«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Понедельник 8 сентября 2014

Актовый зал школы-интерната № 76, украшенный шарами и приветствиями, торжественно замер в ожидании новых конкурсантов. На сцене новый, подаренный нашими спонсорами из издательства «Просвещение» баннер, на котором запечатлены моменты долгого и интересного пути конкурса «Равные возможности».

настроение: боевое

ключевые слова: долгий и интересный путь, успешная социализация, радость общения, умение верить, возможность удивить

город: Москва

Уже в восьмой раз соберутся ребята из разных школ, чтобы доказать и себе, и своим учителям, и друг другу, и всем зрителям, что английский язык для них — это не просто обязательный школьный предмет, а та область, где пересеклись их интересы и таланты с требованиями стандарта и программы по иностранным языкам.

А начиналось всё в теперь уже далёком 2006 году, когда остро встал вопрос, как ученикам специализированных школ показать свои достижения в изучении английского языка, как учителям, которым выпала честь обучать детей с ограниченными возможностями здоровья, поделиться наработанным опытом. Традиционные олимпиады и конкурсы не могут отразить все нюансы развития и обучения ребят в школах-интернатах и детских домах. Поэтому окружные методисты по иностранным языкам Северного округа Москвы вместе с учителями интерната № 76 выступили с идей создать такой конкурс, который предоставит ученикам данной категории образовательных учреждений возможность не просто соревноваться в знаниях английского языка, но и, что самое важное, общаться на самые разные темы в рамках интерактивных заданий, самых разных испытаний, в которых язык выступает не как предмет изучения, а как средство общения. Для педагогов таких школ успешная социализация их учеников даже более ценна, чем демонстрация прочных предметных знаний. Все с увлечением встретили этот призыв, и вот уже восьмой год мы с неизменным успехом проводим наш уникальный конкурс, который постепенно превратился в настоящий фестиваль знаний и дружбы.

Первые конкурсы несколько напоминали обычные олимпиады, когда предлагались задания на банальную проверку знаний и умений быстро читать, понимать услышанное, грамотно писать и применять усвоенные социокультурные знания. Но постепенно организаторы и создатели конкурсных заданий пришли к заключению, что необходимы новые интерактивные форматы, позволяющие ребятам общаться в реальных условиях языковой задачи, то есть создать такие конкурсы, чтобы единственным способом решения проблемы стало общение на английском языке. С этой целью в 2010 году в качестве медиаторов были приглашены учащиеся школ с углубленным изучением английского языка для того, чтобы во время конкурса по озвучке видеоряда они помогли конкурсантам раскрыть свои способности. «Спецшколовцы» не только помогли «написать сценарий» ролика, но и стали живыми носителями информации, которую конкурсанты запрашивали у них. Опыт оказался не только успешным, но и чрезвычайно полезным для обеих сторон. Толерантность, самоуважение, чувство ответственности перед командой и теми, кто на тебя полагается, умение быстро реагировать на меняющуюся обстановку и многие другие так необходимые в жизни качества характера воспитываются и укрепляются в нашем конкурсе. А цель все та же — подготовить наших учеников к жизни в многообразном обществе, где всем даны равные возможности.

Кроме практических знаний и умений, расширяется и кругозор наших конкурсантов, ведь каждый год мы посвящаем новой теме: «Дружба», «Мой учитель и я», «Мир вокруг нас», «Смешно о серьезном», «Спорт — залог успеха»… Один из конкурсов был посвящен юбилею цирка на Цветном бульваре! Ребята были приглашены на представление, после которого они создали интереснейшие поделки, коллажи и газеты, которые были вручены руководителю цирка и заняли достойное место в музее. В этом году мы не могли обойти вниманием олимпиаду в Сочи — наш конкурс назывался «Спорт: смотреть или участвовать?».

…Вот собираются члены жюри: окружные и городские методисты, наши друзья и спонсоры из издательства «Просвещение». Обязательно за всем происходящим наблюдает психолог, который с радостью отмечает неизменный рост интереса ребят к конкурсу, их готовность и желание работать в команде, их уверенность в себе и даже реактивность в принятии решений… Внимательно изучаются программа и критерии оценивания каждого конкурсного задания, которые становятся жестче с каждым годом, потому что растет опыт учителей-руководителей команд, да и сами участники демонстрируют все крепнущие способности в решении творческих задач… Зазвучала музыка — спортивные гимны прошлых лет, и в зал входят конкурсанты со своими наставниками, все команды с эмблемами, в командной униформе… На лицах улыбки, многие узнают прошлогодних соперников… И вот звучат слова приветствия бессменного куратора конкурса, и первая по жребию команда выходит на сцену…

Надо отметить, что правила конкурса достаточно жесткие — в команде только 5 человек, причем по одному из 5, 6, 7, 8 и 9 классов, старшеклассники могут привлекаться только в качестве консультантов и помощников на стадии подготовки домашних заданий. Регламент каждого конкурсного испытания четко оговорен, нарушение наказывается снижением баллов. Обязательным условием является компьютерная презентация в одном из заданий.

