«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

МЕТОД ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Понедельник 8 декабря 2014

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

настроение: систематизированное

ключевые слова: английский язык, проектная методика, типы проектов, этапы работы над проектом, практические рекомендации

город: Сосновый Бор, Ленинградская обл.

ИЯ как учебный предмет обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Основной целью обучения ИЯ является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика

Обоснованием применения проектной методики как педагогической технологии можно считать то, что:

  • в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс;
  • это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает усвоение учебного материала через интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и через активные способы действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, анализ, синтез) направлена на реализацию личностно ориентированного и системно-деятельностного подхода.

Применение проектной методики особенно актуально при переходе на ФГОС и формировании универсальных учебных действий (УУД) учащихся общеобразовательной школы.

Если в процессе овладения ИЯ применять проектную методику, то ожидаемым результатом этого процесса может быть:

  • формирование и развитие внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ИЯ;
  • повышение мыслительной активности учащихся и приобретение навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширение сферы иноязычного общения;
  • языковое и речевое развитие учащихся, совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции в целом;
  • развитие индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствование первичной и вторичной языковой личности;

Технология использования проектной методики в обучении иностранным языкам

Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам

ИЯ является деятельностным учебным предметом, который обладает образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом, создающим прочную основу для формирования интеллигентного человека.

Рассмотрим характерные особенности обучения ИЯ на среднем этапе школьного обучения (5–6 классы):

1) более активное взаимодействие всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования, письма);
2) использование аутентичных, проблемных публицистических и художественных текстов в качестве источников информации, затрагивающих актуальные темы современности;
3) большая инициативность и спонтанность речи учащихся, в которой могут затрагиваться нестандартные ситуации общения;
4) основные виды диалогической речи — беседа, групповое обсуждение предложенной проблемы, преобладание диалога — обмена мнениями;
5) построение развернутых собственных высказываний на основе текста с достаточной аргументацией по поводу прочитанного или услышанного.

Таким образом, основной целью обучения ИЯ на среднем этапе является совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, являющееся главным условием осуществления межкультурной коммуникации в целом.

Каким же образом проектная методика может быть использована в преподавании ИЯ на средней ступени обучения?

Объектом изучения ИЯ является иноязычная речевая деятельность как важнейшее средство межкультурного взаимодействия в целом.

Проектная методика как современная педагогическая технология обеспечивает успешное формирование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а, следовательно, и развитие вторичной языковой личности .

Обозначим существенные методические выводы, лежащие в основе проектного обучения как современной педагогической технологии на этапе творческого применения языкового материала.

  1. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также языковую компетенцию на уровне, определенном программой, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.
  2. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формировании и формулировании этих мыслей.
  3. Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления искусного владения определенными языковыми средствами.

Признаками проектной методики как новой личностно ориентированной технологии являются:

  1. Наличие концептуальной идеи автора — личностно деятельностный подход к обучению ИЯ.
  2. Точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения.
  3. Нацеленность на создание конкретного речевого продукта (диалог, монолог и т.д.), воплощенных в видах и формах учебной и внеучебной деятельности (коллаж, комикс, сценарий, дневник, стенгазета).
  4. Связь идеи проекта с реальной жизнью: наличие связей между теорией и практикой.
  5. Самоорганизация и ответственность участников проекта. Консультационно-координирующий характер деятельности учителя.
  6. Обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебной), которая является главным условием развития межкультурной коммуникации в целом. Данная технология предусматривает временную и структурную завершенность проекта, а именно наличие четкого алгоритма выполнения последовательных действий.

Анализируя вышесказанное, определим основные принципы использования проектного обучения ИЯ.

1. Принцип коммуникативности
Данный принцип обусловливает всю учебно-познавательную деятельность учащихся в процессе осуществления проекта, предполагая целенаправленный, мотивированный характер их речевой деятельности, наличие определенных взаимоотношений между участниками проекта, практическую ориентацию каждого занятия.

Личностно значимое, мотивированное речевое высказывание учащегося в проектной деятельности является главным условием, которое служит наилучшей предпосылкой формирования речевой деятельности говорения.

