«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
В ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ФОРМАТА ГИА И ЕГЭ

Пятница 13 Февраль 2015


Наши школьные учебники содержат недостаточное количество упражнений для развития лексико-грамматических навыков, которые необходимы при к выполнении части «Лексика и грамматика» в формате ГИА и ЕГЭ. В связи с этим возникла необходимость разработать тренировочные задания разного типа по лексике и грамматике, которые помогут сформировать и развить необходимые навыки. Эти упражнения можно использовать при подготовке к выполнению части «Лексика и грамматика» в формате ГИА и ЕГЭ и в процессе обучения в средней и старшей школе.

 
настроение: творческое

ключевые слова: подготовка к выполнению задания, лексика и грамматика, стратегия выполнения заданий, способы словообразования, три уровня сложности заданий, технология обучения навыкам

город: Кирово-Чепецк, Кировская обл.

e-mail: ekaterinamusikhina@mail.ru

С 2003 года выпускники российских школ сдают ЕГЭ по английскому языку. Ученики нашей гимназии сдают этот экзамен в основном успешно. Но десятилетний опыт работы по подготовке к ЕГЭ показывает, что хуже всего ученики справляются с частью «Лексика и грамматика». Меня заинтересовала эта проблема, и я решила проанализировать причины и найти решение.

Просмотрев учебные пособия FCE, Upstream, Spotlight, Starlight, я обнаружила, что упражнений на словообразование в них недостаточно для формирования навыков. Кроме того, нет объяснений, как происходит словообразование в английском языке, мало сводных словообразовательных таблиц, полезных для повторения и обобщения. Так возникла необходимость найти таблицы по словообразованию, составить  и подобрать упражнения от простых до сложных и типовых заданий в ГИА и ЕГЭ.

В нашей работе мы рассмотрим способы словообразования в английском языке и предложим методику подготовки к заданиям по словообразованию (В11–В16).

Вот некоторые из таблиц, собранные автором.

1. Образование  существительных  с помощью суффиксов

От основы глагола

Суффиксы Исходное слово Производное существительное
-er/or Teach, work, mix Teacher, worker, runner, player, mixer
-er/ee employ Employer, employee
-ation, -ition Invite, revolt Invitation, revolution
-ing Build, dance, swim Building, dancing, swimming
-ment Agree, develop Agreement, development
-ion, -tion,
-sion
Discuss, produce Discussion, production
-ent, -ant Assist, study Assistant, student
-ence, -ance Perform, depend Performance, dependence

От основы существительного

Суффиксы Исходное слово Производное существительное
-ist Science, tour Scientist, tourist
-an, -ian Republic, America Republican, American
-ation, -ition Invite, revolt Invitation, revolution
-ing Build, dance, swim Building, dancing, swimming
-ment Agree, develop Agreement, development
-ship friend Friendship, partnership
-hood brother Brotherhood, childhood, motherhood
-ese China, Japan Chinese, Japanese
-ess Actor, lion Actress, lioness

От основы прилагательного или наречия

Суффиксы Исходное слово Производное существительное
-ness Happy, midly Happiness, mildliness
-ty, -ity Certain, safe, secure Certainty, safety, security

2. Образование прилагательных с помощью суффиксов

От основы существительного

Суффиксы Исходное слово Производное прилагательное
-ful beauty beautiful
-less water waterless
-able comfort comfortable
-al form formal
-ic history historic
-y Mud, rain Muddy, rainy

От основы глагола

Суффиксы Исходное слово Производное прилагательное
-ive Act, effect Active, effective
-ant observe observant
-ible access accessible
-able drink drinkable
-ent persist persistent
-ing excite exciting

Составные прилагательные

Существительное + прилагательное Snow-white
Прилагательное + прилагательное Dark-blue
Наречие +причастие Well-built
Прилагательное + существительное (+ суффикс) Barefooted, bareheaded, black-haired, middle-aged

