подобная ситуация и в школах Вологды и Вологодской области: немецкий язык как первый иностранный преподается в 17 общеобразовательных школах из 32. В гимназии № 2, школе № 1 с углубленным изучением английского языка, Вологодском многопрофильном лицее (ВМЛ) немецкий язык изучается как второй иностранный. В соответствии с требованиями ФГОС постепенно вводится изучение немецкого как второго иностранного и в других общеобразовательных школах.

Учащиеся 5–6 классов в восторге от знакомства с материалом УМК «Горизонты», ярким, насыщенным, содержащим не только языковой, речевой материал, но и игровые задания. Учителя немецкого языка Г.Ю. Емелина (гимназия № 2), Е.И. Крылова (школа № 16) и Л.И. Караваева (школа № 1) считают УМК наиболее соответствующим требованиям ФГОС.

Все учебники немецкого языка, по которым работают учителя, — продукция издательства «Просвещение». Основной УМК для изучения немецкого как первого иностранного — линия УМК И.Л. Бим. В некоторых школах учителя используют речевой материал УМК „Deutsch: Kontakte“ для 10–11 классов Г.И. Ворониной и И.В. Карелиной. Старшеклассники активно и с большим желанием обсуждают актуальные проблемы молодежи. Повышенный интерес старшеклассников к обсуждению насущных молодежных проблем я ощутила, преподавая немецкий язык в ВМЛ.

Чтобы студенты были готовы к прохождению практики в школах города и области, на практических занятиях по методике преподавания немецкого и английского языка я знакомлю студентов с концепцией авторов УМК «Горизонты» и «Вундеркинды». Студенты составляют конспекты уроков и проводят уроки для однокурсников. Особую благодарность студенты выражают авторам УМК «Горизонты» за подробные методические рекомендации, что очень важно на начальном этапе подготовки студентов к будущей профессии.

Псков

 
Прокофьева Светлана Дмитриевна, учитель немецкого языка МБОУ «Гуманитарный лицей».

 

 

Я преподаю немецкий язык в Псковском гуманитарном лицее. У Пскова есть город-побратим — Нойс, Германия. Между нами налажен хороший контакт, в этом году мы отметили 20-летие нашего сотрудничества. Как ни с одним другим городом, у нас сильны контакты между пожарными, спортсменами, врачами, деятелями искусств — поэтому в городе часто встречаются немецкие гости. Но для родителей это всё-таки не аргумент. Большинство родителей хочет, чтобы дети изучали английский язык, что усложняет набор групп для изучения немецкого языка в начальной школе.

Все мои коллеги в лицее, учителя немецкого языка, — очень активные люди, интересующиеся новинками в области преподавания. Они сотрудничают с Гёте-институтом, организуют школьные обмены, принимают участие в конкурсах немецкого языка и профессионального мастерства, соревнованиях и других проектах, которые организуют немецкое посольство и Гёте-институт в нашем городе. Однако без поддержки администрации лицея ничего бы не получилось. Наш директор Светлана Ивановна Лагашкина поддерживает изучение иностранных языков. Она убедила родителей, что английский в школе будет изучаться в любом случае как второй иностранный. Поэтому изучение первого иностранного языка следует начать с немецкого. Наши учащиеся очень успешно сдают экзамены. Сейчас у нас новый проект: экзамен DSD (http://www.germania.diplo.de). Мы стараемся развиваться и развивать изучение немецкого языка на самом современном уровне!

Центральный федеральный округ

Тверь

 
Егорова Алла Олеговна, учитель немецкого языка МОУ СОШ № 35 с углубленным изучением немецкого языка, методист-мультипликатор НКЦ им. Гёте.
 

 

В Тверском регионе немецкий язык имеет меньшую популярность, чем нам бы хотелось. Но именно наша школа — это некий оазис благополучия в плане изучения немецкого языка. Немецкий язык наши ученики изучают со 2-го по 11 класс. Современные родители понимают важность изучения иностранного языка. Желающих обучаться именно в нашей школе и изучать немецкий как первый иностранный язык достаточно много.

