«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE ПРЕЗЕНТАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСПЕШНЫХ ГРУППОВЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Пятница 11 апреля 2014

В многогранной учительской работе своей основной задачей считаю поддержание мотивации к изучению английского языка. Задача непростая. Чтобы воплотить задуманное, современному учителю необходимо все время совершенствоваться, находить новые формы взаимодействия с учащимися. Решению этой задачи и посвящена эта статья.


настроение: творческое

ключевые слова: Spotlight, английский язык, групповая работа, онлайн-презентации, Google Презентация, мотивация

город: Москва

Современное изучение иностранного языка невозможно без использования компьютерных технологий, интернет-ресурсов, проведения дистанционных занятий и т. д. Это требование времени отражено и в Федеральных государственных стандартах второго поколения. Это отнюдь не означает, что традиционная классно-урочная система не дает результатов. Принцип вариативности заключается в том, что учитель должен сам отбирать те формы проведения учебных занятий, которые мотивируют учащихся на успешное изучение иностранного языка, на овладение ключевыми компетенциями и обеспечивают принцип новизны на уроках. Тем не менее владение новыми технологиями и использование на уроке дополнительных возможностей, предоставляемых современными интернет-сервисами, трудно переоценить. Так, например, сервисы Google содержат множество инструментов, которые могут оказаться полезными как для индивидуальной, так и совместной деятельности учащихся при изучении английского языка. Речь пойдет о сетевом взаимодействии, сотрудничестве и общении учащихся. Но при всем многообразии в данной работе рассматривается только один из существующих сервисов — Google Презентация.

В данной работе будет рассмотрена возрастная категория учащихся 10–13 лет. Это учащиеся 5–7 классов. В качестве УМК используется Spotlight 5, Spotlight 6, Spotlight 7 — «Английский в фокусе», Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В., издательство «Просвещение». Издательство любезно предоставляет интернет-поддержку УМК на сайте www.prosv.ru, обеспечивая учителя, учащихся и родителей всеми необходимыми учебно-методическими материалами, рабочими программами, дополнительными ресурсами. У нас сложились дружеские связи со специальным блогом проекта «Spotlight in Russia» (см. размещенные работы). Как активные участники мы имеем сертификаты и свидетельства о публикации (размещении) материалов (презентаций, кроссвордов) в блоге.

Материал изучаемых модулей УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) построен так, что учащиеся имеют возможность выполнять творческие задания — мини-проекты на основе изучаемой (на уроках и во внеурочное время) лексики, грамматических конструкций, материалов культуроведческого и страноведческого характера (Culture Corner, Spotlight on Russia), которые обеспечивают основу для развития у учащихся социокультурной и межкультурной компетенций. Как правило, все творческие работы, в основном в виде презентаций, учащиеся выполняют, используя программу PowerPoint.

Однако часть творческих работ по окончании изучения разделов (модулей) УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) предполагают групповую работу. При делении на подгруппы (по 2–3 человека) мною учитывается психологическая совместимость учащихся и их готовность к совместной групповой работе. Как правило, учащимся предоставляется возможность самим определиться с составом группы. Каждая подгруппа выполняет одну общую презентацию. Распределение функций каждого члена подгрупп, критерии итоговой оценки оговариваются и согласуются с учетом пожеланий учащихся. При оценивании презентуемых работ оценивается вклад каждого члена подгруппы в создание итоговой презентации.

При всем своем положительном влиянии на закрепление лексики и грамматических конструкций, на овладение навыками поиска нужной информации, на умение делать раз от раза презентации все лучшего качества данный вид деятельности поначалу не приносил мне полного удовлетворения, не давал намеченного планируемого результата. Приходилось констатировать факт неэффективной, непродуктивной совместной работы. Зачастую некоторые учащиеся предпочитали групповым проектам индивидуальное творчество, причем это были успешные, мотивированные ребята. Им было комфортнее и привычнее выполнять дома самим всю работу, представлять ее в классе и «защищать», не надо было зависеть от объективных причин, которые не позволяют членам одной подгруппы вступать в намеченную коммуникацию одновременно.