Выделяют следующие принципы коммуникативного подхода в рамках проектной методики обучения ИЯ:

В процессе проектного обучения учащиеся:

  • включаются в познание окружающего мира и выполняют проблемные задания, развивающие самосознание, мышление;
  • принимают активное участие в формировании ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; ищут пути их решения, выбирают оптимальное решение при наличии альтернативы, осуществляют и аргументируют выбор; предусматривают последствия выбора, действуют самостоятельно: сравнивают полученное с требуемым; корректируют деятельность с учетом промежуточных результатов; объективно оценивают результат проектной работы и результат проектирования;
  • имеют возможность выражать свои собственные мнения, чувства, поделиться опытом. Tom Hutchinson при этом утверждал: “Project work is very personal. There is nothing simulated about the project. The students are writing about their own lives: their house, their family, their own town, their dreams and fantasies, their own research into topic that interest them. Язык, по утверждению Т.Хатчинсона, должен быть средством общения, и проектная работа раскрывает учащимся большие возможности для пользования языком с целью его совершенствования. Довольно-таки «чужая» информация, например о “Janet and John’s family”, “Mr. Smith’s house” не способствует развитию коммуникативной компетенции в должной степени;
  • работают совместно (в группах, командах). Работа в коллективе и присутствующий при этом «дух соревнования» значительно повышают мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу.

Следовательно, в процессе активной мыслительной иноязычной речевой деятельности при проектной работе возникают различного рода связи между иностранным языком и собственным миром учащегося, что способствует развитию коммуникативной компетенции.

2. Принцип ситуативной обусловленности
Учащиеся принимают активное участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации. В процессе проекта организуется совместная работа учащихся на личностно значимые темы: “ How to be Healthy” “Our School of Tomorrow”, “My Dream family” и т. д.

3. Принцип проблемности
Данный принцип предусматривает выполнение проекта как решение коммуникативно-познавательных задач различного уровня сложности.

В основе любого проекта лежит проблема, требующая определенных языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющая определенную практическую и теоретическую познавательную значимость. Например:

  1. Система школьного образования в России и других странах.
    (Проблема: можно ли построить школу будущего, взяв все положительное, что есть в школьном образовании России и других стран? Какой вы ее (школу) представляете?).
  2. Моя семья.
    (Проблема: как черты характера одного влияют на личность других членов семьи; на чем основываются взаимоотношения в семье; хобби и увлечения одного могут ли стать интересом для всей семьи.)

Необходимо отметить, что успешное решение личностно значимой проблемы предполагает интеграцию знаний из других областей. Так, после изучения темы «Образование» (“Education”) учащимся предлагается составить проект “The schools of tomorrow” «Школы будущего», взяв все положительное, что есть в школьном образовании России и других стран. При этом учащиеся, работая над проектом, воспроизводят в памяти знания из различных областей, полученные на уроках иностранного языка, а также истории, географии и др., что способствует актуализации пройденного материала. С другой стороны, поиск решения практических задач актуализирует необходимость добывания новых знаний, познавательную деятельность учащихся.

Таким образом, в основе творческого решения проблемы, как ведущей составляющей проектного обучения, лежит не только знание ИЯ, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых для решения этой проблемы. Процесс интеграции при проектном обучении ИЯ помогает учащимся осознать роль языковых знаний, которые становятся основным средством при успешном овладении иноязычной речевой деятельностью, помогают овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии и смело вступать в межкультурную коммуникацию.

4. Принцип соизучения языка и культуры
Данный принцип предполагает создание диалога культур в процессе иноязычной речевой деятельности учащихся.

Рассмотрим схему:

5. Принцип автономности

Проектная работа устраняет зависимость ученика от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.

При этом уровень автономии, самостоятельности в процессе изучения иностранных языков рассматривается как обязательный критерий уровня владения изучаемым языком.

Учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи иноязычной речевой деятельности, отбирают необходимый материал, пользуясь разнообразными источниками информации, планируют содержание иноязычной речевой деятельности и осуществляют ее, добиваясь искомого результата.

Выделяются следующие интеллектуальные, творческие, коммуникативные умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:

  • интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами);
  • творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения);
  • коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).