Изучение языка не может происходить вдалеке от аутентичной среды. Язык нужно учить именно в стране изучаемого языка. У Твери очень хорошие контакты с городом Оснабрюк, Германия, куда в последнее время едут очень много ребят на стажировки и по программам обмена. Наши ученики живут в немецких семьях, немецкие дети живут в наших семьях. Поэтому многие ученики выбирают немецкий как первый иностранный язык. В начальной школе мы изучаем немецкий 4 часа в неделю, среднее звено — 5 часов в неделю, старшеклассники — 6 часов в неделю, плюс элективные курсы. С 2013 года мы являемся партнером школы DSD. Deutsches Sprachdiplom — это немецкий языковой диплом. В этом году семь наших учеников сдавали экзамены на немецкий языковой диплом, пять из них получили уровень C1 и два получили уровень B2. Это великолепная возможность продолжать обучение в Германии без дальнейшего подтверждения языкового уровня. Поэтому очень много наших ребят, получивших диплом DSD, уезжают учиться в Германию. И самое интересное, что язык — не самоцель. Одна девочка мечтает о современном балете, другая будет учиться на фотографа, третий учится на юриста. В данном случае, язык — это инструмент для построения своего будущего. Некоторые дети продолжают совершенствовать язык и изучают его в вузах, потому что язык — это постоянная работа. Они будут его преподавать и работать переводчиками. А некоторые учат язык для того, чтобы освоить будущую специальность. В нашей школе набор в первые классы большой, желающих очень много, потому что наша школа — это зона благополучия немецкого языка.

Мы часто выезжаем в туристические поездки по Германии и Австрии. Ребята на деле убеждаются, что они в магазине могут купить себе мороженое или сувенир, что они могут пользоваться языком для реального общения. Они безгранично рады! Они сделали что-то сами, без помощи учителей!

 
Белова Ирина Евгеньевна, учитель немецкого языка, заместитель директора по УВР МОУ гимназии № 12 города Твери.

 

 
Сегодня Тверская гимназия № 12 желающим для обучения предлагает на выбор достаточный спектр иностранных языков: английский, немецкий, французский, китайский. В гимназии существуют лингвистические классы с углублённым изучением немецкого как первого, так и второго иностранного языка. С этой целью была разработана программа по немецкому языку как первому иностранному языку с 5 по 11 класс. Эта программа написана с соблюдением основных принципов модели российской еврошколы: изучение двух и более иностранных языков, преподавание интегративных гуманитарных дисциплин типа «Страноведение», «Культуроведение стран изучаемых языков», «Зарубежная литература» на иностранных языках.

На базе лингвистических классов был апробирован УМК Н.Д. Гальсковой „Und nun Deutsch” (издательство «Просвещение»).

Для поддержания интереса у учащихся к немецкому языку мы участвуем в международном проекте Немецкого культурного центра им. Гёте „Spielend Deutsch lernen”, а также в проекте «Молодёжный сертификат по немецкому языку для школьников». Осенью 2012 года ребята, изучавшие немецкий язык как второй иностранный, сдали экзамен на сертификат Goethe-Zertifikat A1: Fit in Deutsch 1, а осенью 2013 года на Goethe-Zertifikat A2: Fit in Deutsch 2.

Участие в данных международных проектах даёт возможность школьнику ощутить себя частью международного сообщества, мотивирует к изучению иностранного, в частности немецкого, языка.

Создание оптимальных условий для развития одаренности и творческих способностей учащихся выражается также в активном участии в интеллектуальных конкурсах. Мы приняли активное участие во Всероссийском конкурсе издательства «Просвещение» «Наша страна — наше наследие». С введением ФГОС в основной школе в 2013/2014 учебном году начали апробацию двух новых УМК по немецкому языку «Вундеркинды» и «Горизонты».

Липецк

 
Крысанова Наталья Юрьевна, ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет», преподаватель кафедры немецкого языка факультета иностранных языков; учитель НЯ МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого муниципального района.

 
Моя работа в качестве преподавателя высшей школы и школьного учителя позволяет мне совмещать теорию и практику преподавания немецкого языка. Занимаюсь исследовательской работой, особенно интересует тема «Регионоведческий аспект в преподавании иностранного языка». Разработала учебно-методическое пособие «О Липецкой области по-немецки», подготовив 18 видеофильмов по каждому из районов Липецкой области и составила к ним задания, которые представлены в рабочей тетради. Ключи к заданиям находятся в книге для учителя.