В чем же заключались причины неуспешности совместной работы? Естественно, первоначально казалось, что причина в ошибочном подходе учителя к комплектованию групп. Но это оказалось не самым решающим фактором. Причин обнаружилось несколько: кто-то отсутствовал дома, у кого-то не работал телефон, сеансы работы в skype были хаотичными и несогласованными, и как результат, кто-то не мог выполнить в срок свою часть работы. Все это не вносило позитива и творческой атмосферы в психологический климат в подгруппах, не добавляло слаженности в совместные действия. В итоге не все подгруппы были готовы в срок представить выполненные работы. В дальнейшем при предъявлении с существенной задержкой выполненных мини-проектов на уроках уходило много времени на выяснение причин невыполнения в намеченный срок группового проекта. Как результат, время, отводимое на защиту таких работ, неоправданно увеличивалось.

Некоторые учащиеся, потерпев неудачу в совместном творчестве, представляли свои индивидуальные работы, объясняя, что независимость при выполнении презентации важнее «помощи» партнёров по команде.

Напрашивался вывод о смене формы работы и взаимодействии учащихся при выполнении групповых проектов. Как скоординировать и необременительно для каждого члена подгруппы согласовать общие действия и направить их усилия в нужном направлении? Нужен был такой подход, который исключил бы необходимость очного взаимодействия всех членов подгруппы.

Вероятно, и скорее всего именно так, групповое взаимодействие будет тем успешнее, чем менее обременительна для каждого учащегося будет процедура координирования своих действий по отношению к членам своей подгруппы.

С социальной точки зрения актуальность данной работы заключается в том, что на успешность каждого индивида при групповом взаимодействии оказывает влияние атмосфера внутри мини-коллектива, что само по себе является репетицией или моделью поведения в обществе.

В условиях общеобразовательной школы даже при трёх часах английского языка в неделю можно добиться выполнения качественных творческих совместных продуктов (проектов). Вот тут-то и пришли на помощь возможности онлайн-среды презентаций Google.

Своим пользователям Google предлагает возможности для совместной работы над презентациями. Google Презентация — это удобный инструмент для создания презентаций, редактирования и совместной работе над ними, который позволяет учащемуся и тем, кого он выбирает в качестве соавторов, редактировать файлы в реальном режиме времени со своих домашних компьютеров, смартфонов, планшетов, ноутбуков. Каждый документ, электронную таблицу или презентацию можно открыть для совместного чтения и редактирования и опубликовать в сети как html-документ. Читатели могут только просматривать документ, но не могут его редактировать. Соавторы могут изменять документ и, если разрешено автором документа, приглашать других пользователей. Каждый из соавторов может делать в этом документе свои исправления — редактировать фрагменты текста по своему усмотрению. В процессе работы над документом можно видеть соавторов, которые одновременно редактируют материал в режиме реального времени. При этом за каждым из них закреплен определенный цвет. Именно это и помогает распознать, кому из соавторов и какие правки принадлежат. Именно эти замечательные возможности и стали главными помощниками в решении поставленной задачи.

Другой важной особенностью сервиса Google Документы является возможность комментировать фрагменты текста. Нужно поставить курсор в то место, где вы хотите написать ваш комментарий и перейти к команде «Вставить — Комментарий». После этого можно начинать комментировать текст в открывшемся окне. За целостность основного текста переживать не нужно — при публикации или распечатке документа на принтере комментарии отображаться не будут. Каждый соавтор может добавлять в документ свои комментарии. При этом комментарий выделяется цветом и к нему добавляется имя автора. Группа соавторов может вести переписку и обсуждение выполняемой работы непосредственно внутри документа, добавляя к презентации свои комментарии. Для учителя это возможность осуществлять мониторинг процесса совместного творчества, по необходимости деликатно вносить поправки. Это к тому же великолепное средство для выражения одобрения и похвалы со стороны учителя тем учащимся подгруппы, которые продемонстрировали оперативность и высокое качество выполнения своей части совместной работы.

