«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ (на примере УМК «Английский язык-2». Авторы — Кузовлев В.П. и др.)

Пятница 12 сентября 2014


Обучению лексической стороне иноязычной речи всегда уделялось большое внимание. С помощью лексики передается и воспринимается содержательная сторона речи. Лексика — это основной строительный материал нашей речи, поэтому роль лексики для овладения иностранным языком так же важна, как и роль грамматики.

настроение: творческое

ключевые слова: обучение лексической стороне иноязычной речи, УМК ««Английский язык-2», сюжетная организация материала, правило избыточности речевого материала, комплексный подход, принцип новизны, повторяемость речевого материла

город: Липецк

e-mail: ovstrelnikova@mail.ru

УМК «Английский язык-2» построен на основе концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур», разработанной Е.И. Пассовым. Так как УМК разработан для учеников начальной школы, отбор лексического материала осуществлялся на основе знакомства с детским пластом мировой культуры, в рамках тематики, предложенной Примерной программой начального общего образования по иностранному языку.

Содержание УМК «Английский язык-2» соответствует интересам, а также возрастным и психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста:

  • познавательная и коммуникативная деятельность организована на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (сказочные герои, литературные герои, герои мультфильмов и детских телепередач и др.);
  • эмоционально привлекательный зрительный ряд соответствует возрастным особенностям младших школьников;
  • предлагается большое количество заданий, направленных на развитие воображения детей и вовлекающих их в творческую деятельность;
  • задания, предлагаемые в УМК, учитывают интересы как девочек, так и мальчиков;
  • процесс обучения организован как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач;
  • широко используются разнообразные игры, так как игра — ведущий вид деятельности младших школьников;
  • уроки отличаются динамичностью: на уроках присутствует быстрая смена заданий, поворотов сюжетной линии, чередование видов речевой деятельности, статичных и подвижных действий, игровых и неигровых форм обучения, режимов работы и т. д.;
  • формы предъявления учебного материала соответствуют физиологии ребенка младшего школьного возраста;
  • объем основного учебного материала соответствует нормам учебного времени.

В процессе выстраивания линии овладения лексической стороной речи одной из главных забот авторов было не просто познакомить учеников с новыми словами, а с фактами культуры англоязычных стран, в соответствии с интересами и возрастными особенностями детей. С этой целью в УМК была разработана стратегия сюжетной организации материала первого года обучения. Для этого использовались аутентичные литературные произведения, разнообразные персонажи анимационных фильмов и телевизионных передач; были разработаны информативно насыщенные сценарии уроков, которые представлены в полном объеме в книге для учителя. Каждый урок имеет свое название, отражающее его смысловое содержание. Уроки в учебнике связаны между собой единой сюжетной линией.

Материал учебника разбит на два крупных содержательных блока. В основу первого блока (I и II четверти) положено путешествие в Нью-Йорк, в которое ученики отправляются вместе с британскими сверстниками для участия в грандиозном Параде в честь Дня Благодарения. Знакомясь и общаясь с главными участниками Парада — героями самых популярных и любимых героев английских и американских сказок, мультфильмов и телепередач, ученики овладевают произносительной стороной речи и учатся читать по транскрипции, а также овладевают простейшими речевыми функциями, определенным количеством лексического и грамматического материала. Заканчивается первое полугодие важнейшим мероприятием, посвященным празднованию Нового года.

В основу второго блока (III и IV четверти) положено путешествие на сказочный остров Нетландия, которое ученики совершают вместе с главными героями повести шотландского писателя Джеймса Барри «Питер Пэн». Ученики знакомятся с русалками, феями, индейцами, пиратами, узнают много интересного об их жизни и участвуют вместе с ними в приключениях. В течение третьей четверти учащиеся пишут собственную «книжку» на английском языке о воображаемом друге, его внешности, характере, семье, любимых занятиях и т.д. В четвертой четверти ученикам предоставляется возможность придумать свой воображаемый остров, населить его сказочными или реальными персонажами и рассказать об их жизни и приключениях на английском языке. В конце учебного года на заключительном внеклассном мероприятии ученики представляют свои воображаемые острова.