Большой вклад в популяризацию немецкого языка в Липецкой области вносит Липецкий институт усовершенствования учителей, а именно: кабинет иностранных языков, которым заведует Федотова Мария Алексеевна. Она активно сотрудничает с издательством «Просвещение», Немецким культурным центром им. Гёте  Москвы, организует для учителей Липецкой области интересные курсы и семинары по повышению квалификации. Трудно переоценить роль Липецкого государственного педагогического университета, который готовит высококвалифицированных специалистов в области преподавания немецкого языка. Школьники и студенты области участвуют в различных международных конкурсах и олимпиадах и нередко становятся их победителями. 2013 год не был исключением. Ученица Липецкой школы стала призером Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, а студентка ЛГПУ стала победителем Всероссийской олимпиады по НЯ среди студентов, организованной Немецким культурным центром им. Гёте.

Приволжский федеральный округ

Ульяновск

 
Чумакова Ирина Дмитриевна, методист лаборатории технических средств обучения ФГКОУ Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ.
 

 

Иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому) в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище уделяется повышенное внимание. На изучение первого иностранного языка ежегодно отводится 210 часов (6 часов в неделю). При этом речь идет только о базовом уровне, учитывая тот факт, что обучаемые приходят в довузовские учреждения Министерства обороны РФ из самых разных школ и на собеседовании по оценке уровня общеобразовательной подготовки показывают разную степень обученности.

В 10–11 классах гуманитарного профиля в рамках учебного плана училища ведется интегрированный курс «МХК на иностранном языке» (1 час в неделю из 6), отличительная особенность которого состоит в том, что обучение построено с учетом «зеркального» прохождения тем сначала на русском (по программе Даниловой Г.И.), затем на иностранном языке. В остальных же классах старшей школы преподается курс «Военное страноведение на иностранном языке» (1 час в неделю из 6).

На второй иностранный язык, который изучается во всех 7–11 классах, до сих пор отводилось 105 часов в год (3 часа в неделю). В связи с усилением военной составляющей образования в суворовских училищах в 2013/2014 учебном году нагрузка по второму иностранному языку сократилась до 70 часов в год (2 часа в неделю).

В училище хорошо организована предпрофильная и профильная подготовка суворовцев. Каждый обучающийся 8–11 классов проходит два элективных курса в год (в I и II полугодии соответственно). Темы элективных курсов определяют преподаватели исходя из запросов воспитанников. Наполняемость групп — 2–10 человек из одной параллели. Так, например, в 2012/2013 учебном году преподавателями немецкого языка были разработаны следующие курсы: «Основы гигиены» (8 класс), «Военный перевод» (10 класс), «Военный перевод» (11 класс).

Ситуация с наполняемостью групп немецкого языка (первого) — сложная. На каждой параллели (четыре класса) только одна группа суворовцев (6–10 человек) изучает немецкий язык, а английский язык — 6–8 групп. Улучшить положение — не в наших силах, так как приём в суворовское училище осуществляется после 4 класса. К нам приходят ребята, уже выбравшие первый иностранный язык. Но со вторым иностранным языком ситуация прямо противоположная: и в плане выбора (конкуренция с французским языком), и в плане количества групп.

Несмотря на высокий методический уровень педагогов и отличную материально-техническую базу, результативность обучения немецкому языку в сравнении с другими предметами учебного плана можно считать невысокой. Качество обучения немецкому языку — 59%, английскому языку — 70%, французскому языку — 67%, русскому языку — 59%, литературе — 78%, физике — 70%, химии — 59%.

Преподаватели проводят проблемный анализ своей работы за каждый учебный период (четверть, полугодие, год) и стремятся использовать все ресурсы для улучшения уровня обученности своих воспитанников, в том числе за счет повышения мотивации к изучению предмета. В этом большую помощь педагогам оказывают Немецкий фонд им. Роберта Боша и Немецкий культурный центр им. Гёте.

