«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ДВЕРЬ В МИР

Пятница 28 Ноябрь 2014


Общей и явно не позитивной тенденцией для московских школ стало резкое снижение количества изучающих второй иностранный язык. Все чаще этот предмет переносится во вторую половину дня или вовсе игнорируется в «и так насыщенном школьном расписании». Казалось бы, нет повода бить тревогу: не всем нужен второй иностранный язык, далеко не у каждого школьника есть лингвистические способности, к тому же английского вполне хватит, чтобы заказать себе холодной воды в разгар жаркого летнего отпуска.

 

настроение: философское

ключевые слова: важность изучения второго языка в школе, немецкий, французский, испанский

город: Москва

e-mail: ksu-tka4@mail.ru

 

Однако не стоит торопиться с выводами: такое умышленное сужение горизонтов школьников имеет гораздо больше недостатков, чем преимуществ. Ведь именно в школе у учеников достаточно времени, сил и энтузиазма для получения большого и разнопланового спектра знаний. Да, потом будут колледжи, университеты, институты, бакалавриаты и магистратуры, но все это предполагает уже более узкопрофильное обучение. А в школе учащимся необходимо дать максимум, чтобы по окончании её они могли принять решение и остановиться на какой-то определенной области знаний, понимая, что у них было из чего выбирать. Зачем же намеренно лишать учеников возможности попробовать все предметы «на вкус» и сделать осознанный выбор? На этот вопрос каждый может дать свой собственный ответ. Но попробуем порассуждать вместе: почему так важно включить «в меню» именно второй иностранный язык?

Во-первых, изучение любого иностранного языка способствует улучшению памяти и общему развитию. Не является секретом и то, что осваивать иностранный язык гораздо легче в детстве и юности, когда «на полках» сознания полно свободного места, которое можно заполнить разноцветными обложками тщательно прочитанных книг и проработанных материалов и учебников. Многие, конечно, прибегнут к жизнеутверждающей формуле: «Никогда не поздно». Но к зрелому возрасту сознание, забитое как жизненно важной, так и абсолютно бесполезной информацией, вряд ли будет принимать в себя новые данные так же легко, как в школе. Да и в институте всегда легче приступать к иностранному языку, если база уже заложена.

Как показывает статистика, самые популярные в Москве области для изучения в высших учебных заведениях — это экономика и юриспруденция. Именно эти две отрасли знаний почему-то прельщают москвичей, которые, не боясь прослыть банальными и заурядными в выборе личностями, упорно уверяют своих детей, что есть только два пути: экономист — «если математика идет» и юрист — «если гуманитарий растет». А собираясь отправить ребенка в вуз изучать юриспруденцию, экономику или что-нибудь не столь популярное, родители со всей очевидностью понимают, что в будущей профессиональной деятельности ребенку понадобится иностранный язык. Ведь в наше время незнание иностранного языка может не только послужить поводом к уличению в некомпетентности, но и лишить возможности получать данные из первоисточника. Это, кстати, крайне актуально как минимум для тех самых экономистов и юристов. Первым вовсе не помешало бы ориентироваться в немецком — официальном языке страны с одной из самых мощных и развитых экономик, а вторым de jure не лишним было бы изъясняться на французском — языке права. Чуть более оригинальным выбором дороги в будущее для своих детей может стать обучение в лингвистических  вузах, при поступлении в которые просто необходимо иметь «в запасе» два языка. Зато успешное окончание вышеупомянутых учебных заведений навсегда обеспечит возможность иметь доход, так как что бы ни происходило с биржей, рынками и прочими «атрибутами» социально-экономической жизни общества — переводчики, преподаватели иностранных языков и репетиторы будут востребованы во все времена.

Более того, знание одного только английского на сегодняшний день уже не дает желанного преимущества при поступлении на работу. На сегодняшний день почти половина соискателей владеет английским, и каждый из них легко составит вам конкуренцию в борьбе за то или иное рабочее место. Да и искушенные путешественники начинают осознавать, что одного языка им явно недостаточно для исследования разных уголков нашей планеты. Вряд ли вам удастся в полной мере познать все многообразие ее ландшафтов и культур, если дальше понимания «капитанского» («This is the captain speaking» под аккомпанемент взлетающего авиалайнера) дело не сдвинулось. А потом сидишь и думаешь: «И почему это я в школе немецкий забросил?» Или: «И в каких облаках я летал, когда француженка у доски распиналась? Сейчас бы мог гораздо приятнее и полезнее летать в настоящих облаках, по пути во Францию или Бельгию».

К тому же французский, немецкий и испанский языки открывают для школьника целый пласт культур, интерес к которым провоцирует энтузиазм к более углубленному изучению истории, религии, литературы, искусства. Это ли не цель образовательного учреждения: заинтересовать ученика и мотивировать его к получению все новых и новых знаний? Представьте, приходит ваш ребенок из школы домой и заявляет вам: «Я же учу испанский. Может, когда-нибудь Маркеса и Кортасара в оригинале читать смогу!». Отрывая взгляд от привычной обстановки кухни к непривычно заинтересованному лицу своего ребенка, родитель с верой откликается на назойливую мысль: «У него точно все получится!» Да и перед соседями не стыдно будет между делом и упомянуть: «А мой-то латиноамериканских классиков штудирует, на родном им языке!». И если соседи не всегда смогут по достоинству оценить его стремление к изучению других культур, то зарубежные и отечественные вузы с филологическим профилем точно останутся в восторге. И, что еще более важно, в восторге останутся сами ученики, для которых вместе с иностранным языком откроются новые горизонты и перспективы. К тому же язык — это всегда ключ к пониманию народа и его менталитета, а ведь такое понимание — основа международных отношений, которые сегодня во многом определяют принципы функционирования всего мира.

Может быть, мы не смогли ответить на вопрос: «Зачем же сокращать количество часов, отведенных на изучение второго иностранного языка или и вовсе убирать его из расписания?» Зато мы выяснили наверняка: второй иностранный язык в школе — это дверь в огромный неизведанный мир и ключ к огромному количеству других дверей, и позволить им просто так бессмысленно захлопнуться от нелепого сквозняка — значит лишить ребенка бесчисленных возможностей для личностного развития, общения и карьерного роста.

 

1 Comment »

Светлана Усачева:

Спасибо Вам большое за статью. Это действительно актуальная тема. К сожалению, часто не родители и ученики решают учить или нет второй иностранный язык, а администрация школы. По крайней мере, в нашей школе завуч мне сказала, что мы отбираем часы у других предметов, и детям даже не предложили второй ИЯ для электива. Но из-за того что желающие есть и немало, нам дали 1 час внеурочной деятельноси (кружок). Как вы понимаете, это совсем не тоже самое, что электив. Это вторая половина дня, что не всем ученикам удобно, да и учебники рассчитаны на 2 ч в неделю. Следовательно, приходится сокращать программу.
И еще раз, большое Вам спасибо, что Вы подняли этот вопрос.

1 Декабрь 2014 | 21:14
Оставить комментарий

Комментарий

..