Лексический материал покрывает следующие темы: «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Мир моих увлечений», «Мир вокруг меня». «Путешествия», «Страна/страны изучаемого языка и родная страна», «Литературные произведения, анимационные фильмы и телевизионные передачи».

Объектами овладения в специально отобранных, коммуникативно ценных речевых образцах являются 274 лексические единицы, предназначенные для продуктивного (245) и рецептивного (29) овладения и обслуживающие ситуации общения в пределах тематики 2 класса.

В общий объем лексического материала, подлежащего усвоению, входят: отдельные лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах предметного содержания речи; устойчивые словосочетания (to play the piano, to be good at, etc.); интернациональная лексика (ballerina, computer, etc.); оценочная лексика (Great! etc.); лексика классного обихода (Read the text., Do exercise 1., etc.); речевые функции: Greeting (Hi!), Introducing (ImThis is…), Praising (You are nice. You are a nice hen.), Suggesting (Let’s …), Responding to a suggestion (Why not? Great! OK! Let’s … Oh no.), Expressing likes (He / She likes … We like …), Expressing agreement / disagreement (You are (not) right.), Asking about ability / inability to do sth (Can you…?), Expressing ability / inability to do sth (I can … I cant …), Giving your opinion (I think that …) и т. д. Конкретные лексические единицы (для продуктивного и рецептивного овладения), речевые функции для овладения в говорении указаны в речевом материале в целях каждого урока в книгах для учителя, а также в приложении «Календарно-тематическое поурочное планирование».

В связи с тем, что в УМК используется правило избыточности речевого материала, в речи усваивается только тот речевой материал, который соответствует индивидуальности каждого учащегося. При решении коммуникативной задачи из лексических групп учащиеся выбирают и используют в речи только те слова, которые лично им необходимы. Таким образом, у каждого учащегося может быть сформирован индивидуальный продуктивный запас лексических единиц (ЛЕ). Возможность индивидуального выбора и использования личностно значимого материала способствует более прочному его усвоению. Стратегия «выбирая и используя — овладевай» противопоставлена традиционной стратегии «овладевай тем, что дают, а потом используй».

Таким образом, овладение лексической стороной речи на продуктивном уровне происходит примерно на 245 ЛЕ, а минимальный уровень индивидуального усвоения может находиться в пределах 180 слов. При этом 60 ЛЕ схожи по звучанию с родным языком учащихся и не представляют трудностей для овладения.

Особенности овладения лексической стороной речи в УМК «Английский язык-2» заключаются в следующем:

1. Процесс овладения лексической стороной речи включен в общий контекст общения и происходит в специально отобранных, коммуникативно ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением произносительной стороне речи, чтению по транскрипции и грамматической стороне речи; сопровождается подробными методическими пояснениями в поурочных сценариях.

2. Подробные сценарии уроков с увлекательным сюжетом предусматривают интерактивное взаимодействие учеников с учителем, одноклассниками, зарубежными сверстниками; персонажами художественных произведений, сказок, мультфильмов, героями Интернет сайтов и т.д.

3. В УМК отсутствуют упражнения, в которых для достижения сиюминутного результата детям приходится многократно и немотивированно повторять звуки, слова и фразы на иностранном языке.

4. Обучение лексической стороне речи в УМК «Английский язык-2» основывается на комплексном подходе к овладению основными видами речевой деятельности, преимущество которого состоит в том, что новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности. Это не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых умений. Кроме того, когда ученик постоянно меняет вид деятельности (читает, пишет, слушает, говорит), поддерживается его интерес к процессу обучения.