В 2012/2013 учебном году наши суворовцы впервые участвовали в проекте Немецкого культурного центра имени Гёте Fit in Deutsch. Сертификат о сдаче экзамена A1: Fit in Deutsch 1 получили 29 человек, сертификат о сдаче экзамена A2: Fit in Deutsch 2 — 5 человек. Все суворовцы, сдававшие экзамен, успешно справились с заданиями. 20% из них изучают немецкий язык как второй иностранный. В планах командования училища — обязательная сертификация каждого суворовца по немецкому языку.

 
Демина Ольга Николаевна, методист по немецкому языку кафедры филологического образования Ульяновского ИПКПРО, учитель иностранного языка МБОУ СОШ № 61 города Ульяновска.

 

Ни для кого не секрет, что зачастую группы немецкого языка в школах формируются по остаточному принципу. Да, очень сложно бывает убедить родителей и детей, чтобы они учили немецкий язык. А ведь у нас в регионе выгоднее учить именно немецкий язык — хотя бы потому, что есть перспектива использовать языковые знания, получив престижную работу на одном из наших 28 совместных российско-германских предприятий. У Ульяновской области тесные многолетние связи с Германией, Австрией и Швейцарией и гораздо меньше контактов с англоязычными странами.

И мы пытаемся заинтересовать детей (в первую очередь, их родителей!). Начиная с сентября в рамках проекта „Ich werbe für Deutsch» выступаем перед родителями будущих первоклассников, чтобы они за год подумали и приняли решение о выборе иностранного языка. Используя материалы Гёте-института, я разработала программу внеурочной деятельности „Wir spielen Deutsch». Первоклассникам занятия очень нравятся. Когда ребенок, благодаря и этим занятиям, хочет изучать немецкий, родители останавливают свой выбор именно на нём.

В 2009 году мы участвовали в конкурсном проекте Гёте-института «Учить немецкий — думать о будущем» и выиграли грант на 1,5 тысячи евро. Участие в конкурсах, олимпиадах, проектах, выступлениях, праздниках — это престижно и очень интересно детям. Многие мои классы успешно готовят проекты. Дети с большим воодушевлением относятся к участию в них: рисуют, читают, пишут, сочиняют и получают не только хорошие оценки, но и призы. С 2009 года вместе с детьми мы выпускаем газету на немецком языке „InterD@D».

Часто общаясь с коллегами города и области, не понаслышке знаю, что «со скрипом», но немецкий в регионе жив! Вообще «трудности с немецким» держат нас, преподавателей немецкого, всегда в тонусе. В английских группах с наполнением никаких проблем. Нам же приходится очень стараться, и нас эта ситуация подстегивает и просто заставляет творчески подходить к вопросу привлечения учеников, работы с их мотивацией. В моих «немецких» группах за последние два года прирост составил 18%. Для меня это — достижение и, полагаю, очень хороший показатель того, что мои усилия, моя работа не напрасны!

Пермь

 
Нельзина Елена Николаевна, доцент кафедры методики преподавания ИЯ Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
 

 

На сегодняшний день немецкий язык в образовательном пространстве Пермского края, к сожалению, несмотря на богатые традиции преподавания НЯ и прочные связи с Нижней Саксонией, отодвигается на второй план английским, ставшим в глобализированном мире языком межнационального общения. Учителя немецкого языка в Пермском крае прилагают усилия, чтобы сохранить немецкий язык как предмет школьного обучения, повысить его привлекательность и побудить к его изучению как можно большее количество желающих.

Стремление сохранить предмет «немецкий язык» как в качестве первого, так и в качестве второго ИЯ в учебных заведениях различного типа Пермского края проявляется в объединении усилий учителей-энтузиастов. В 2012 году по инициативе Г.И. Долгих была создана ассоциация учителей немецкого языка, целью которой является создание условий для совместного решения возникающих в практике преподавания немецкого языка проблем, творческого, профессионального и научного роста учителей и обучающихся. Несмотря на короткий срок существования, ассоциацией в 2013 году проведена научно-практическая конференция для преподавателей, учителей, студентов и учащихся, налаживаются связи с зарубежными партнерами, проводятся круглые столы по обсуждению насущных проблем в области преподавания немецкого языка.