3. Образование слов с помощью приставок

Отрицательные приставки

Приставка Значение, особенности Производное прилагательное
Un- Наиболее употребительная Unable, untidy, unpleasant, unfriendly
Im- Перед буквами m, p Impossible, immoral, impatient, important
Il- Перед буквой l Illiterate, illegal
Ir- Перед буквой r Irritated, irresponsible, irrational
In- очень редко Inactive, inaccurate, invisible
Dis- лишение Disable, disappointed
Non- лишение Non-profitable
Mis- лишение mistaken

Другие приставки

Приставка Значение Производное слово
Re- повтор Replay, repeat, remake
Pre- до Pre-war, precaution
Post- после Post-war
ex- бывший Ex-wife, ex-president
En- Глаголы от существительных Endanger, enchain
Over- Сверх меры Overcharge, overweight
Under- недостаточно Underpay, underestimate
sub- под Submarine, subdue

4. Использование латинских  и греческих приставок и суффиксов для словообразования

Некоторые латинские и греческие приставки дают нам слова с числами:

Приставка Значение Пример
mono- , uni- один, единственный monopoly, unison
bi-, di-, duo- два, дважды bilingual, diagonal, duet
tri- три triangle
quad-, tetra- четыре quadruped, tetrameter
quin- пять quintuplet
hexa-, sex- шесть hexagon, sextet
sept- семь septennial
oct-, octa-, octo- восемь octave, octopus
nona- девять nonagenarian
dec-, deci- десять decimal
cent-, hec- , hecta- сто century, hectare
kilo- , mil- тысяча kilometre, millimetre
giga- биллион gigawatt

Другие латинские и греческие приставки обозначают количество, размер или градацию:

Приставка Значение Пример
micro-, mini- маленький microscope, miniature
maxi-, mega- большой, огромный maximum, megalomaniac
hyper-, super- сверх, превыше hyperbole, superhuman
sub- под, меньше submarine
ultra- за, по ту сторону ultrasound, ultraviolet

 

Приставка Значение Пример
ad-, pro- к, по направлению к advance, proceed
retro- назад retrospect, retro-rocket
intra- внутри intravenous
inter- между, среди international, intermingle
extra- снаружи extraterrestrial
equi-,
iso-
одинаковый, равный equilibrium,
isobar
auto- сам, без посторонней помощи autobiography
homo- такой же homonym,
homosexual
hetero- различный, другой heterodox,
heterosexual
dia-,
per-,
trans-
через, сквозь diameter,
percolate,
transport
pan- все panorama
para- рядом, бок о бок parallel,
para-medical
cata- вниз, прочь catacomb
ante-,
pre-
прежде antenatal,
premeditated
post- после posthumous
tele-, telos- далеко telescope

Следующие латинские и греческие приставки обозначают специфические области человеческой деятельности. Из некоторых примеров видно, что два этих языка до сих пор остаются источниками образования новых понятий в науке, медицине и технологии:

Приставка Значение Пример
аеrо- воздух aerodynamic, aerosol
anthropo- человек anthropology
bio- жизнь biology, biography
eco- естественная среда ecology
electro- электричество electronics
fluor-, fluo- поток, течение fluorescent, fluoride
haemo-, hemo- кровь haemorrhage
neuro- нерв neurotic
optic-, opto- зрение optician
phil- любовь к philanthropy
proto- первый prototype
psycho- разум psychology
pyro- огонь pyrotechnics
socio- общество social
spectro- взгляд, образ spectrograph
techno- искусство, ремесло technical, technology
therm-, thermo- теплота, жара thermometer

Технология развития навыков словообразования

В настоящее время практически все учебные пособия по английскому языку для школы (например, линия учебных пособий с 3-часовой программой ”Spotlight”,  линия учебных пособий для школ с 6-часовой программой “Starlight”)  содержат  упражнения на словообразование. Но их мало, и к упражнениям нет комментариев по технологии выполнения данных заданий. Чаще всего формулировка заданий к упражнениям следующая: образуйте правильную форму слова (глагола) и заполните пропуски. А как это делать, как думать, ничего не сказано.

Нужна разработка целой системы подобных заданий и их включение в учебные пособия. Мы предлагаем следующую технологию обучения навыкам словообразования с целью подготовки к ЕГЭ.