5. В связи с использованием комплексного подхода деление лексических единиц на рецептивные и продуктивные в УМК условно. Фактически обучение всем видам речевой деятельности происходит на одном и том же материале. Например, слово ship впервые вводится на рецептивном уровне на 14-м уроке и используется в упражнении на этапе формирования навыков чтения по транскрипции, слово дается с транскрипцией и с иллюстративной поддержкой. Затем, в 36-м уроке это слово вводится на продуктивном уровне и в дальнейшем активно используется в продуктивном словаре учащихся. То же самое происходит и с другими словами данной лексической группы. Можно сказать, что в УМК «Английский язык-2» ни одна продуктивная лексическая единица не появляется произвольно и необоснованно, судьба каждой из них легко прослеживается с первых до последних уроков, например:

6. Особую значимость при овладении лексической стороной речи, в силу возрастных особенностей младших школьников, имеет принцип новизны. Новизна стимулирует интерес, который, с одной стороны, есть средство и залог эффективности обучения; с другой стороны, эффективное обучение «подстегивает» интерес и он становится устойчивым. В УМК «Английский язык-2» на поддержание интереса и коммуникативной мотивации работает:

  • новизна содержания материала, постоянная смена ситуаций общения, поворотов сюжета, действующих лиц, смена обстоятельств, речемыслительных задач;
  • новизна видов работ и видов речевой деятельности;
  • новизна приемов работы: использование различных видов игр, песен и т. д.;
  • новизна формы уроков: уроки-путешествия, уроки-игры и проектные уроки.

7. Принцип новизны пополняет и другую важную функцию — он обеспечивает повторяемость речевого материла в новых ситуациях общения. В УМК четко прослеживаются три линии: линия реальной жизни — ученики узнают о жизни и увлечениях своих зарубежных сверстников; линия общения со сказочными героями и литературными персонажами; линия придуманных героев, которых придумывают сами ученики и пишут о них свои собственные книжки. Речевой материал прокручивается во всех трех линиях и прочнее усваивается детьми.

Постоянное повторение пройденного материала состоит в постоянной интеграции между: процессами формирования навыков и развития речевых умений; классной и домашней работой; компонентами УМК.

Виды повторяемости:

  1. Повторение внутри первого (I и II четверти) и второго (III и IV четверти) содержательного блока;
  2. Уроки повторения в конце каждой четверти;
  3. Повторительные темы в конце полугодия;
  4. Повторительные темы в конце года.

8. В УМК «Английский язык-2» соблюдается правило отсроченного результата. Учителя часто требуют от всех учащихся немедленного и полного овладения речевым материалом. При раннем обучении более обоснован другой путь — следование правилу отсроченного результата. Это методически целесообразно в силу нескольких причин:

  • для того чтобы речевой механизм созрел и начал функционировать, требуется время, в течение которого происходит обильное впитывание речевого потока. Поэтому первые тесты на проверку усвоения изученного материала (раздел “Test yourself”) даются не в первой, а в конце второй четверти.
  • становление речевого механизма происходит у одних учащихся быстрее, у других медленнее в зависимости от способностей. Следовательно, без соблюдения правила отсроченного результата невозможна индивидуализация.

В УМК «Английский язык-2» заложена стратегия, позволяющая самым способным ученикам усваивать материал с однократного предъявления, способным — после двух-трехкратной проработки, менее способным — к концу учебного года. Это достигается благодаря большой повторяемости материала в новых ситуациях общения. Вот пример повторяемости трех лексических групп в УМК «Английский язык-2»:

Языковой материал Номера уроков
“Activities” (like doing something) 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 24, 25, 26, 31, 42, 44, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 56
“Character traits” 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 25, 26, 30, 31, 34, 35, 41, 42, 43, 44, 47, 52, 53, 54, 55, 56
“Colours” 10, 11, 20, 21, 23, 22, 25, 26, 31, 33, 37, 40, 44, 46, 47, 54, 55, 56

9. Учитывая, что игра у младших школьников все еще остается одним из ведущих видов деятельности, в УМК включено большое количество упражнений в игровой форме для формирования и совершенствования лексических навыков. Упражнения в игровой форме даются под рубрикой “Let’s play!”

Работа над лексической стороной речи

Структура уроков в каждой четверти несколько различается, что объясняется спецификой целей обучения на каждом конкретном этапе. Все уроки являются комплексными, но по доминирующей учебной цели выделяются уроки следующих типов:

  • уроки формирования произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции;
  • уроки формирования лексических навыков;
  • уроки формирования грамматических навыков;
  • уроки обобщения (повторения) усвоенного материала в новых ситуациях общения;
  • уроки контроля уровня овладения речевым материалом;
  • творческие проектные уроки.

