«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Пятница 30 января 2015

После ознакомления с основными способами запоминания иностранных слов, проанализировав, какие каналы восприятия больше работают в том или ином методе, я соотнесла методы запоминания с типами личности и дала советы, как легче учить слова.

настроение: находчивое

ключевые слова: повышение успеваемости, словарный запас, визуалы, аудиалы, кинестетики

город: Новочебоксарск, Чувашская республика

Я работаю в школе с углублённым изучением иностранных языков, где дети учат английский язык со второго класса. Однако успеваемость в нашей школе невысокая. Я решила посмотреть, почему так происходит, изучив успеваемость одной из групп 7 класса, где я преподаю. Из 14 человек группы только двое имеют «пять». Четыре человека имеют «три». Что детям дается труднее всего, и как добиться успеха? В ходе обсуждения выяснилось, что труднее всего пополнять и расширять словарный запас для выражения своих мыслей. Как же научить быстро и, главное, эффективно запоминать новые слова на английском?

Школьное обучение — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Однако процесс восприятия и переработки информации у людей различается. В зависимости от особенностей восприятия Джон Гриндер и Джудит Делозье разделили людей на три категории: визуалы, аудиалы и кинестетики[2].

Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Это те, кто видит мир через призму «картинок».

Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Это такие личности, которые слушают мир вокруг себя! Изучать языки легче всего аудиалам.

Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. Знание своих особенностей поможет более эффективно учить иностранные языки.

Ознакомившись с литературой и материалами на сайтах[3][4][5] в Интернете, я обнаружила, что способов запоминания иностранной лексики довольно много, выбрала только наиболее популярные и простые, которые подходят для школьников.

Давайте рассмотрим наиболее популярные методы. Способ «попугай» годится, если вы имеете возможность общаться с носителями английского языка. Все очень просто: когда ваш собеседник употребит незнакомое вам слово, и вы либо догадаетесь, что оно означает, либо переспросите его, постарайтесь в ближайшие несколько минут употребить это слово сами.

Для освоения правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов используются рифмовки, короткие стихи, пословицы.

Сказал волчице серый волк:
«I want to go for a walk».
«Нельзя гулять, — кричит волчица, —
Ты должен день и ночь трудиться!»
С тех пор и воет серый волк:
«I want to go for a walk.»

Аудиолингвистический метод включает в себя прослушивание аудиозаписей и просмотр фильмов на английском. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском.

Прослушивание аудиозаписей хорошо тем, что таким образом язык можно учить практически в любое время, например, по дороге на работу, на утренней пробежке и т. д.

Если прослушивать аудиозаписи во время движения, то этот метод могут использовать также кинестетики.

Для табличного метода на листе или в тетради выпишите в столбик 20–25 новых слов.

Прочитайте весь список построчно от начала до конца два раза.

Сделайте перерыв на 10 минут

Затем, закрыв левый столбик, постарайтесь по переводу восстановить, вслух звучание и представить написание иностранного слова.

Метод стикеров особенно эффективен для начинающих. У них словарный запас еще очень мал и можно его существенно расширить, изучив названия самых простых вещей у себя дома: от ящика стола до ванной комнаты. Ко всем предметам, каким только возможно, прикрепляете бумажки со словами, обозначающими их на изучаемом языке.

Внушительный процент новых слов может осесть в пассивном словарном запасе после простой пробежки по словарю.

Чтобы запомнить лексику, нужно не зубрить список, а писать тексты. Зубрить — бессмысленно и бесполезно. Слова нужно видеть в контексте, без контекста вы все равно не научитесь их правильно употреблять. Берете десять новых слов, выписываете их на листочек, и составляете с ними связный рассказ на английском языке. Помогает не только запомнить новые слова, но и перебросить старые из пассивного словарного запаса — в активный.

Метод звуковых ассоциаций еще называют методом Аткинсона. Суть метода заключается в подборе к звучанию иностранного слова созвучных (т.е. похоже звучащих слов) из родного языка. Затем следует составить короткое (желательно из двух слов), не лишенное смысла предложение, в котором задействован перевод и звучание иностранного слова. Поясню сказанное на примере.

Возьмем английский глагол push — толкать. На русском языке звучание этого слова можно выразить так: ПУШ. В русском языке такого слова нет, поэтому подбираем наиболее близкое слово — ПУШКА. Соответственно получаем такое предложение: Толкать пушку.