Технология проектного обучения иностранному языку

При описании методики использования проектного обучения ИЯ необходимо рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности.

Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении ИЯ являются:

  • наличие личностно значимой в исследовательском, творческом плане проблемы исследования: организация путешествий в разные страны; проблема семьи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями, проблема сохранения здоровья и т. п.;
  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск агитационной брошюры, создание мультимедийной презентации; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т. д.);
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
  • использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
    • выдвижение гипотезы их решения;
    • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
    • обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т. д.);
    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    • выводы, выдвижение новых проблем исследования/

Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.

Рассмотрим таблицу этапов проектирования (табл. 1).

Таблица 1. Этапы проектирования

Этапы Содержание
работы
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Этап мотивации и целеполагания а) определение темы;
б) выявление одной или нескольких проблем;
в) уточнение целей конечного результата;
г) выбор рабочих групп.
Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта.
Наблюдает.
Этап планирования а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез;
б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа;
в) постановка задач и выбор критериев оценки
результатов;
г) распределение ролей в команде.
Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.
Этап принятия решений а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»);
б) выбор оптимального варианта;
в) определение способа представления результата;
г) сбор информации — интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации. Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит.
2. ОСНОВНОЙ
Этап выполнения проекта Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу.
Выполнение проекта.
Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект. Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Этап защиты проекта а) подготовка и оформление доклада;
б) обоснование процесса проектирования;
в) объяснение полученных результатов;
г) коллективная защита проекта.
Защищают проект. Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника.
Этап проверки и оценки результатов а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);
б) анализ достижения поставленной цели;
в) оценка результатов, выявление новых проблем;
Коллективный самоанализ проекта и самооценка. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Современный подход к вопросу классификации проектов прежде всего определяется рядом общедидактических принципов.

Рассмотрим таблицу классификации современных проектов (табл. 2).

Таблица 2. Классификация современных проектов

Общедидактический принцип Типы проектов Краткая характеристика
Доминирующий в проекте метод или вид деятельности. Исследовательский Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования.
Творческий Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату.
Ролево-игровой Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы.
Информационный (ознакомительно-ориентировочный) Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация.
Предметно-
ориентировочный
Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них.
Предметно-содержательная область Монопроект Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой). Требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести.
Межпредметный Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций.
Характер координации проекта С открытой координацией (непосредственный) Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта.
Со скрытой координацией (теле-
коммуникационный проект)
Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур.
Характер контактов Внутренний
(региональный)
Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны.
Международный Предполагает участие школьников из разных стран.
Количество участников проекта Личностный Проводится индивидуально, между двумя партнерами.
Парный Проводится между парами участников.
Групповой Проводится между группами.
Продолжительность проведения Краткосрочный Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы.
Средней
продолжительности
(1–2 мес.)
Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему.
Долгосрочный
(до года)
Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых.

Методическое обоснование технологии использования проектной методики в системе учебных занятий по сквозной теме “School”

Теоретические основы разработки проекта системы учебных и внеучебных занятий по сквозной теме “Our School of Tomorrow”

В результате исследования проблемы использования проектной методики был разработан и апробирован проект по теме “School”, проводимый в 5 классах.

Тема проекта: “Our School of Tomorrow”

Тип проекта: информационный с элементами исследовательской и творческой деятельности; монопроект с открытой координацией; внутренний, групповой, средней продолжительности.

В основе проекта “Our School of Tomorrow” лежит исследовательская работа пятиклассников и выявление основных проблем нравственного и социального характера, связанных с мотивированием познавательной активности школьников и становлением школы как центра нравственного и духовного воспитания социума.

Цель проекта: проверить эффективность проектной методики в процессе обучения ИЯ.

Доказать, что:

  • проектная деятельность обеспечивает повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
  • проектная деятельность обеспечивает повышение уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному владению иностранным языком;
  • проектная деятельность способствует повышению уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива, а также их общему интеллектуальному развитию.

