«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

УСТОЙЧИВЫЕ ПРЕДЛОЖНЫЕ СОЧЕТАНИЯ
В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ И МЕТОДЫ
ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

Пятница 24 Октябрь 2014


Любой учитель английского языка стремится не только научить говорить ученика на языке, но и работает над обогащением речи учащихся. Английский язык очень идиоматичен, и устойчивые лексические сочетания играют в нем гораздо более важную роль, чем во многих других языках.

 
настроение: практическое

ключевые слова: формирование коммуникативной компетенции, обогащение речи учащихся, идиоматический характер языка, предложные фразы, фиксированные предлоги, послелоги

город: Санкт-Петербург

e-mail: endikova@mail.ru

 
Изучающие английский язык хорошо знают, что мало запомнить отдельные слова, очень важно знать их значения в определенных сочетаниях. Учащиеся могут овладеть грамматикой языка, а со временем накопить достаточный словарный запас, но речь их останется скованной и невыразительной без практического употребления выражений, таких как: to give up, to break down, to be famous for или to be proud of, etc.

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.

Неслучайно сегодня в качестве основной цели обучения иностранному языку в аспекте предметных результатов выдвигается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение, в том числе с носителями языка.

Служебные слова, к числу которых относятся и предлоги, несмотря на значительную количественную ограниченность по сравнению со значимыми частями речи, в английском языке играют роль первостепенной важности. Причиной этому является полное отсутствие падежных окончаний в современном английском языке.

Если в русском языке существует хорошо развитая система окончаний, с помощью которых слова как бы сцепляются между собой для образования смысловых фраз и предложений, то в современном английском языке эта роль отводится предлогам. В результате предлоги являются одним из главных средств выражения отношений и связи слов в предложении.

Количество английских предлогов велико. Перечень часто употребляемых предлогов в английском языке насчитывает около 60 слов. Предлоги выражают пространственные, временные, причинные и другие отношения.

Английские предлоги бывают простые (of, for, on), сложные (below, between), составные (in front of, out of), первообразные и производные.

В английском языке многие глаголы и прилагательные образуют устойчивые выражения со следующими за ними предлогами. Такие предлоги называются фиксированными предлогами или послелогами. Фиксированный предлог часто определяется не тем словом, которое за ним следует, а словом, которое ему предшествует.

Именно послелоги и вызывают наибольшую трудность при изучении английского языка, так как часто имеют фразеологический характер и не имеют полных аналогов в русском языке.

В современном английском языке послелоги вступают в очень большое число сочетаний разных типов.

Условно их можно разделить на три основные группы:

  • существительные с послелогами (contempt for);
  • прилагательные с послелогами (aware of, afraid of);
  • глаголы с послелогами.

В свою очередь, глаголы с послелогами также можно разделить на две подгруппы:

а) смысловые глаголы с послелогами ( depend on, prevent from);
б) фразовые глаголы (look for, give up).

Число фразовых глаголов в английском языке неуклонно растет. Наряду с увеличением числа растет и частота их использования. Это доказывает, что они выполняют нужную функцию, благодаря большей сжатости и в то же время большей выразительности.

Широкое использование фразовых глаголов — один из самых неожиданных подводных камней, на которые натыкается иностранец, изучающий литературный английский, при попытке понять живую речь.

Свободное употребление фразовых глаголов и других предложных конструкций придает речи большую выразительность, определяет продвинутый уровень владения английским языком.

Методические приемы

Очевидно, что обучение использованию подобных предложных сочетаний необходимо сделать частью процесса обучения лексике и грамматике.

В своей работе я стараюсь акцентировать внимание учащихся на подобных предложных сочетаниях, начиная с раннего этапа изучения языка.

Прежде всего необходимо выделять:

  • предложные фразы, имеющие по своей структуре полный или частичный аналог в русском языке ( to be interested in, to take part in, to live in peace, to insist on и др. ). Такие сочетания не вызывают больших трудностей в усвоении. Но надо отметить, что их в языке гораздо меньше.
  • предложные фразы, не имеющие по строению аналога в русском языке. (to be afraid of, to be proud of, to depend on, to be good at).
    Подобных фраз в языке огромное количество. И работа над их усвоением требует определенных усилий.
  • В отдельную группу можно отнести глаголы и прилагательные, которые в русском языке совсем не имеют послелога, но имеют в английском. (to listen to, to wait for, to leave for, to ask for, to be famous for, to explain to). И наоборот, имеют послелог в русском языке, но не имеют в английском. ( to join a group., to hunt a fox). На мой взгляд, такие устойчивые сочетания вызывают у учащихся наибольшую трудность, особенно на начальном и среднем этапах изучения языка.
  • И конечно, самым сложным, по моему мнению, в изучении английского языка наряду с артиклями являются фразовые глаголы, так как подобного явления нет в русском языке. Достаточно свободное владение фразовыми глаголами говорит о продвинутом уровне владения языком.