В первой четверти обучение лексической стороне речи происходит во взаимосвязи с обучением чтению по транскрипции и грамматической стороне речи. Сначала лексические единицы даются на страницах учебника и рабочей тетради с транскрипцией. После многократных встреч со словом (4–5 раз как минимум) ученики способны узнавать его в тексте, читать вслух и использовать в говорении большинство лексических единиц без опоры на транскрипцию. Формирование лексических навыков происходит параллельно с формированием навыков чтения по транскрипции. Учащиеся не только учатся мгновенно узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать их во внешней речи (чтение вслух), но у них формируются и навыки соотнесения слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значениями. То есть формирование перцептивных навыков чтения (техника чтения) и формирование лексических навыков происходят одновременно и сопровождаются решением речемыслительных задач, которые задаются установками к упражнениям.

Если в первой четверти формирование лексических навыков не является доминирующей учебной целью, то со второй четверти появляются уроки, направленные преимущественно на их формирование, например: 22-й урок (2-я четверть); 30-й, 35-й, 36-й, 39-й, 40-й уроки (3-я четверть); 46-й урок (4-я четверть).

На лексических уроках выделяются следующие основные виды работы:

  • семантизация новых лексических единиц;
  • автоматизация употребления в речи новых лексических единиц.

Каждому этапу работы присущи свои упражнения, адекватные его задачам, пренебрегать которыми нельзя, так как только при правильно организованных условиях обучения возможен перенос знаний, навыков, умений учащихся в процесс реальной коммуникации.

Семантизация новых лексических единиц осуществляется в процессе восприятия материалов разного характера: высказываний британских и американских детей, подписей к картинкам. Восприятие лексических единиц (ЛЕ) происходит на слух и со зрительной опорой. Новые лексические единицы, представленные на страницах учебника, подчеркнуты и даются с транскрипцией и переводом. Учащиеся знакомятся с графическим и звуковым образами новых слов, осознавая при этом значения новых ЛЕ. Лексические единицы семантизируются разными способами в зависимости от их характера — с помощью перевода, по картинкам, по аналогии с родным языком и т.д. В процессе семантизации отрабатывается произношение новых лексических единиц.

Автоматизация употребления в речи новых лексических единиц осуществляется через комплекс упражнений, в который входят имитативные, подстановочные упражнения, упражнения на комбинирование и репродукцию речевого материала.

Учащиеся учатся выражать согласие, опровергать, сравнивать, спрашивать, выражать свое мнение по темам, представленным в текстах упражнений. Упражнения сопровождаются речевыми образцами, которые используются в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Формирование лексических навыков обеспечивается комплексом упражнений и проходит определенные стадии[1]:

  • восприятие и осознание значения;
  • имитация;
  • обозначение (использование в ограниченном контексте);
  • комбинирование;
  • репродукция (употребление в неограниченном контексте).

Комплекс упражнений для формирования лексических навыков состоит из упражнений, помещенных как в учебнике, так и в рабочей тетради.

При выполнении комплекса упражнений учащиеся используют усвоенные лексические единицы в новых ситуациях, в коммуникативно ценных фразах. Упражнения сопровождаются различными видами опор и речевыми образцами.

Рассмотрим комплекс упражнений для формирования лексических навыков на примере 36-го урока УМК «Английский язык-2».

Lesson 36 — Let’s go by ship!

Планируемые результаты (цели урока по аспектам ИК):

…предметные результаты (учебный аспект ИК): формирование лексических навыков; совершенствование навыков чтения по транскрипции и навыков аудирования;

сопутствующая задача: развитие речевого умения (диалогическая форма речи), совершенствование навыков каллиграфии.

Речевой материал:

продуктивный: лексический — a train, a ship, a plane, (go) to, OK.

речевые функции : suggesting somebody to do something (Let’s go to London by plane.), agreeing to suggestion (OK. Let’s go by plane.).

III. Different ways of travelling>.
SB ex. 1. 1) (Формирование лексических навыков. Семантизация новых ЛЕ при помощи иллюстративной наглядности.)