Действительно реальным центром, объединяющим всех желающих изучать немецкий язык и преподавать его на высоком профессиональном уровне, является Немецкий читальный зал. Наличие Немецкого читального зала при краевой библиотеке им. Горького дает возможность использовать хороший учебно-методический фонд на немецком языке для совершенствования языковой и методической подготовки учителей и для предоставления возможности изучающим немецкий язык выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

В повышении квалификации учителей немецкого языка и качества образования большую роль играет организация методической помощи. Этому способствуют курсы, проводимые факультетом переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при содействии кафедры методики преподавания ИЯ Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета; проведение семинаров для учителей Перми и Пермского края мультипликаторами немецкого культурного центра им. Гёте (Канцур А.Г., Нельзина Е.Н.); привлечение учителей немецкого языка к участию в обучающих семинарах, проводимых на базе МАОУ СОШ № 12 с углубленным изучением немецкого языка.

Немаловажным в сохранении привлекательности предмета «немецкий язык» является хорошо организованная интересная внеклассная работа по предмету, которая позволяет и учителю, и учащимся выйти за рамки своей школы, наладить новые взаимоотношения с другими коллегами и учениками. Этому способствуют проекты, организованные Немецким культурным центром им Гёте: «Рюкзак, полный книг» (участники — 8 школ Перми и Пермского края), «Играя учим немецкий» (11 школ Перми и Пермского края), и мероприятия, проводимые Немецким читальным залом. Отрадно, что количество участников во всех мероприятиях и проектах с каждым годом не уменьшается, а география учебных заведений расширяется.

Привлекательным для учителей и учащихся в последние годы является возможность сдавать экзамены с целью получения международного сертификата. В 2013 году сдавали экзамен 182 ученика (уровень А1 — 138 учеников; уровень А2 — 44 ученика).

Несмотря на многие положительные тенденции, есть и некоторые проблемы. Одной из наиболее значимых является обеспечение образовательных учреждений современными отечественными средствами обучения. Основными УМК, по которым до сегодняшнего дня в Пермском крае ведется обучение немецкому языку как первому, так и немецкому как второму иностранному языку, являются УМК, созданные коллективом под руководством И.Л. Бим. Большинство учителей немецкого языка имеют продолжительный опыт работы с УМК данного авторского коллектива. Появление УМК „Wunderkinder” (для обучения немецкому языку как первому) и „Horizonte” (предназначенного для обучения немецкому языку как второму) издательства «Просвещение» является очень своевременным. Востребованными являются также другие учебно-методические пособия, созданные в русле требований новых ФГОС.

Южный федеральный округ

Волгоград

 
Цыбанёва Валентина Александровна, заведующая кафедрой иностранных языков и методики преподавания Волгоградской государственной АПКиПРО.
 

 

В то время как в ряде регионов России изучение немецкого языка теряет свою актуальность, в Волгоградском регионе следует отметить повышение интереса к изучению немецкого языка. В Волгограде и области есть гимназии и обычные общеобразовательные школы, в которых немецкий язык является первым и изучается на достаточно высоком уровне. Более того, в Волгограде есть три образовательных учреждения, которые имеют статус языковых школ и право принимать экзамен по языку — две гимназии МОУ (гимназия № 1 Центрального района, МОУ гимназия № 2 Красноармейского района) и МОУ СОШ № 106 Советского района. Конечно, в этих образовательных учреждениях существуют дисциплины по подготовке к международному экзамену по немецкому языку, дающему право на поступление в высшие образовательные учреждения Германии.

Необходимо отметить, что малочисленность желающих изучать немецкий язык объясняется желанием родителей учащихся изучать английский язык. Однако родители, выбравшие немецкий язык для своего ребенка, остаются довольны, потому что во многих учебных заведениях изучается два иностранных языка, то есть даже если изучается немецкий как первый, вторым языком является английский.