  1. Учащимся должны быть предложены таблицы с суффиксами и приставками в английском языке.
  2. Необходимо обратить внимание на то, что определенные суффиксы используются для разных частей речи.
  3. Рассмотрев приставки, указать, что они имеют различные значения.
  4. Дать задание на распознавание частей речи (упр. 1, 2 в приложении).
  5. Рассмотреть группы однокоренных слов и вставить  их в пропуски в соответствии с требуемой частью речи (упр. 3, 4, 5).
  6. Образовать различные слова с помощью приставок, суффиксов, словосложением от основы и вставить в пропуски (упр. 1–11).
  7. Выполнить задания на словообразование в формате ЕГЭ (упр. 1–6)
  8. Далее можно переходить к выполнению заданий ЕГЭ.

При выполнении любых заданий на словообразование предлагается следующий путь решения:

  1. Прочитайте и переведите предложение.
  2. Подумайте, какое слово пропущено, какая часть речи. Это можно определить по месту в предложении, словам и предлогам, стоящим рядом.
  3. Если это существительное, то нужно вспомнить суффиксы существительных, единственное или множественное число.
  4. Если это прилагательное — соответствующие суффиксы, приставки, возможно, отрицательные.
  5. Если это наречие — суффиксы и приставки.
  6. Если это глагол — суффиксы глаголов, временные формы, окончания.
  7. Поставить образованное слово в пропуск и снова прочитать предложение.

Задания на образование разных частей речи с помощью приставки или суффикса

Упр. 1. К какой части речи принадлежат следующие слова ипо каким признакам это можно определить?

Sleepy, photographer, forgetful, argument, thankful, carelessness, classify, modernize, coolness, lifeless, tasteful, formality, speculate, payable, slowness, thoughtfully, federative, entrance, appearance.

Упр. 2. К какой части речи принадлежат следующие слова, и по каким признакам это можно определить?

Correctness, specialize, formality, speculate, monotonous, boyish, brilliance, mysterious, fasten, ceremonious, attendance, instructive, speechless, really, business, incorrect, unfruitful, illness, ninth, television, re-enter, unusual.

Упр. 3. Проанализируйте слова, данные «семьями», и подберите необходимое слово в пропуски.

include, including, included, inclusion, inclusive
1. We were seven … Dan and Patsy.
2. Everyone must follow these rules, you … .
3. Megan’s … in the project helped a lot.
4. Did you … the flight expenses?
5. Our seats are 2-7 … .

Упр. 4. Выберите нужную форму и заполните пропуски.

Travel — travelled, have travelled, will travel, traveler, travelling

  1. We like … to the southern countries.
  2. We … to the USA.
  3. Columbus is a famous … .
  4. Next summer we … to Bulgaria.

Perform, performing, performer, performance

  1. It was a wonderful … !
  2. I never saw Ann … in this play.
  3. The actors … a wonderful play.
  4. Mark is a brilliant … .

Adventure(s), adventurous

  1. We had many … in our trip to Moscow.
  2. He is a very … person.

Exciting, excitement, excited

  1. The film was very … .
  2. We are very … by our future trip.
  3. I got great … from this film.

Упр. 5.  Образуйте с помощью суффиксов и приставок нужные слова и вставьте в пропуски

  1. Strong —    1. I … recommend you to come.  2. He showed me his …3. I become … every day.
  2. Fortune — 1. I was … this day. 2. …, we missed the train.
  3. Attract — 1. She was a very … girl. 2. The place was dirty and …3. I like this popular … .
  4. Child —      1. I was unhappy in my … . 2. Many … play in the ground. 3. She was very … .
  5. Act  — 1. Reading is an …   3. Many … were taken to improve the situation. 4. She is a great … . 5. Children were … at the lesson. 6. She was lazy and … .
  6. Participate — 1. We are … of the competitions. 2. … in this concert made me famous.
  7. Athlete — 1. I like … .  2. He is very … strong.

Задания на образование разных частей речи (развитие навыков словообразования)

Упр. 1. Измените слово в скобках так, чтобы оно грамматически соответствовало предложению.

1. Herald Tribune has got a lot of (read).
2. Jim was (help), no one could help him.
3. Ron had a very (pleasant) talk with Mr. Willson, he looked very sad.
4. BBC and CNN work (professional).
5. Comics is a (fun) reading.
6. The flower smells (wonder).
7. I do grammar exercises (regular).
8. Columbus was a great (travel).

