«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ АКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СВОБОДНОГО ЯЗЫКОВОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ

Четверг 14 Август 2014


Мировая и региональная интеграция привела к формированию нового, многомерного социокультурного пространства. В этой ситуации встает задача социолингвистической адаптации учащихся, развития их коммуникативного и творческого потенциала. Значимость свободной иноязычной коммуникации трудно переоценить. Обучение свободному языковому самовыражению я осуществляю через создание театрально-языкового социума.

 
настроение: творческое

ключевые слова: драматизация, импровизация, английский язык, перевоплощение, социолингвистическая адаптация, творческий потенциал, свободное языковое самовыражение, мотивация, коллективизм, культура общения

город: Хабаровск

e-mail: miss.ostrowsckaia2014@yandex.ru

 
Театрально-языковый социум — это особое социолингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации. Это эффективнейшая форма работы с учащимися, она органически соединяет учебную и внеурочную деятельность.

Идея использования приёмов театрализации и драматизации на уроках и во внеурочной деятельности не нова. Инновация моей деятельности заключается в следующем:

  • она позволяет сделать оба компонента учебно-воспитательного процесса логическим продолжением друг друга;
  • в основу репертуара положен языковый материал, соответствующий требованиям государственного стандарта преподавания английского языка;
  • участниками спектаклей являются дети, которых я обучаю на уроках.

Все, чему обучается человек, он приобретает для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности. Известно, что использование знаний, умений и навыков основано на переносе, а перенос зависит от того, насколько адекватны условия обучения тем условиям, где эти знания и навыки будут использоваться. Следовательно, готовить учащихся к участию в процессе иноязычного общения нужно в классе, где также необходимо создать условия иноязычного общения. В этом заключается сущность коммуникативного обучения.

Наиболее адекватным приёмом развития коммуникативных способностей учащихся считаю драматизацию, включая импровизацию. В.А. Артемов, психолог, специалист в области обучения иностранным языкам, обратил внимание на близость обстоятельств, стимулирующих овладение языком, к театральным обстоятельствам. Он писал: «Театр позволяет в известной мере раскрыть социально-психологические закономерности актуализации речевых поступков, условия их осуществления»[1]. Из пьесы вытекает мотив и потребность в речевом поступке. Перевоплощение предполагает различные формы драматизации, учитывая интересы учащихся.

Иностранный язык, которым ребёнок овладевает, является не системой знаков, правил или речевых образцов, а инструментом, позволяющим ему удовлетворять свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практического результата.

Вся деятельность направлена на достижение основной цели: формирование у учащихся навыков свободного языкового самовыражения.

Цель раскрывается в единстве воспитательного, развивающего и образовательного компонентов.

Воспитательный компонент:

  • формирование у учащихся уважения и интереса к культуре стран изучаемого языка;
  • воспитание культуры общения;
  • поддержание интереса к учению и формирование познавательной активности;
  • воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Участие в театрализованных постановках способствует формированию у детей положительных личностных качеств, общечеловеческих ценностных ориентации, таких как воля, трудолюбие, целеустремленность, коллективизм, готовность к общению, культура общения в разных видах взаимодействия в коллективе, критичное отношение к себе, уверенность в себе, инициативность.

Развивающий компонент цели предусматривает развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, чувств и эмоций школьников, готовность их к коммуникации и, в целом, гуманитарное и гуманистическое развитие личности ученика.

Образовательный компонент цели выражается в расширении эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора.

В целом процесс театральной деятельности призван сформировать у детей способность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни.

Достижение вышеозначенных целей осуществляется путем решения целого ряда задач, посредством формирования у учащихся следующих умений и навыков:

  • постановка артикуляции;
  • формирование, развитие и корректировка фонетических навыков;
  • овладение ритмом;
  • активизация программной (базовой) лексики и модернизация лексической базы;
  • расширение фоновых знаний по языку;
  • последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке и сопоставление этого опыта с приобретаемыми знаниями, навыками и умениями;
  • формирование навыков комплексного анализа национальной языковой культуры англоязычных стран;
  • эффективный синтез знаний из различных наук и учебных предметов (английский язык, английская и американская литература, отечественная и всемирная история, география, МХК и др.).

Такая работа может быть эффективной лишь при соблюдении ряда условий:

  1. Добровольность участия.
  2. Сочетание творческой инициативы детей с направляющей деятельностью учителей.
  3. Четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных дел.
  4. Эстетическая выразительность, новизна содержания, форм и методов работы.
  5. Наличие перспектив деятельности.
  6. Активность всех участников.
  7. Использование разнообразных способов педагогического стимулирования и поощрения активности учащихся.

Школьников привлекает игра в вымышленном мире, что позволяет им реализовывать свои возможности, высказывать свои желания и забывать на время о тех сложностях или стереотипах, которые у них существуют в реальной жизни. При создании спектакля царит атмосфера раскрепощенности, что благотворно сказывается на развитии умений устной речи на английском языке. Коллективное творчество способствует осуществлению взаимного контроля за работой друг друга. Дети с интересом следят за работой партнеров, они прислушиваются к мнению своих товарищей, стараются контролировать своё поведение и речь. Таким образом рождается еще один важный компонент обучения английскому языку — самоконтроль. Часто имеют место элементы соревнования — кто лучше перевоплотится в данную роль, кто лучше произнесет реплику. У каждого участника совместного театрального проекта появляется чувство ответственности за результат коллективного труда.