T: Peter Pan, Tinker Bell, Wendy and her brothers want to start their journey to the Neverland on Friday. Теперь они обсуждают, каким видом транспорта они будут добираться до острова. (What are the names of the means of transport they want to use to get there?) Как называются виды транспорта, на которых они предлагают добраться до острова?

Ch: (рассматривают картинки, слушают и читают под фонограмму) (Стадии восприятия и имитации)

IV. Let’s sing the song “Listen”. SB ex. 1. 2)
(Стадия обозначения)

T: Let’s listen to the song “Listen”. Be careful! В начале каждого куплета вы услышите звуки, которые издает то или иное транспортное средство. Answer the questions you will hear in the song.

Ch: (слушают аудиозапись)

Listen! Listen! What’s this? What’s this?
Is it a car? Or is it a plane?
Is it a ship? Or is it a train? Listen! Listen!
Ch: It’s a car.
(И так далее с другими видами транспорта.)

T: Now let’s sing the song along!
T-Ch: (поют под музыку)

V. Let’s go to the Neverland by ship.

SB ex. 2. 1) T: У Венди и ее братьев есть несколько предложений, как лучше добраться до Нетландии. (Let’s listen to their< suggestions.) Давайте послушаем их предложения.

Ch: (слушают и читают под фонограмму)
— Let’s go by boat.
— By boat? Oh, no! Let’s go by ship!
— By ship? OK! Let’s go by ship!

SB ex 2. 2), стр. 117 (Подстановочное упражнение: использование знакомых лексических единиц в новых сочетаниях.)

T: (Which means of transport would you use to get to the Neverland?) Какой вид транспорта использовали бы вы, чтобы добраться до Нетландии? What are your suggestions?

Pupil 1: Let’s go by ship (plane, train, car, boat, bicycle).
Pupil 2: By ship? Let’s go by car.
Pupil 3: By car? Oh, no! Let’s by boat. (etc.)

VI. Let’s play “Miming game”. Action game. (Репродукция)

T: Let’s play “Miming game”. Один из вас будет показывать вид транспорта, на котором он собирается отправиться в Нетландию, а остальные должны отгадать, спросив его: “By ship (by car, by plane, etc.)?”

Pupil 1: (изображает вид транспорта)
Ch: By plane?
Pupil 1: No. Try again.
Ch: By boat?
Pupil 1: Yes.

VII. Let’s go to Africa by car. SB ex. 3 (AB ex. 1) (Репродукция: использование ЛЕ в новой ситуации общения)

T: Many fairy-tale characters like travelling (путешествовать). (What characters are going to start a journey?) Какие сказочные герои собираются отправиться в путешествие?
Ch: Leopold the cat, Pocahontas, Stuart Little, Mickey Mouse, the Wolf.
T: (Where do they suggest going?) Куда предлагают поехать эти сказочные герои?
Ch: To Africa, Europe, Australia, Asia, America.

T: Look carefully at the map on pages 60–61 in your Activity Books. (Where are they going?) Куда они направляются? (What means of transport are they using?) Какой вид транспорта каждый из них использует? Внизу на странице, там, где написано You, оставлено место для вашего портрета. Draw your portrait. Choose the continent you’d like to go to and means of transport. Write about it in the space provided (в отведенном для этого месте).

Сh: (называют вид транспорта, списывают со стр. 32 в образец и читают)

Leopold: “Let’s go to Africa by car.”
Pocahontas: “Let’s go to Europe by ship.”
Stuart Little: “Let’s go to America by boat.”
Mickey Mouse: “Let’s go to Australia by plane.”
The Wolf: “Let’s go to Asia by bicycle.”

После того как ученики прочитали то, что они написали, они слушают запись и проверяют правильность ответов.

SB ex. 4 (Репродукция. Использование ЛЕ в новой ситуации общения)

При проверке данного упражнения, желательно использовать географическую карту.

T: Helen lives in London. (She invites you to London.) Она приглашает вас к себе в гости. (Suggest the means of transport to get there from the place you live in.) Предложите, как можно добраться до Лондона из вашего города (поселка, деревни).

Ch: (возможные ответы) Let’s go by … .