В Волгоградском регионе существует Региональная ассоциация учителей немецкого языка, в состав которой входят преподаватели Волгоградского государственного социально-педагогического университета, в том числе Института иностранных языков, школьные учителя, сотрудники Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования — методисты и доценты кафедры иностранных языков и методики их преподавания, курирующие учителей немецкого языка. В рамках данной ассоциации проводятся различные мероприятия, как для студентов, так и для учеников школ, повышающие мотивацию к изучению немецкого языка: конкурсы, олимпиады на уровне вузов и школ.

Большое значение имеет сотрудничество с Немецким культурным центром им. Гёте, который помогает поддерживать интерес к немецкому языку. Проводится огромное количество интересных мероприятий, например, в Волжском, городе-спутнике Волгограда, недавно проходил конкурс песен в стиле «рэп». Большое количество учителей эту идею поддержало — участников было много. Также в рамках одного из проектов Немецкого культурного центра им. Гёте в ряд волгоградских школ приезжала команда, которая проводила обучение учеников и учителей в увлекательной интерактивной форме. Такое сотрудничество образовательных учреждений и Академии с Немецким культурным центром им. Гёте положительным образом повлияло на отношение к изучению немецкого языка.

В Волгоградском регионе находится совершенно уникальное место — маленький кусочек Германии: музей-заповедник «Старая Сарепта», где все желающие имеют возможность прикоснуться к немецкой культуре. Этот крупный культурный, туристический, научно-исследовательский и методический центр Волгограда является очень мощным источником мотивации для изучения немецкого языка.

Сочи

 
Сигарёва Елена Михайловна, главный специалист отдела сопровождения инновационных проектов управления по образованию и науке администрации г. Сочи.
 

 

Следует отметить, что подготовка города Сочи к проведению XXII зимних Олимпийских и XI зимних Паралимпийских игр в 2014 году явилась мощным импульсом к активизации деятельности по изучению иностранных языков, обновлению форм и методов. Немецкий язык как один из языков международного общения не остался в стороне. Так, например, учителя МОБУ СОШ № 24 для мотивации своих учащихся к изучению немецкого языка активно включились в проектную деятельность. Разработаны и реализуются два международных проекта. В 2010 году стартовал проект «Диалог культур», в рамках которого партнером сочинской школы стала гимназия „Paedagogium» из немецкого города Баден-Баден. Проект предусматривает ежегодные школьные обмены. Надо отметить, что находясь с визитом в стране изучаемого языка, российские школьники не только посещают уроки в немецкой школе, но и активно участвуют в организации и проведении «круглых столов» и подготовке презентаций на немецком языке. В свою очередь, во время ответных визитов в город Сочи гости из Баден-Бадена знакомятся с достопримечательностями Олимпийской столицы. Всё это способствует продолжению начатого межкультурного диалога и дальнейшему развитию коммуникативных умений учащихся. Второй проект, разработанный учителями немецкого языка МОБУ СОШ № 24 в рамках программы «Одна школа — одна страна», называется «Олимпийский мост Сочи — Инсбрук». Проект направлен на ознакомление учащихся с историей, культурой, традициями и спортивными достижениями Австрии и её Олимпийской столицы — Инсбрука. Реализация проекта началась в июне 2012 года. За прошедшее время сочинской школой были установлены контакты с гимназией города Инсбрука „Realgymnasium in der Au» и средней общеобразовательной школой „Reichenau». В течение учебного года школьники вели активную переписку на немецком языке и общались в скайпе. Итогом стала поездка сочинских учащихся 7–8 классов в город Инсбрук в июне 2013 года. Практическая реализация международных проектов, реальная возможность применения речевых навыков и умений в процессе живого общения способствуют не только повышению интереса учащихся к изучению немецкого языка, но и являются мотивирующим фактором к расширению и углублению знаний, полученных в рамках школьной программы.

Сибирский федеральный округ

Томск

 
Негодина Елена Владимировна, учитель немецкого языка МАОУ гимназия № 6  Томска, вице-президент Ассоциации учителей немецкого языка Томской области.
 

 

Наша гимназия № 6 — уникальное учебное заведение Томска, где немецкий язык школьники углубленно изучают с 1 класса. Наша гимназия имеет 80-летнюю историю и огромный опыт раннего и углубленного преподавания немецкого языка.