При подготовке спектакля большое внимание уделяется всем четырем видам речевой деятельности, но основной акцент делается на говорение: это развитие умения пользоваться собственным иноязычным речевым ответом, умение осуществлять перифраз, говорить эмоционально, с правильным ударением. Вопросам ударения многосложных слов и интонационному рисунку в английском языке посвящается достаточно много времени. Высокие требования к качеству владения языком, заложенные в программе, обусловили серьезное отношение к произносительной стороне речи, фонетически и интонационно грамотной. Обучение говорению происходит на социокультурном фоне. Существенная роль в этом принадлежит культуроведческому обогащению учащихся в контексте двух культур: иноязычной и родной, благодаря чему возможно создавать основу для диалога культур. Полученные учащимися в процессе работы знания и умения важны не только для творческой деятельности, драматизации, но и для подготовки школьников к дальнейшей самостоятельной жизни.

Чтобы понимать и ценить искусство, нужно быть готовым к его восприятию. Искусство требует умения фантазировать, разгадывать, тонко чувствовать. Влияние поэзии, музыки, спектакля сильно потому, что требует сотворчества, сопереживания. Художественные произведения побуждают нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, воображать, проникать в замысел автора, мир его чувств и мыслей. Чтобы чувствовать и понимать искусство, необходимо развивать в детях с детства артистические способности:

  • эмоциональность — способность глубоко и остро чувствовать;
  • творческое воображение;
  • образное мышление, фантазию.

Развитию артистических способностей помогают такие приёмы, как конкурс клипов или создание ремейка на старую сказку.

Программа развития творческих способностей детей включает несколько стадий:

Зарождение

В 5 классе работа начинается с ещё неорганизованной группой детей. Идут первые шаги по сплочению коллектива. Они учатся перевоплощению, играя свои первые роли. Это кружок «В гостях у сказки».

Становление

В 6–7 классах уже установлены тесные контакты с учениками и родителями. Создано общее поле деятельности, объединяющее единомышленников, происходит активный обмен информацией, ценностями. Клуб «Мы актёры» — это логическое продолжение творческой линии. Дети принимают активное участие в разработке сценариев, осознанно подходят к выбору ролей.

Период зрелости

В 8–9 классах участники театральной студии не только осознают себя субъектами, но и испытывают потребность реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Появляются собственные идеи для постановок.

Преобразование

В 10–11 классах учитель выступает уже в роли консультанта. В данном проекте учащиеся проявляют все свои таланты, начиная от написания сценария до постановки. Преобладают музыкальные спектакли, ремейки, старые сказки на новый лад. Часто используются импровизации.

Творческий коллектив проходит все этапы становления: от крохотных инсценировок и песенок до самостоятельных проектов, написанных на двух языках. Через приобщение к искусству они приходят к правильному пониманию окружающего их мира. Особенность программы, в которой театральное творчество играет роль системообразующего фактора, состоит в том, что на всех возрастных уровнях ребёнок вовлекается в продуктивную творческую деятельность. Актуальность данной программы в том, что она позволяет школьникам овладеть необходимыми знаниями в соответствии с их потребностями и интересами.

Привлекая учащихся к театральной деятельности, я добиваюсь повышения интереса к изучению английского языка и роста их творческой активности. Поскольку использование английского языка в поэзии и драматизации предполагает наличие у учащихся достаточного запаса знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычных стран, это приводит к тому, что знание английского языка становится необходимым. Формируется мотивация учебной деятельности по английскому языку. Школьники овладевают знаниями в соответствии с их потребностями и интересами.

С большим интересом я прочитала работу американского педагога доктора Брюса Уилкинсона «Семь законов учащегося».

Четвёртый закон — закон Сохранения материала — рекомендует:

  1. Иллюстрируйте факты рисунками.
  2. Излагайте материал логически.
  3. Используйте для запоминания алфавит.
  4. Связывайте факты с объектами и событиями.
  5. Внедряйте факты в память с помощью спектакля.
  6. Используйте музыку.
  7. Подытоживайте факты в виде графиков и таблиц.

В течение многих лет я отслеживаю результативность своей программы. Она даёт действительно положительные результаты, так как необходимым условием общения является потребность и внутреннее желание учащихся высказаться.

Как я пытаюсь отследить результаты своей деятельности? Стоя на гуманистической позиции, никогда не сравниваю детей друг с другом; каждый идет своим путем, необходимо заметить хоть маленький шаг вперед, но индивидуально. Ведь чаще всего именно учитель замечает у ребенка его лучшие качества, может быть, даже задатки таланта и помогает ему в будущем расцвести.

В рамках проекта «Российское образование — 2020» авторы предлагают развитие модели «Школа полного дня». В рамках этого эксперимента детям предоставляется свобода выбора использования второй половины дня в школе: мастерские, театры, клубы по интересам, творческие секции. Школа полного дня создаёт пространство выбора для ученика, территорию свободного общения. Школа полного дня — это чередование уроков и развлечений развивающего характера. Такая система является живой и притягательной для детей.

В процессе обучения стараюсь создать условия для социализации детей, что позволило бы им развить и реализовать свои способности, использовать иностранный язык как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту — как средство эффективного решения коммуникативных задач в различных сферах.

Конечная цельсовместной работы мне видится в том, что в результате моих педагогических усилий будет воспитана личность:

  • владеющая способами творческой деятельности;
  • владеющая приёмами и методами саморазвития;
  • способная к самостоятельному принятию решений;
  • умеющая взаимодействовать с другими людьми.

[links&resources]

[1]Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1969. — 279 с.

 

Оставить комментарий

Комментарий

..