Многие годы работая по УМК «Английский язык» И.Н. Верещагиной, O.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой, я разработала большое количество тренировочных и тестовых заданий по изучению конструкций типа: «существительное + послелог», «прилагательное + послелог» и «глагол + послелог».

Впервые в этом УМК учащиеся сталкиваются с подобными устойчивыми конструкциями в 4 классе. Все работающие по этому УМК хорошо знают, насколько насыщен лексически учебник 4 класса.

В первом же разделе базового курса «School Life» вводится большое количество устойчивых сочетаний с предлогами и послелогами, таких как: to laugh at, to leave for, to be late for, to be good at, at the desk, etc.

Во-первых, начиная с четвертого года обучения, мы с учащимися ведем раздел в словарике, где отдельно выписываем изучаемые предложные фразы.

  1. Каждый урок я стараюсь начинать с речевой зарядки, которую мы называем  «Фраза дня». На доске или на экране я помещаю постер с фразой для отработки ( например, to be good at) и предлагаю всем учащимся составить по предложению с этой фразой.
  2. Также здесь я практикую игры. Например, «Memory». Прошу повторить ребят предложения, услышанные про своих одногруппников с фразой дня, но уже в 3м лице.
  3. Если позволяет время, отрабатывая новую лексику, я обычно даю ребятам задание составить маленький рассказ с использованием новой лексики, который бы заканчивался фразой дня. Эту работу ребята выполняют в групповом режиме.
    Составить рассказ, заканчивающийся фразой дня, я также даю и в качестве домашнего задания.
  4. Для отработки устойчивых предложных сочетаний я широко использую известные всем задания на подстановку как отдельных предлогов, так и целых сочетаний по смыслу. Такие задания я составляю по каждому разделу и вывожу на экран.
  5. 5. Еще один прием, который я использую для отработки предложных фраз, — это задание, которое обычно называется matching. Составив фразы, ребята составляют с ними предложения.

Образец подобного задания приведен ниже:

to be fond by plants
to be famous of train
to leave at the hotel
to be afraid for gardening
to travel of children
to shout for museums
to be devoted at rats
to stay for Motherland
to care to piece
to struggle for London

Практическое приложение

В конце каждого раздела я обязательно провожу тестовую работу на знание устойчивых предложных сочетаний.

Ниже я предлагаю готовые задания для отработки или контроля знания предложных фраз ко всем разделам УМК «Английский язык» И.Н. Верещагиной для 4 класса. Ключи не прилагаю, так как весь материал есть в учебнике Верещагиной И.Н. для 4 класса.

FORM 4 / Lessons 9–16
SCHOOL

Fill in the proper preposition where it is necessary.

  1. She is good….all subjects.
  2. I am never late……school.
  3. People usually laugh………monkeys at the ZOO.
  4. We do sums……….Math classes.
  5. We have five classes………the timetable…….Monday.
  6. I get……….. well……….all my classmates.
  7. In Russia children start school………..the age……….seven.
  8. He left………Moscow…….night.
  9. I joined …………my friends in the forest.
  10. After school I usually go……….home.
  11. What can you see …….the picture?
  12. Children sit………the desks and listen………the teacher.
  13. We learn a lot of poems………heart at school.
  14. What is more difficult……..you, English or Russian?
  15. Pushkin is famous…………..his poems.
  16. We have English classes six times…………a week.
  17. Trees get yellow and red………..autumn.
  18. We usually watch TV……….the evening.
  19. The Americans celebrate Christmas………….December.
  20. Halloween is……….the 31st of October.

FORM 4 / Lessons — 17–23
The Place We Live In

Fill in the proper preposition where it is necessary.

  1. Don`t shout……me.
  2. It is a key………this lock.
  3. He lives……….. 5, Prime street.
  4. There is a carpet………the middle……the room.
  5. My parents go to work………car.
  6. There is a sofa next……..the table.
  7. My granny likes to sit……….the armchair.
  8. The fireplace is …….the corner……….the room.
  9. It happened behind……..the house.
  10. The kitchen is usually………the back of the house.
  11. The window is opposite………the door.
  12. There is a garden………..front ……..the house.
  13. I live far…………the centre.
  14. There is a bookcase……..the right……the door.
  15. There are a lot of trees…………our street.
  16. The armchair is…………two windows.
  17. You can see lovely curtains……..the window.
  18. What happened………..you yesterday?
  19. I am…….a hurry.
  20. There are nice pictures………the wall.

FORM 4 / Lessons — 24–30
TOWN LIFE

Fill in the proper preposition where it is necessary.

  1. Have you ever been………..London?
  2. This street leads………the park.
  3. The streets were dirty…………the 17th century.
  4. There is a monument………..Nelson…………Trafalgar Square.
  5. The Romans built a town……….the River Thames.
  6. London is famous………..its parks.
  7. We saw many places…………..interest.
  8. We live…………..Main Road.
  9. Don`t be afraid…………..spiders.
  10. Big Ben is…………the Clock Tower.
  11. The Clock got its name…………Sir Benjamin Hall.
  12. Our town is rich………..museums.
  13. What is ……….. …………. the cinema today?
  14. Turn………the left……….the traffic lights.
  15. We usually spend holidays ……….. ………… town in our summer house.