VIII. What’s the title of the lesson? Why?

IX. Setting homework.

SB ex. 5 “Words for Frederick”.

T: Choose and write out the words you like for Frederick’s collection of beautiful words.

SB ex. 6

T: Next lesson we are going to play Bingo. Поле для игры в «Бинго» находится в ваших Учебниках. Open your textbooks on 32 and look at it. Для игры нам потребуются карточки, которыми мы будем закрывать картинки с изображениями видов транспорта. Возьмите лист плотной бумаги размером с игровое поле, разрежьте его на 6 квадратиков, напишите на каждом из них название видов транспорта, как в Учебнике.

Контроль сформированности лексических навыков происходит при выполнении упражнений из раздела «Урок повторения». В данном разделе предлагается ряд заданий и вопросов на проверку уровня овладения лексическими единицами. Например, в 42-м и 43-м уроках повторения в конце 3 четверти контроль сформированности лексических навыков по теме «Транспорт» и другим пройденным темам происходит следующим образом:

Книга для учителя, 2 класс, урок 42:

III “Words for Frederick”. SB ex. 2. 1) “Group work”.

T: (As you know Frederick collects beautiful words.) Как вы знаете, Фредерик коллекционирует разные красивые слова. There are a lot of words in his collection. Let’s help him a bit. Вам нужно распределить слова по темам, чтобы Фредерику было легче найти нужные слова. Мы можем «сплести» для него паутинки слов. Паутинок будет шесть. Для каждой паутинки есть свое название (свое главное слово). (Lets read these topic words.) Давайте прочитаем эти главные слова. Do you know the meanings of all these words? I hope that you know the meanings of the words “family” and “animals”. Can you guess the meaning of the word “transport”? What does it mean? What do you think?

Ch: Транспорт (автомобили, самолеты и т. д.)

T: Excellent! Now let’s divide into teams/groups. Каждая группа отвечает за одну тему. (Разделиться на группы можно по желанию, с помощью считалки или по вашему усмотрению.) Каждая группа пишет в центре паутинки главное слово, а в остальных кружках — другие подходящие по значению слова. Эти слова можно вписывать сразу по памяти (это необязательно). В этом случае написание слова можно проверить по словарю. Если вы не можете вспомнить нужные слова, их можно найти на страницах Учебника или Рабочей тетради. Чем больше слов подходящих по теме вы найдете, тем лучше.

SB ex. 2. 2)

T: Теперь, когда паутинки заполнены, давайте выясним, все ли слова вы вписали в эти паутинки, и кто их вас больше вписал слов.

Методические пояснения: оценивается тематическая соотнесенность вписанных слов и правильное произношение. Орфография не оценивается, если слова вписывались по памяти.

T: Ученики в двух группах с одинаковым главным словом задают друг другу вопросы по образцу. Если у отвечающих есть слова, о которых у них спрашивают, они вычеркивают их из своих паутинок. Например, у группы 1 и группы 2 одна и та же тема “Transport”. Сначала кто-либо из группы 1 задает вопрос группе 2: Have you got a train? Если у группы 2 есть это слово, они говорят: Yes, we have — и вычеркивают это слово из своей паутинки. Затем группа 2 задает вопрос группе 1 о другом слове и так до тех пор, пока общие слова не будут вычеркнуты.

Методические пояснения: для успешного выполнения упражнения (SB ex. 2. 2) важно соблюдение одного условия при выполнении упражнения (SB ex. 2. 1), а именно — хотя бы две группы учащихся должны работать по одной теме, в противном случае диалог о наличие слов в паутинках будет невозможен. К примеру, если в классе 24 ученика, то групп должно быть 12. Если 12 человек, то выполнение упражнения будет носить индивидуальный характер. Обратите внимание на интонационное оформление образца, а именно на логическое ударение. Слово, на которое падает логическое ударение, выделено жирным шрифтом. Выигрывают те, у кого в паутинках осталось больше слов по теме. Остальные ученики, ждущие своей очереди, выступают в роли судей, но они также могут добавлять подходящие слова в чужие паутинки, но только после обсуждения между группами.