Вначале я решила выяснить, к какому типу людей принадлежат ученики группы 7 класса. Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух или на ощупь. Для этого они выполнили тест[6] на определение типа восприятия: аудиал, визуал, кинестетик.

Отвечайте на вопросы «согласен» или «не согласен».

Выпишите в столбик номера вопросов, на которые вы ответили положительно.

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4. Обожаю ходить в сауну.
5. В автомашине — для меня важен цвет.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.
9. Люблю принимать массаж.
10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя костюм в витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо.
13. Когда слышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Часто читаю во время еды.
15. Очень часто разговариваю по телефону.
16. Склонен к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После неудачного дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю сам с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.
27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель — это для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобные туфли.
31. Очень люблю ходить в кино.
32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонту.
34. Умею слушать собеседника.
35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая стереоаппаратура.
38. Когда слышу музыку, отбиваю такт нотой.
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядка.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия — это захватывающее дело.
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

Теперь подсчитайте, в какой из следующих строк больше совпадений с вашим числовым рядом:

Тип А (Визуал): 1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45

Тип В (Кинестетик): 3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47

Тип С (Аудиал): 2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46

В результате теста выяснилось, что в группе по изучению английского языка: 6 человек — визуалы, 4 человека — аудиалы, 4 человека — кинестетики. В группе преобладают визуалы. После ознакомления с основными способами запоминания иностранных слов, проанализировав, какие каналы восприятия больше работают в том или ином методе, я соотнесла их с типами личности.

Визуалам лучше полагаться на зрительные ощущения, лучше обучаться через наглядные пособия (книги, видео, графики, фотографии), им подойдут традиционные методы запоминания слов: табличный метод, метод стикеров и метод работы со словарем. Мы пользуемся ими с первых уроков по иностранному языку.

Изучение иностранного языка легче всего дается аудиалам, так как их сильные стороны — слушать и говорить. Им можно пользоваться аудиолингвистическим методом, методом «Попугай», а также использовать рифмовки, стихи и пословицы. Если вы аудиал, то изучая материал, произносите для себя вслух важные вещи, выводы. Если вы читаете книгу или текст на иностранном языке, лучше всего читать ее вслух.

Труднее всех учить иностранный язык кинестетикам, о чем говорит их низкая успеваемость. Заучивая какой-то материал, им лучше больше двигаться, расхаживать по комнате, при этом повторяя то, что нужно запомнить. Им я предложила методы составления рассказа и звуковых ассоциаций, в которых задействованы разные органы чувств. В этих методах можно закрыть глаза и в воздухе (или на какой-то поверхности) записать информацию. Мысленно стараться увидеть и услышать то, что записано. Они также могут использовать аудиолингвистический метод, надевать наушники на утреннюю пробежку.

Ученики попробовали подходящие им методы и выбрали наиболее эффективный для них метод. И вот результаты проведённого опроса:

Визуалы: Метод стикеров — 3 чел. Табличный метод — 3 чел.

Кинестетики: Ассоциации — 2 чел. Составление рассказа — 2 чел.

Аудиалы: Аудиолингвистический метод — 4 чел.

После того, как учащиеся выбрали свой способ, прошло две четверти. В результате регулярного использования выбранных способов запоминания результаты у большинства улучшились. В группе теперь три человека имеют «5» и нет троечников.

Конечно, этот способ нельзя назвать панацеей от всех бед, возможно, в улучшении успеваемости сказалось и повышение мотивации, так как ребята знали, что мы стараемся улучшить оценки. Возможно, они начали усерднее делать домашние задания. Но то, что к заучиванию новых слов они стали подходить по-новому, — это факт. Использование новых интересных методов, воспринималось ими как игра, что помогало легче пополнять словарный запас. Самый лучший способ учить английские слова — это учить их с удовольствием!

[links&resources]

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1995/
[2] Джон Гриндер, Джудит Делозье. Черепахи до самого низа. Предпосылки личной гениальности
[3] Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. — Д.; Сталкер, 2003.
[4]
С.А. Гарибян. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Изд-во Цицеро, 1992.
[5]
Авшарян Г.Э. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008.
[6]
С. Ефремцева. Тест на определение типа личности.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.