Несмотря на то, что тенденция к сокращению преподавания немецкого языка в образовательных учреждениях не обошла стороной и Томскую область, гимназия не только сохраняет свои традиции, но и выполняет миссию поддержки позиции немецкого языка в школах области. В этом смысле мы получаем поддержку со стороны властей и сотрудничаем с Центром немецкого языка и культуры при Томском политехническом университете, с областным Российско-немецким домом, с Международным союзом немецкой культуры, с Главным управлением зарубежных школ Германии.

В 2009 году в области создана Ассоциация учителей немецкого языка, вице-президентом которой я являюсь. Совместно с Ассоциацией и Томским областным институтом повышения квалификации работников образования мы ведем методическую работу с учителями немецкого языка области, разрабатываем и реализуем проекты для тех, кто преподает и изучает немецкий язык и интересуется им.

Один из таких проектов — авторский проект гимназии «Форум вундеркиндов», который предполагает командное сотрудничество учителя и учеников по принципу сетевого дистанционного взаимодействия через Интернет. Команды школьников, находясь в разных регионах — в Астраханской, Кемеровской, Томской области, участвовали в создании конкурсного материала, то есть вопросов по различным номинациям в зависимости от возрастной категории, а потом и в оценке ответов своих парнеров. Форум проходил под девизом „Um Deutsch herum — kreativer Boom“. В нем приняли участие около 60 команд. Всех секретов я пока раскрывать не буду, подробности об этом проекте Вы сможете прочесть в журнале «Просвещение. Иностранные языки» (интернет-издание для учителя).

Барнаул

 
Черепанова Ирина Николаевна, методист АНОО «Дом учителя».

 

 

Цель деятельности Автономной некоммерческой образовательной организации «Дом учителя» (Барнаул, Алтайский край) заключается в полифункциональном сопровождении инновационных процессов, протекающих в сфере образования.

Одно из направлений деятельности АНОО «Дом учителя» — повышение квалификации учителей, в том числе и учителей иностранного языка. Мы предлагаем курсы повышения квалификации на 72 и 108 часов, участие в которых подтверждается выдачей удостоверения установленного образца.

Если говорить об отдельных проектах в области повышения квалификации учителей немецкого языка, то нами был организован и совместно с коллегами из Лингвистического института Алтайской государственной педагогической академии проведен долгосрочный семинар по накопительной системе (24 часа). Целевая аудитория семинара «Основные тенденции в современном немецком языке» — учителя немецкого языка общеобразовательных учреждений, а также преподаватели техникумов и колледжей. Рабочим языком семинара являлся немецкий язык, что способствовало развитию коммуникативной компетенции педагогов. На обсуждение были вынесены темы, одинаково актуальные как для школьного учителя, так и для преподавателя колледжа: способы организации работы учащихся по усвоению новой лексики, проектная деятельность на уроке немецкого языка, страноведческий аспект при обучении языку и др. Семинар был построен на принципах модерации, когда учитываются опыт, интересы и потребности аудитории и сами педагоги являются активными участниками, а не пассивными слушателями.

Наша организация имеет собственные оригинальные проекты в области повышения квалификации учителей иностранных языков. Например, три года назад нами был инициирован конкурс «Учитель в контексте диалога культур», в котором могли принять участие учителя английского и немецкого языков. Конкурс проводится уже третий год, проходит он в заочной форме. Учителям предлагается написать эссе по определенной теме, имеющей отношение к образованию и преподаванию иностранных языков. И написать это эссе они должны на том иностранном языке, который они преподают в школе (колледже). Каждый год тематика эссе меняется. В прошлом году мы предлагали учителям поразмышлять о проблемах инклюзивного образования. В этом году в номинации для учителей немецкого языка были предложены такие темы, как „Motivation im Sprachunterricht. Aber wie?» и „Innovation und Tradition im Sprachenunterricht». В качестве возможной темы для эссе была предложена цитата Витгенштейна „Die Grenzen der Sprache sind die Grenzen der Welt».

