«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ НУЖДАЕТСЯ
В ПОДДЕРЖКЕ

Вторник 1 апреля 2014

Не за горами лето. А там и новый учебный год. Это значит, что совсем скоро в школы придут выпускники вузов — молодые учителя иностранного языка. Для них проблема становления карьеры означает переход возможности в действительность, что предполагает переход в относительно самостоятельный этап жизни, который характеризуется принятием новой социальной роли, перестройкой ценностных ориентаций, освоением основ профессии.

настроение: заботливое

ключевые слова: успех учителя иностранного языка, профессиональное становление, воспитательное внимание, поддержка коллектива учителей, саморазвитие, организация самообразования

город: Псков

Найти своё место в жизни в соответствии с избранной специальностью — нелегкая задача. Раньше этой задаче служила — и весьма успешно —стажировка. Первый год работы выпускника был не только своеобразным экзаменом для молодого учителя, но еще и экзаменом для педвуза. Роль вуза в стажировке была определена соответствующими нормативными актами, а функции были двуедины: с одной стороны, он осуществлял контроль за прохождением стажировки, с другой — оказывал необходимую научно-методическую помощь как стажерам, так и руководителям школ. К сожалению, в последнее время программа стажировки выпускника практически прекратила своё существование.

Теперь будущий успех учителя иностранного языка в большей степени зависит от руководителей школы, которые должны хорошо представлять трудности, возникающие у молодых педагогов в процессе профессионального становления. И главное, что может помочь, в определенной степени нейтрализовать многие проблемы, возникающие у молодого учителя, — это воспитательное внимание к нему. В нём можно проследить несколько этапов.

Начальный этап — это обеспечение молодого специалиста полной учебной нагрузкой по предмету, наличие опытного учителя в школе (или в ближайшей школе), который может оказать начинающему коллеге помощь и поддержку. Психологи говорят, что выбор классов, в которых будет работать молодой учитель, должен проводиться с учетом индивидуальных особенностей начинающего учителя и конкретных условий работы. На практике это звучит маловероятно, но к этому надо стремиться. Чтобы общение с опытным преподавателем-наставником было взаимно полезно, важно предоставить молодому учителю право самому выбрать, у какого учителя иностранного языка учиться.

Первые уроки составляют особое волнение. На этом этапе важны такт и поддержка коллектива учителей, руководителей школы. Первые уроки проводятся без присутствия других педагогов. Установление психологического контакта с учащимися — очень важный момент при организации уроков. И здесь следующим этапом выступает самооценка молодого учителя. Ведь попав в новую среду, молодой специалист постоянно контролирует себя, при этом положительное общественное мнение и позитивное настроение коллектива оказывают на него благоприятное влияние. У него формируется способность к саморазвитию, укрепляется доверие и уважение к коллегам, инициатива, самостоятельность.

Очень важным этапом в воспитательном внимании к молодому специалисту является организация самообразования. Ведь в педвузе бывшие студенты — теперешние учителя успешно работали над курсовыми и дипломными проектами, выступали с докладами на научных конференциях. Темы и проблемы, которые они исследовали, вполне могут разрабатываться и дальше и представлять интерес и для опытных преподавателей. К достойным ориентирам при организации методической работы в школе можно отнести материалы нашего журнала «Просвещение. Иностранные языки». Здесь молодой учитель найдет и специально адресованные ему статьи рубрики «Молодому учителю», и материалы из опыта работы учителей иностранного языка — мастеров педагогического труда, здесь же начинающий педагог может попробовать свои силы как автор — при осмыслении своих первых шагов в замечательном, творческом труде учителя иностранного языка.

Следующим этапом работы с молодым педагогом можно считать оказание методической помощи в составлении «профессионального методического портфолио», содержание которого может быть представлено нижеследующими компонентами.

Структура методического портфолио:

Рубрика Содержание
1. Титульный лист Оформленный презентационный лист, отражающий интересы, хобби, основные интересы автора
2. Моё педагогическое резюме Сведения анкетного характера и основные достижения в собственном образовании, в педагогической и общественной деятельности.
3. Мой опыт, мои достижения Самые разнообразные материалы (дипломы, грамоты, аттестаты, свидетельства, аудио- и видеоприложения), иллюстрирующие содержание педагогического резюме.
4. Мои работы Творческие работы (педагогические эссе, проекты, рецензии, доклады, рефераты).
5. Мои «шпаргалки» Самостоятельно подготовленные опорные схемы, таблицы, списки литературы.
6. Моя педагогическая коллекция Списки прочитанной литературы, лучшие детские работы, коллекции высказываний, пословицы.
7. Мой педагогический, методический словарь Словарь педагогических, методических терминов.
8. Лист обратной связи Замечания, пожелания коллег, материалы по самодиагностике уровня своего педагогического мастерства, отзывы, опросники.

Такое портфолио — наглядный показатель уровня подготовки и развития молодого учителя. Как показывает практика, этот документ стал значимым инструментом почти для каждого учителя иностранного языка, должен стать, в том числе, и для молодого специалиста.

Наш краткий обзор форм поддержки молодого учителя иностранного языка в школе произведен. Мы попытались кратко показать, что помощь выпускнику вуза не может идти по методической дороге в поисках фантастических методик, а обеспечивается благодаря материально и духовно благоприятным условиям, которые создаются всеми участниками образовательного процесса в парадигме «человек — человек».

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.