Традиционно первым конкурсом является «приветствие команды», в котором участники представляют себя, свою команду и руководителя, и частично касаются темы всего конкурса. В этом году ребята должны были представить, как они поддержали бы олимпийскую команду России. Сначала робкими, а потом окрепшими голосами конкурсанты рассказывают о себе, своей школе, поют специально придуманные для конкурса песни и читают стихи. Жюри оценивает выступления не только с точки зрения соответствия теме конкурса, но и внимательно наблюдает, как ребята общаются друг с другом на сцене. Вот кто-то запнулся, а его «коллега» быстро напоминает забытое слово и строчку — чувство локтя на таких испытаниях бесценно!

В этом году нельзя было обойти вниманием историю Олимпийских игр, поэтому второй конкурс — викторина на знание важнейших дат и событий. Команды друг за другом должны ответить на мелькающие на экране вопросы, зазевался — и твоя очередь переходит к сопернику. Кто дружно поработал, тот и получил наивысшие баллы.

Затем наступает время для аудирования. Организаторы стараются отработать на конкурсе все виды речевой деятельности. Они нашли интересное задание — отгадать вид спорта по его описанию, но оно не было начитано. Мы обратились к ученикам из гимназии с просьбой озвучить эти тексты — от желающих не было отбоя! Дело ответственное и непростое, но чувство долга и желание помочь важнее потраченных на запись часов. Конкурсанты позже сказали, что им было приятно слышать голоса своих сверстников, а не дикторов-профессионалов, это позитивно настроило их на выполнение задания.

Следующее задание — одно из любимых всеми детьми — собери пазл. В прошлые голы собирались картинки, а в этом году ребята должны были собрать спортивную профессию, причем не банальную «футболист» или «хоккеист», мы постарались усложнить задачу, а заодно и проверить, интересуются ли тинэйджеры новыми видами спорта. Ну а применить языковую догадку и знания словообразовательного процесса не составило для них труда.

В пятом задании мы хотели выяснить, хорошо ли знают ребята «в лицо» наших легендарных российских спортсменов. На экране появлялись портреты, а конкурсанты должны были не только назвать его/её имя, но и указать вид спорта, в котором прославился этот спортсмен. Жюри были удивлены, как быстро и безошибочно назывались молодые спортсмены, но увы, Ирину Роднину узнали единицы.

Конкурс домашнего задания — самый любимый, но и самый сложный, да и «весит» по баллам он значительно. В названии конкурса содержится дилемма — просто смотреть или участвовать в спортивных мероприятиях? Команды должны были аргументированно представить свое отношение к проблеме в форме театральной инсценировки. Допускалось использование самых разнообразных средств воздействия на зрителя. Все команды доказали, что современный школьник, несмотря на чрезвычайную загруженность в школе, всё же предпочитает активный образ жизни. И даже «ботаник», герой одной из инсценировок, был убежден друзьями в том, что спорт науке не помеха, а даже совсем наоборот.

Заканчивал конкурсную программу конкурс письма — ребята должны были написать письмо директору спортивной школы с просьбой принять всю команду на обучение. Кроме формальных признаков такого вида письма, жюри отслеживало, насколько убедительны оказались авторы письма. Если бы на конкурс смогли приехать друзья школы-интерната № 76 из клуба «Динамо», то наверняка все ребята были бы уже членами этого знаменитого спортивного общества.

Пока жюри подводит итоги конкурса, на сцене разворачивается настоящий праздник талантов — традиционно каждая школа-участница привозит свои номера, выступают и учителя (кто хоть раз слышал Геннадия Ивановича Жукова, тот непременно захочет еще раз услышать его потрясающий голос), приезжают и гости на наш фестиваль — ученики из обычных школ. Условие только одно — номер должен быть на английском языке, про английский язык, под английский язык.

Как ни печально, но приходится прощаться — затихли аплодисменты, дипломы и призы вручены, ребята обмениваются контактами, звучат слова благодарности и надежды на встречу в следующем году… Но на этом программа дня не заканчивается. Еще утром при входе в школу все узнали этот потрясающий аромат здешних пирогов — и это тоже традиция: после завершения конкурсных испытаний чаепитие с пирогами! Ребята заполняют школьную столовую, рассаживаются за столы, и заставить их разойтись будет непросто. Этот драгоценный опыт общения нельзя заменить ничем. Разве что новым конкурсом, о котором кураторы, организаторы и спонсоры уже ведут переговоры.

До новой встречи!

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.