Книга для учителя, 2 класс, урок 43:

V. “Words for Frederick”.

SB ex. 3 (AB ex. 1)

Методические пояснения: проверка уровня сформированности лексических навыков и навыков каллиграфии.

T: На прошлом уроке мы помогали Фредерику располагать слова в паутинках. Сегодня перед нами стоит другая, более простая задача. Нам нужно распределить слова из рамочки по cоответствующим группам так, чтобы они имели общий признак. (For example, read the words in the first line.) Например, прочитайте слова в первой строчке.

Ch: Evil, brave, smart, merry.

T: (What do they have in common?) Что общего между этими словами?

Ch: Это прилагательные. Так можно сказать про людей, про животных. Они злые, храбрые и т. д. Эти слова отвечают на вопрос «какой? какие?».

T: Excellent!/Right. (Look through the words in the word box and find two similar words.) Теперь просмотрите слова в рамочке и найдите подобные слова. Write them down after the word merry. (And so on.) И так далее. (You should write three words in each line.) На каждую строчку из рамочки вам предстоит вписать по три слова. You’ve got 10 minutes to do the exercise.

Keys: 1. merry /kind/friendly; 2. rabbit/bear/tiger; 3. grandma/uncle/brother; 4. tree/lake/forest;
5. bicycle/boat/plane; 6. fly/hunt/jump.

В УМК также входит компонент «Контрольные задания. 2–4 классы», который содержит задания по проведению четвертных и годовых контрольных работ в тестовых форматах по всем видам речевой деятельности. Каждая из контрольных работ в УМК «Английский язык-2» соотносится с материалом I и II полугодия, разработана с учетом изучаемого лексико-грамматического материала в них и построена в соответствии с форматами и требованиями итоговой аттестации для начальной школы. Данный компонент УМК помогает учащимся как можно лучше подготовиться к новым объективным формам и средствам итогового контроля, которые предполагается применять при проведении итоговой аттестации по окончании начальной школы, а учителю грамотно организовать оценку учебных достижений младших школьников в основных видах речевой деятельности.

Кроме того, в конце 3 четверти учащиеся выполняют проектное задание — пишут свою книгу по заданной тематике — по образцу, представленному в учебнике и в рабочей тетради, с использованием изученной лексики:

Книга для учителя, 2 класс, урок 44:

III. What are the books about?

T: (Now let’s decide on the content of your books.) Теперь, давайте определим, о чем вы будете писать книгу. You can choose any topic (тему) you like: family, transport, animals (pets), places, character traits or actions.

Методические пояснения: все найденные по этим темам слова в SB ex. 2, Lesson 42 можно использовать при написании книжек. Образцы и примерное содержание книг по этим темам даны в Рабочей тетради, стр. Определить тему можно, бросив игральный кубик, который укажет номер темы. Если вам выпала цифра 4, то вы пишите книгу о своем любимом герое сказок, мультфильмов и телепередач.Можно дать учащимся возможность самим выбрать содержание будущей книги.

Ch: (определяют тему будущей книги)

T: (Now you know what your book will be about.) Итак, вы решили, о чем будет ваша книга. (Think of the titles of your books.) Придумайте теперь названия для своих книжек. Look at some of children’s books and read the titles. Do you like them?

Ch: (рассматривают обложки детских книг)

T: (You can use one of these titles for your book. Or you can think of your own variant.) Вы можете оставить такое же название для своей книги или придумать свое.

Расширение комплекса упражнений за счет компонентов УМК на бумажных и электронных носителях

Комплекс упражнений, направленных на овладение новыми лексическими единицами, расширен за счёт следующих компонентов:

Наглядно-дидактический материал, который содержит картинки с постоянно действующими участниками межкультурного диалога, представленными на страницах учебника (сказочные персонажи, литературные герои, герои мультфильмов и телепередач), разрезной алфавит и карточки для игр. На оборотной стороне рисунка приводятся речевые образцы, которые демонстрируют лексический и грамматический материал, необходимый для описания или рассказа о том или ином герое. Компонент сопровождается методическими рекомендациями по его использованию. Для удобства работы учителю предлагается сводная таблица, которая показывает, какой конкретно наглядно-дидактический материал используется на каждом уроке.