Как уже было сказано, участниками педагогического исследования стали учащиеся 5–7 классов, объектом исследования — как групповые творческие работы, так и динамика качества выполняемых работ, взаимоотношения учащихся в рамках подгруппы, психологический климат. Темами творческих работ соответственно были: 5 класс — «Where I live», 6 класс — «Our class», 7 класс — «The person I admire».

Для начала работы с сервисом учащимся необходимо было создать аккаунт в Google http://accounts.google.com. На подготовительном этапе возникли непредвиденные сложности, а именно невозможность для некоторых ребят создать аккаунт. Google Аккаунты — это система, которая позволяет единовременно войти в следующие сервисы Google: почта Gmail, Google Диск, Google Группы и множество других бесплатных сервисов. В России для владельцев аккаунта Google требование к минимальному возрасту — 13 лет. Заинтересованные в удачном конечном совместном продукте члены подгрупп выразили желание помочь друг другу с созданием аккаунтов, что само по себе было проявлением единства в подгруппах.

Преодолев начальные трудности, учитель на уроке пошагово знакомит учащихся с сервисом Google Презентация. Одного урока для этого достаточно. Члены каждой подгруппы предварительно обмениваются адресами аккаунтов друг с другом. Это одно из условий для предоставления совместного доступа к будущей совместной работе над итоговой групповой презентацией.

Предполагается, что учащиеся будут дома вносить все изменения и дополнения в уже созданную на уроке пробную презентацию. Под руководством учителя учащиеся на уроке предоставляют (открывают) доступ друг другу к созданной пробной презентации, при этом учитель просит предоставить и ему право доступа с целью оставлять комментарии в каждой из созданных презентаций. При этом оговаривается единая структура групповой презентации: первый слайд — состав участников, название темы, название учебного заведения. Далее идут слайды каждого члена подгруппы, количество слайдов не ограничено. Практика показывает, что одного урока достаточно для демонстрации основных возможностей совместной работы.

В итоге совместной работы учащихся получилась вот такая презентация:
https://docs.google.com/presentation/d/1eZrQYhqe88xAawwny-SHO8q6upZF5XFoLdt2PDCnFZ0/edit?usp=sharing

Дальнейшая работа учащихся будет проходить дома на личных компьютерах. Учащиеся могут обмениваться сообщениями внутри презентации, могут заниматься выбором единого цвета фона, темы, шрифта, размера текста, макетов слайдов и т. д.

Учитель устанавливает срок защиты создаваемых групповых презентаций. С этого момента начинается самостоятельная онлайн-работа каждого члена группы над вкладом в конечный продукт. Следует отметить, что участники подгруппы могут заходить в виртуальную презентацию, вносить исправления, дорабатывать ее независимо друг от друга. Важным моментом интерактивного группового взаимодействия является проявление этики работы внутри созданной микросреды, этики редактирования своих работ, а может быть, и работы товарища, при его разрешении: не удалять слайды партнёров по проекту, не изменять порядок следования созданных ими слайдов и т. д. Учитель в свою очередь, получив право оставлять комментарии, может наблюдать за процессом, оставлять заметки в чате для учащихся. Поскольку после содержательной составляющей лексическо-грамматическая сторона презентации превалирует над внешним, оформительским аспектом, учитель может выделить тот фрагмент текста, где допущена неточность в употреблении слова или грамматической конструкции. Находить и исправлять ошибки будут сами учащиеся. Каждый член команды работает не только в удобном для него режиме, но и в онлайн-режиме, то есть все его действия отражаются на экранах каждого члена его команды, при этом каждый видит, что уже сделано и в каком объеме другими партнерами. Идет совместная творческая работа учащихся по освоению новых компьютерных технологий и совершенствованию умений и навыков письменной речи.