Цель потребовала решения следующих задач:

  1. Обогатить, расширить языковые и речевые знания учащихся по теме “School”, систематизировать и закрепить ранее пройденный материал по теме, совершенствовать развитие иноязычной речевой компетенции и межкультурной коммуникации в целом.
  2. Повысить уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.
  3. Познакомить учащихся с методами групповой работы, методами проведения исследований, направленных на решение определенной проблемы.
  4. Развивать сплоченность коллектива, ответственное критическое мышление, воображение, смекалку в процессе иноязычной ролево-игровой деятельности.
  5. Вовлечь учащихся данного проекта в дальнейшую исследовательскую деятельность по решению новых проблем, связанных с реальной жизнью и внутренним миром пятиклассников.

Направленность проекта: познавательная.

Продолжительность проведения: до 2-х месяцев

Возраст: 5 кл. (11–12 лет).

Место проведения: СОШ № 6 г. Сосновый Бор Ленинградской области

Оборудование и оформление: информационные материалы, лексико-грамматический минимум, иллюстрационный материал, доступ в систему Интернет, использование ИКТ, мультимедийная презентация.

Модель проектного занятия: Занятия основаны на пройденном материале по темам “School Time-table”, “Favourite Subjects”, “Pupils and Teachers”, “School and Health” и другие, нацелены на расширение и обогащение языковых и речевых знаний учащихся по этим темам с помощью использования дополнительной литературы, на развитие лингвистической и коммуникативной компетенции в целом.

Содержание и реализация проекта системы учебных и внеучебных занятий по сквозной теме “Our School of Tomorrow”

Проект “Our School of Tomorrow” состоит из трех этапов: подготовительного, основного, заключительного, организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку.

Каждое из занятий (Activity) планируется по следующей схеме:

  1. Введение (Introduction);
  2. Основные задачи занятия (Objectives);
  3. Необходимая информация (Materials);
  4. Пошаговое описание действий (Procedures);
  5. Факультативные задачи (Extensions).

Activity 1. ( Подготовительный этап).

Introduction.

Занятие начинается с краткого введения учителя: учитель знакомит учащихся с основными особенностями проектной деятельности, определяет тему проекта — “Our School of Tomorrow”.

Objectives:

  1. Сформулировать проблему исследования.
  2. Выдвинуть гипотезы и определить направления поиска информации по работе с гипотезами.
  3. Организовать группы учащихся, определить роли каждого члена группы.

Procedures:

Учитель представляет ряд ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Учащимся предлагается поразмышлять над следующими высказываниями:

  • School is made and destroyed by a man.
  • To be wealthy means to be rich.
  • Our School is our Home!

Materials:

  1. Учитель указывает на изученный материал по темам: “School Time-table”, “Favourite Subjects”, “Pupils and Teachers”, “School and Health”.
  2. Учитель указывает на высказывание “Our School is our Home!” Задает вопрос: “Should we care about our school? Why? What can happen to our school if we don’t think about our future? What can happen to us?”

В ходе рассуждений учащиеся сами логически подходят к обозначению проблем и выдвижению гипотез для их успешного решения. Учитель при этом играет роль консультанта-координатора.

Учащиеся: “If we take care of our education today , we will be able to live tomorrow”. “If we take care of our school, we will be able to live tomorrow”. “If we take care of the health and the up-bringing of our kids, we will be able to build our tomorrow life”.

Extensions:

Далее учитель вместе с учащимися определяют направления поиска по работе с гипотезами:

  • исследовать современные способы и приемы обучения, наметить пути повышения качества обучения в школе;
  • найти способы пропаганды качественного образования не только для своего окружения, но и для учащихся всей школы;
  • исследовать причинно-следственные связи школьных проблем, связанных с отношениями учителя и ученика.

Первый этап заканчивается выбором рабочих групп и распределением ролей в командах.

Activity 2. (Основной этап).

Introduction:

На данном этапе происходит актуализация уже известного языкового материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми лексическими единицами.

Objectives:

  1. Организовать работу в малых группах по сбору необходимой информации, анализу и синтезу идей.
  2. Обсудить методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
  3. Определить формы и способы представления результатов проектов.

Procedures:

С целью систематизации и закрепления основной лексики по выбранной теме учащимся предлагаются различные виды речевых упражнений:

  1. Учитель определяет для учащихся источники опорных слов и выражений, определяет схему подбора лексических единиц.
  2. Учитель демонстрирует учащимся фотоиллюстрации по данной тематике. Проводит игру “Competition Game”: учащиеся работают по группам, каждая группа по очереди озвучивает то, что изображено на иллюстрациях, используя необходимые слова и выражения из активного вокабуляра.