Демонстрационные тематические таблицы, которые содержат красочные сюжетные и тематические иллюстрации, способствующие более эффективному усвоению как лексического, так и грамматического материала, представленного в учебнике. Комплект снабжен методическими рекомендациями, где для каждой таблицы комплекта разработан комплекс упражнений, каждое из которых соотнесено с конкретным уроком учебника. В упражнении указывается его цель, усваиваемый материал, даются подробные рекомендации по организации с описанием возможных вариантов. Многие упражнение содержат также лексический материал, который учитель, при желании и возможности, может размножить и использовать для организации индивидуальной, парной и групповой работы с плакатом. Для удобства практического использования составлена сводная таблица упражнений к плакатам, которая поможет учителю быстро получить общее представление о том, в каких классах и на каких уроках может быть использован тот или иной плакат.

Прописи, в которых обучающиеся не только учатся правильно писать буквы английского алфавита, но и слова, а также знакомятся со сказочными героями из разных стран. Овладение написанием букв английского алфавита и слов с этими буквами происходит в той последовательности, в которой они изучаются в учебнике. Материалы прописей рассчитаны на использование в первом полугодии.

Мультимедийное приложение, которое содержит разнообразные дополнительные упражнения для более прочного усвоения лексического материала. Электронное приложение адаптировано к работе с интерактивной доской и может быть использовано во внеурочной деятельности, а также дома, что позволяет включить родителей в учебно-воспитательный процесс.

Электронное приложение к УМК по английскому языку с аудиокурсом («Просвещение» — ABBYY), содержащее дополнительные комплексы упражнений для более прочного овладения новыми лексическими единицами уроков. Программа ABBYY Lingvo Tutor позволяет работать с новыми лексическими единицами урока (лексические единицы сгруппированы по урокам, соответственно учебнику), используя различные виды упражнений. В книге для учителя есть рекомендации по их использованию на различных этапах урока. Программа позволяет изменять последовательность упражнений и темп подачи материала. Все вышеперечисленные упражнения учащийся может выполнять дома, работая индивидуально, что позволяет развить навыки самостоятельной работы и самоконтроля. В состав электронного приложения входит англо-русский учебный словарь, позволяющий не только получить перевод незнакомых слов, но и прослушать их правильное произношение, русско-английский учебный словарь, а также сведения о различиях между американским и британским вариантами английского языка.

Результаты, получаемые учащимися 2 класса в процессе овладения лексической стороной речи

В соответствии с рабочей программой «Английский язык. Предметная линии учебников В.П. Кузовлева. 2–4 классы», при овладении лексической стороной речи учащиеся 2 класса:

  • соотносят графическую форму лексических единиц с их значением;
  • используют в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики 2 класса в соответствии с коммуникативной задачей;
  • распознают имена собственные и нарицательные;
  • распознают по определенным признакам части речи;
  • догадываются о значении незнакомых слов, используя различные виды догадки (по аналогии с родным языком, контексту, иллюстративной наглядности);
  • воспринимают новые лексические единицы в контексте;
  • осознают значение новых лексических единиц;
  • выполняют комплекс условно-речевых упражнений:
  • имитируют фразы с новыми лексическими единицами;
  • комбинируют (сочетают) новые лексические единицы с уже известными лексическими единицами;
  • самостоятельно используют новые лексические единицы в ограниченном контексте. Овладевают специальными учебными умениями и универсальными учебными действиями: пользуются справочным материалом (англо-русским словарем) для определения значения незнакомых слов; используют различные виды опор (речевой образец, ключевые слова, план и др.) для построения собственных высказываний с использованием изученного лексического материала.

Таким образом, результаты, достигаемые с помощью УМК «Английский язык-2» при обучении лексической стороне речи, не только создают основу для успешной учебной деятельности по овладению английским языком на втором и третьем году обучения, но и вносят вклад в развитие индивидуальности учащихся в диалоге культур.

[links&resources]

[1] Пассов Е. И, Кузовлева Н. Е Урок иностранного языка. — М.: Глосса-Пресс, 2010. — 640 с. — C. 362

 

Оставить комментарий

Комментарий

..