Упр. 2. Измените слово в скобках так, чтобы оно грамматически соответствовало предложению.

1.(Fortunate) he lost all his money.
2. I stay away from (cruelty) people.
3. I feel (depress) when I am very busy.
4. John is a drug (addiction). He has had this (addict) for several years.
5. Sandra has never felt such (humiliate).
6. What a (fail)! Evidently our team is losing the game.
7. What room (serve) can you offer?
8. It’s often said in newspapers that all people are (equality).
9. I’m talking (serious), stop laughing now!
10. What a wonderful (image) Jane has got! Her story is really beautiful and touching.
11. I’m sorry for (interrupt), but I must deliver this important information.
12. This program is really (entertain).
13. Did he (threat) you? — Oh, no. He just warned me.
14. It was an (forget) concert. The music was live, we enjoyed it a lot.

Упр. 3. Измените слово в скобках так, чтобы оно грамматически соответствовало предложению.

1. The kids played (cheer) in the yard.
2. It’s the first time I have been to London, I am a (strange) here.
3. He tried to (concentration), but in vain, the headache was splitting.
4. The Hermitage is a real (treasure) of Russian art.
5. The (quiet) of the house was very unusual, so they decided to enter. At the (enter) they were stopped by an old man.
6. It’s a strange (feel) as if I have been there before.
7. It’s a little (peace) village situated far from the city.
8. Matilda had never had the feeling of (lonely), how could she be lonely if she had lots of books around her.
9. I like Christmas (cheerful).
10. The baby was sleeping (peace) in his crib.
11. Amanda has never spoken a word of (wise), I have never seen such a stupid girl.

Упр. 4. Измените слово в скобках так, чтобы оно грамматически соответствовало предложению.

1. People have made a lot of (discover).
2. Ron is (skill), he can’t do anything.
3. Edwards is a famous (production).
4. Space (explorer) is very important for any country.
5. Americans were the first to (flight) to the Moon.
6. Mary has a very good (memorable), she can learn any poem in 5 minutes.
7. (whole), I understand the topic rather well.
8. (Create) of a spaceship is a very difficult process.
9. We had a very long (argue) about the terms of the experiment.
10. Alice has a deep (know) of Chemistry.
11. The tool was (use) for us, you needn’t have brought it.
12. How did you (achievement) such results?
13. Japan is a (lead) country in developing new technologies.

Задания на словообразование из разных вариантов ЕГЭ

Упр. 1. Прочитайте связный текст и измените слово в соответствии с контекстом.

Greener cars  for a greener future

Can you imagine the day when you won’t need to stop for fuel at petrol stations? Or how about 1 … in your own car?  Let’s see what Dr Stephen Green, director of Cars of the Future International says. “Well, our job is to design and test cars that don’t cause the environment 2 … . Scientists from all over the world work for the company. These cars don’t run on petrol. They use alternative sources of  3… such as solar power,  4 … or 5 …  gas. Of course, they can be very expensive, but we are not the 6… . Last year we presented the results of 7… of our solar car at the conference in Tokyo. We are going soon to start work on a flying car. No more traffic jams, can you imagine it?

1 FLY

2 POLLUTE

3 ENERGETIC

4 ELECTRICIAN

5 NATURE

6  BEGIN

7  TEST

Упр. 2. Прочитайте связный текст и измените слово в соответствии с контекстом.

Leo da Vinci

1____ you have already read The Da Vinci Code or seen the film. But who 2____ was Leonardo da Vinci? Well, he was born in 1452 in Italy. He is 3____ for his painting, the Mona Lisa. Da Vinci was also an 4 ____ who designed a helicopter and a submarine before they were invented. Leonardo thought that by 5_______ how each part of a machine worked, he could change them and then put them together in 6 _____ ways. In this way he could improve existing machines or create new ones. He drew his ideas so well that 500 years later his sketches were used for 7_____ perfect working models.

1 RPOBABLE

2 EXACT

3 FAME

4 INVENT

5 UNDERSTAND

6 DIFFER

7 MAKE

Упр. 3. Прочитайте связный текст и измените слово в соответствии с контекстом.