Учителям предлагается в рамках эссе поразмышлять на выбранную тему, отразить специфику своей работы, показать значение иностранного языка и обучения иностранному языку в контексте диалога культур (как и подразумевает название конкурса). Данный конкурс способствует развитию коммуникативной компетенции учителя (письменная речь). К экспертизе конкурсных работ в текущем году были привлечены специалисты — носители языка из Германии и США, так что рекомендации экспертов для наших конкурсантов будут, безусловно, носить практический характер.

Дальневосточный федеральный округ

Биробиджан, Еврейская автономная область

 
Позднякова Елена Владимировна, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования ОГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических работников».

 
В Еврейской автономной области (столица — Биробиджан) немецкий язык преподается только как первый иностранный по УМК «Немецкий язык» И.Л. Бим и др. Все учителя признают, что этот УМК оптимален, содержит хорошо подобранный лексический, грамматический и страноведческий материал, а также интересные аутентичные тексты, обладает социокультурной направленностью и позволяет организовать самостоятельную проектную деятельность учащихся. Немецкий язык преподается в 26 образовательных учреждениях области (около 10% ОУ области), из них лишь 4 — в городе Биробиджане, областном центре: две школы, в одной из которых планируется введение немецкого как второго иностранного языка (МБОУ «СОШ № 23 с углубленным изучением языков и культуры еврейского народа» Биробиджана) и два учреждения начального профессионального образования (Биробиджанский медицинский колледж и Биробиджанский колледж культуры). Немецкий язык преподают опытные, высокопрофессиональные учителя и преподаватели немецкого языка, в большинстве — выпускники разных лет Хабаровского педагогического университета, имеющие крепкую языковую и методическую базу. Четыре учителя немецкого языка школ области являются победителями Приоритетного национального проекта «Образование». И сейчас продолжается сотрудничество учителей области и преподавателей Хабаровского государственного гуманитарного университета (ХГГУ), на базе которого действует Региональная общественная организация «Ассоциация учителей немецкого языка». Президент ассоциации, Кульпина Лариса Юрьевна, к.фил.н., зав. кафедрой германской филологии, проводит огромную целенаправленную работу по популяризации изучения немецкого языка в регионе. Она постоянно информирует о всех мероприятиях регионального и Всероссийского уровня как для учителей, так и для учащихся. Школы области стали активными участниками разнообразных мероприятий проекта Немецкого культурного центра им. Гёте «Немецкий полным ходом». Мы гордимся победой ученицы из школы п. Николаевка Смидовичского района (учитель — С.М. Школьная, победитель ПНПО) в конкурсе «Мое любимое слово в немецком языке», награжденной поездкой в Германию (лето 2012 г.). Четыре педагога области стали участниками Всероссийского конкурса «Лучший учитель немецкого языка России–2012» в разных номинациях, два педагога прошли во 2-й тур и вошли в число 20 лучших учителей/преподавателей немецкого языка России: Ирина Денисовна Карачун, учитель немецкого языка МБОУ «СОШ № 23» Биробиджана и Ольга Владимировна Чижова, преподаватель немецкого языка Биробиджанского медицинского колледжа. Ученица И.Д. Карачун, изучающая английский как первый иностранный, после двух лет индивидуальной работы учителя по методике изучения немецкого как второго иностранного стала в прошлом году победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады по немецкому языку. Это стало лучшим доводом в пользу изучения немецкого как второго иностранного в этой школе!

Учителя немецкого языка области активно пропагандируют передовой педагогический опыт: публикуют материалы на сайтах «Сеть творческих учителей», создают персональные сайты на портале «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru., успешно участвуют во Всероссийских конкурсах педагогов «Образование: взгляд в будущее», Образовательный потенциал России», «Формула будущего–2012» и др.

Один из самых активных участников Всероссийских дистанционных конкурсов педагогов — Валентина Алексеевна Плетнева, учитель немецкого языка с. Башмак Ленинского района, победитель ПНПО, активно привлекающий одаренных детей к участию в конкурсах Всероссийского уровня: ее ученики с 2009 года активно участвуют в конкурсах проекта «Инновационно-творческий потенциал России».

Наша область часто встречает делегации немецкоговорящих деятелей науки, культуры, проявляющих интерес к истории области и ее жителям. Учителя немецкого языка выступают в роли компетентных гидов на таких встречах.

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..