Выполнение данных упражнений способствует активизации учащихся в малых группах, подводит к сбору необходимой информации, анализу и синтезу идей.

В конце данного этапа учащиеся определяют форму и способ представления результатов проекта (интервью, реклама, агитационная брошюра, мультимедийная презентация, устный доклад), а также обсуждают методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью, опрос, наблюдение, эксперимент и т. д.

Учащимся предлагается следующая схема для организации языкового материала:

Materials:

School life Advantages Disadvantages Measures, decisions

Extensions: Учащимся предлагается самостоятельно отыскать дополнительный материал по данной проблеме в соответствии с определенной тематикой и ролью.

С целью проверки принятых гипотез учащиеся проводят беседы, опросы, интервьюирование учителей, родителей, своих одноклассников и школьных товарищей.

В процессе проектирования учителем постоянно осуществляется отслеживание деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом.

Activity 3. (Заключительный этап).

Introduction: Вводное слово учителя: Учитель приветствует всех учащихся, формирует цели урока.

Objectives:

  1. Завершить отбор информации и ее обсуждение в группах, составить сценарий защиты проекта.
  2. Оформить проектную работу (конечный результат в виде агитационных листов или мультимедийной презентации)
  3. Защитить проект, проанализировать результаты проектной деятельности.

Procedures:

1. Подготовка.

Учитель предоставляет время учащимся для завершения проектной работы, ее оформления и подготовки к защите (презентации) результатов. Наблюдает, координирует деятельность учащихся.

2. Защита проекта

I. Группа: “School Time-table”.
Учащиеся данной группы провели большую исследовательскую и творческую работу по данной проблеме. Каждый участник имел возможность высказаться в соответствии со своей ролью. Итогом ее работы был проект школьного расписания
II. Группа: “Favourite Subjects”. Итогом ее работы была мультимедийная презентация, сопровождаемая устным комментарием участников группы. Во время защиты учащиеся задают своим одноклассникам различные вопросы.
III. Группа: “School and Health”. Итогом ее работы была мультимедийная презентация, сопровождаемая устным комментарием участников группы. Во время защиты учащиеся задают своим одноклассникам различные вопросы.

3. Оценка результатов

Во время защиты проектов была проведена оценка результатов как самими учащимися, так и учителем.

Работу по использованию проектной методики возможно начать уже на начальном этапе обучения: 3–4 классы. Вводится понятие «проект», идет ознакомление с видами и типами проектов, проводятся пробные работы по разработке и оформлению мультимедийных презентаций результатов работы по проектной методике.

В результате проведенной работы по проблеме использования проектной методики в системе учебных занятий можно сделать следующий вывод:

1. Проектная методика является новой педагогической технологией обучения и представляет собой неотъемлемую часть организации учебной деятельности по ФГОС.

В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме был сделан вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования:

  • сделать преподавание более проблемно-ориентированным;
  • шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);
  • стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения ;
  • усилить степень автономии учащихся;
  • пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке;
  • способствует решению методической проблемы школы, направленной на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.

2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся иностранному языку, что обусловлено ее характерными особенностями:

а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеют место субъектно-субъектные отношения с доминирующей консультационно-координирующей функцией учителя;
б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно деятельностного подхода в процессе иноязычной речевой деятельности. Деятельностный компонент реализуется при этом двояко. С одной стороны, в проектной работе соблюдается взаимосвязь теории и практики, т.е. учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта (стенгазета, юмористический фотоколлаж, запись интервью, журнал, дневник) применяют определенные научные знания, собственный опыт и наиболее полно осознают их функционирование при решении различных проблем, что влечет за собой поиск все новых и новых знаний, открытие новых источников информации. С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в активную мыслительную деятельность. Коммуникативно-познавательная потребность ученика при личностно ориентированном обучении становится внутренним мотивом его речевой деятельности, при этом язык выступает в своей главной функции — формирования и формулирования мыслей.

Проектная методика основана на личностно деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности, развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом.

Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.