Packaging

Products in supermarkets are 1 ___ presented in plastic bags, boxes or trays. People use 2____packaging. But ask yourself what is more important-content or the wrapping?  Yes, we do need packaging. It preserves goods, protects them from damages and makes them look presentable for 3____. Most packaging is not 4____. It is dumped in landfills or burnt.  This results in more 5____. But supermarkets are now working to cut back — packages become smaller, so 6_____ use less energy to transport them.  All this got to do with you, consumer. Choose products that use minimum packaging, it can be 7 ____    You can use glass jars for storing things. 8_____   a lot of people in Europe started sorting rubbish, which reduces the number of landfills as the rubbish is taken to the 9____ factory  and a lot of new goods are produced of the recycled materials.

1 BEAUTIFUL

2 EXCESS

3 CONSUME

4 RECYCLE

5 POLLUTE

6 MANUFACTURE

7 REUSE

8 HOPEFUL

9 RECYCLE

[links&resources]

1. Каталог образовательных интернет-ресурсов. URL:  http://window.edu.ru/
2. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена. URL: http://ege.edu.ru/
3. Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы министерства, стандарты, информацию о проведении экзамена. URL: http://www.edu.ru
4. Словообразование в английском языке: суффиксы. URL: http://engood.ru/wordform/angliyskie-suffiksy
5. Уроки английского языка онлайн с «нуля» по темам бесплатно. URL: http://www.homeenglish.ru/uroki_online21.htm
6. Приставки и суффиксы в английском языке. URL: http://engblog.ru/prefixes-and-suffixes

 

12 Comments »

Елена:

Уважаемая Екатерина, спасибо за труд, изложенный в Вашей статье.
По себе знаю, сколько ни предложи, все мало. Сегодня некоторые дети настолько уверены в себе, что для них сдать ЕГЭ по английскому не значит серьезной подготовки, очень беспокоюсь за тех, кто выбрал. Может Ваш материал поможет мне их активироваться в подготовке. Еще раз спасибо.

13 Февраль 2015 | 16:19
Рената:

It;s really great! Thanks a lot!

13 Февраль 2015 | 17:02
Татьяня:

Спасибо за Ваш труд!!!

13 Февраль 2015 | 22:09
Екатерина МУСИХИНА:

Уважаемая Татьяна! Я очень рада, что мой материал Вам полезен.

16 Февраль 2015 | 10:02
Екатерина МУСИХИНА:

I am really glad to read your commentaries, I am glad that it can help you.

16 Февраль 2015 | 10:04
Екатерина МУСИХИНА:

Уважаемая Елена, спасибо Вам за то, что используете мой материал. Я, действительно, начала писать эту работу по просьбе детей. Когда мы готовились к ГИА еще в 8-м классе, у детей плохо получались задания на словообразование, не понимали они эти процессы со словами. И они попросили дать им еще какие-нибудь упражнения. Я составила немного. А потом и в нашей гимназии мы ежегодно обобщаем свой опыт, так и родилась эта статья.

16 Февраль 2015 | 10:07
Ольга ЧУРАКОВА:

WOW! What a useful article you gave us! I»ll defenetely take it to my classes!!! thanks a lot!

19 Февраль 2015 | 20:47
Ольга:

Спасибо! Очень вовремя. Обязательно применим на практике. Уже готовлюсь к дополнительному занятию.

27 Февраль 2015 | 22:40
svetlana:

Умница!

7 Март 2015 | 18:31
Tamara:

Огромное спасибо за Вашу работу.
Вы очень трудолюбивы и доброжелательны, судя по вашей работе.
Успехов Вам и удачи, а еще спасибо за любовь к английскому языкву

17 Март 2015 | 23:04
Ольга:

Уважаемая Екатерина! Благодарю Вас за ценный учебный материал и профессиональный опыт, которым Вы поделились на сайте! Искренне желаю Вам дальнейших успехов и толковых учеников!)

6 Декабрь 2016 | 23:12
Мария:

Спасибо большое!

25 Апрель 2018 | 21:07
Оставить комментарий

Комментарий

..