Было замечено, что те учащиеся, которые раньше предпочитали индивидуальные презентации групповым, с удовольствием стали работать в команде, не чувствовали себя изолированно. Это был творческий процесс, при этом каждая группа учащихся, объединенная общей работой, не испытывала трудностей межличностного общения. Можно сделать предположение, что учащимся было комфортно работать в таком режиме и в таком составе. Вероятно, это залог успешной дальнейшей совместной работы при выполнении последующих заданий. Были группы, где общения в чате не было, но презентации получились замечательные. И наоборот, были презентации, где общение в чате было столь активным, что отвлекало от выполняемого задания. Приходилось корректно через комментарии направлять творчество в нужном направлении.

Была одна группа, в которой не получилось реализовать намеченное. Причиной был изначально неправильный выбор состава группы. Можно дать однозначную рекомендацию по подбору состава подгрупп: нежелательно включать в одну группу учащихся, которые не имеют ничего общего друг с другом, то есть тех учащихся, которые остаются после деления остальных ребят на подгруппы. Это, как правило, 2–3 человека. Их нельзя объединять в группу, так они не будут эффективно взаимодействовать друг с другом.

На сегодняшний день среда современных сетевых сервисов открывает перед нами возможность создавать учебные ситуации, в которых учителя и учащиеся могут осваивать и отрабатывать компетентности, необходимые в XXI веке. Среди них:

  • организационная грамотность — способность планировать свое время и время своей группы; понимание взаимосвязей, которые существуют между людьми, группами, организациями;
  • коммуникативная грамотность — навыки эффективного общения и сотрудничества;
  • продуктивная грамотность — способность к созданию качественных продуктов, использование адекватных средств, планирование.

Результаты проведенного педагогического эксперимента показали, что использование сервиса по созданию онлайн-презентаций в среде Google значительно повышает качество группового продукта, создает благоприятные условия для совместной деятельности учащихся, способствует толерантному отношению друг к другу, развивает такие универсальные учебные действия, как способность анализировать полученную информацию, выделять главное и второстепенное.

Таким образом, совместная работа над презентациями позволяет:

  • точно знать, что делает каждый ваш соавтор, благодаря цветным меткам присутствия;
  • редактировать презентацию одновременно с другими пользователями вне зависимости от того, где они находятся;
  • из истории изменений узнавать, кто внес изменения, или возвращаться к более ранним версиям;
  • общаться с соавторами и делиться идеями во встроенном чате.

Таким образом, гипотеза о необходимости создания нового подхода к выполнению презентаций подтверждается практическими занятиями, наблюдениями и сделанными выводами. Комфортное интерактивное взаимодействие членов одной подгруппы обеспечивает успешное выполнение заданного итогового задания с заранее определенными параметрами, толерантное отношение членов подгруппы друг к другу, презентационные навыки публичного выступления. Как результат успешности, повышается мотивация к дальнейшему изучению английского языка.

Полученные результаты наблюдений дают возможность утверждать, что предложенная форма группового взаимодействия является актуальной и практически востребованной. Практическая значимость работы также определяется возможностью переноса и успешного использования результатов исследования в других предметных областях, использования опыта коллегами-предметниками.

Не вызывает сомнения то, что учителю, который на этапе закрепления и контроля усвоенных учащимися лексико-грамматических конструкций использует творческие работы учащихся, созданные в онлайн-режиме, необходимо самому владеть данным видом деятельности. В этом отношении хочу выразить искреннюю признательность руководителю дистанционного мастер-класса «Использование служб Google Apps для организации внеурочной деятельности» Дегтяревой Елене Владимировне, под чьим руководством проходило обучение по освоению продуктов Google и их применению в работе учителя английского языка в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.