FORM 4 / Lessons 31–36
TRAVELLING

Fill in the proper preposition where it is necessary.

  1. I am tired……..this boring trip.
  2. They have left………..London.
  3. We prefer to travel………..plane.
  4. I don`t like to travel………a lot of luggage.
  5. The train has just arrived……….the station.
  6. Do you go to school…………foot or……..bus?
  7. Are you going…………a journey this week?
  8. There were a lot of people………board……….the ship.
  9. We usually stay………..the hotel in Moscow.
  10. We spent a week………….the seaside.
  11. Father has already bought the tickets………….the train.
  12. Don`t shake me………….the shoulder.
  13. Listen! Somebody is crying…………help.
  14. It took us two hours to get……..the airport.
  15. Be kind…….animals.
  16. Our granny always speaks………..a kind voice.
  17. Can you explain this rule……….me?
  18. It was time to get……….the train.
  19. Did you buy the tickets……….the railway station?
  20. We arrived………London …………night.

FORM 4 / Lessons 37–42
HOBBIES

Fill in the proper preposition where it is necessary.

  1. Nick is fond………….animals.
  2. He specializes……………collecting coins.
  3. What is the theme ………..your collection?
  4. The Sun rises……………the East.
  5. We are proud………..our city.
  6. Sport plays an important role…………our life.
  7. Travelling is popular…………….people ………….all ages.
  8. Where are the tickets…………….the play?
  9. I prefer to sit…………the stalls.
  10. I want to take part………….this concert.
  11. The room was full…………..children.
  12. I don`t care…………..cartoons.
  13. There are two feature films…………the programme.
  14. Listen………….me, please.
  15. I always read books……… …….the end.
  16. He told……….me where he lived.
  17. We wear badges……..our school uniform.
  18. The performance begins …….a quarter to 7.
  19. What is ……… ………..the theatre today?
  20. She performed ……..the piano ……….the school stage.

FORM 4 / Lessons 43–52
AMERICA

Fill in the proper preposition where it is necessary.

  1. All people in the world want to live ……….peace.
  2. Children usually depend ………..their parents.
  3. We often make furniture …….. ………wood.
  4. Umbrellas protect people …………rain.
  5. Have you prepared …………the lesson yet?
  6. His life was full ………danger.
  7. The first colonists thanked God ……..the harvest.
  8. The colonists fought ………independence.
  9. The hotel is situated …………the island.
  10. Hunters usually hunt ………guns.
  11. He has known me ……….my childhood.
  12. When will we reach ……….the port?
  13. What are you interested ……….?
  14. They hunted …….. a fox in winter.
  15. We decided to sail ………west.
  16. Suddenly a ship appeared ………….the sea.
  17. May I ask you …………advice?
  18. Last month we moved ………..a new flat.
  19. ……….. a rule he comes late.
  20. I saw it …………my own eyes.

FORM 4 / Lessons 53–57
MY COUNTRY

Fill in the proper preposition where it is necessary.

  1. He comes …………a noble family.
  2. He is devoted ………music.
  3. There is great love ………them.
  4. They founded a town …………the banks of the river.
  5. These countries are ………..war.
  6. A lot of soldiers died ………the Motherland.
  7. The general led the army ………..victory.
  8. He has always been the soul …………any company.
  9. They threw stones ………homeless dogs.
  10. She looks very young ………her age.
  11. My parents are ………..this idea.
  12. The old woman has a heart ………..gold.
  13. Russia is rich ………..forests, mountains and lakes.
  14. There is a monument ……..the top of the hill.
  15. Russia is famous ………..its people.

Неправильное употребление предлогов — одна из наиболее распространенных ошибок, допускаемых изучающими английский язык. Умело использовать английские предлоги наука не из легких. Она требует недюжинных навыков.

Чем раньше начать постигать эту науку — тем лучше.

Планомерная и кропотливая работа в этом направлении очень важна и обязательно даст положительный результат.

 

4 Comments »

Эльвира:

спасибо, работаю по этому учебнику первый год, ваши разработкм мне очень пригодятся

28 Октябрь 2014 | 5:05
Ирина:

Спасибо большое! Очень полезные материалы.
Чувствуется, что учитель долго и кропотливо над этим работает. Обязательно воспользуюсь.

28 Октябрь 2014 | 20:43
Nadeshda:

Спасибо огромное. Достаточно сложная тема для учащихся. Обязательно воспользуемся Вашими материалами.

4 Ноябрь 2014 | 23:40
Екатерина:

УЧИТЕЛЬ ПРОСТО МОЛОДЕЦ.Материал очень нужный и интересный, можно использовать в работе не только в начальной школе.Спасибо за работу!

7 Ноябрь 2014 | 12:38
Оставить комментарий

Комментарий

..