«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ОБУЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Понедельник 16 марта 2015


Письмо в жизни современного человека стало каждодневным занятием. Темп жизни и современные технологии меняют способы общения людей. В результате с коллегами, друзьями, даже с семьей мы все чаще встречаемся online. Расширились и границы общения. Процессы глобализации позволяют говорить со всем миром. Помочь детям легко адаптироваться к современной реальности — одна из задач современной школы. Необходимо научить детей грамотно писать как минимум на двух языках: руссом и английском — для успешного общения. Справляемся ли мы с этой задачей?

 
настроение: реализуемое

ключевые слова: академическое письмо, творческое письмо, Paragraph Format,
Compound Sentences, Linking words,
стиль и формат работы

город: Москва

e-mail: ann965@mail.ru

 
Обучение письму как одному из видов речевой деятельности является частью школьной программы. Отечественные методики имеют прекрасную базу и опыт обучения лексике и грамматике. Тем не менее очень часто учителя не уделяют должного внимания обучению творческому письму. Речь идет о работе, которую можно опубликовать или приобщить к портфолио. В зависимости от года обучения это может быть рассказ, отзыв или статья; заявление, отчет, конспект или проект.

Как правило, письменные работы пишут в конце модуля, темы или целого раздела. Этот вид работы можно назвать творческим проектом. Главное, найти время, качественно поработать и закончить написание сочинений с учащимися. К концу года у каждого ученика будет по 4–5 письменных работ, написанных самостоятельно, а не позаимствованных у других авторов в интернете.

Я рассматриваю академическое письмо как отдельный предмет, который нужно интегрировать в уроки иностранного языка, и как любой предмет, изучать его системно. Так, нельзя задавать учащимся домашнее задание написать сочинение, не объяснив, как это сделать. Например, задание написать сочинение на иностранном языке о любимом фильме, книге или о том, как они провели каникулы, без предварительного обсуждения часто ставит детей и их родителей в тупик. К сожалению, историй о таких заданиях можно услышать немало.

Обучение академическому письму нужно начинать с темы: «Цели письменных работ». Они бывают разные:

  • донести информацию;
  • убедить;
  • привлечь внимание;
  • изменить отношение;
  • проанализировать;
  • предложить решение;
  • доказать;
  • оценить.

От цели зависит выбор стиля и формата работы. Нужно говорить о стилях и разных видах письменных работ.

Далее необходимо научить, как писать абзацы, из которых состоит текст. Как ни странно, но часто учащиеся не знают, как организовать абзац. О том, что один абзац — это одна тема или идея, всем известно, а как его написать — нет. Поэтому нужно рассказать о структуре абзаца. В УМК “Spotlight” 11[1] в разделе Writing находим: As you remember, letters are divided into paragraphs. A paragraph is a group of sentences with one main idea. The main idea is often told in one sentence called the topic sentence. The rest of the sentences in the paragraph tell more about the main idea.

На одном из семинаров было предложено использовать интересное сравнение абзаца с «сэндвичем».

A paragraph is like a sandwich. The topic and the concluding sentences are the two pieces of “bread” enclosing the “meat”— the supporting sentence. Такое образное сравнение учащиеся запоминают лучше, чем правило, и успешно используют в своих работах.

Из собственного опыта могу утверждать, что теме сложноподчинённых предложений уделяется недостаточно времени. Этих знаний не хватает для написания качественных пояснений и аргументов. В работах учащихся часто встречаются фразы, начинающиеся со слов: “And или “But. Других альтернатив ученики не находят. Бывает так, что работа написана только простыми предложениями, что делает её примитивной. Другая крайность — предложение, состоящее из множества частей, когда логика высказывания теряется. Поэтому темы: Complex sentences, Clauses, Linking words должны изучаться качественно. Принцип преемственности, когда одна и та же тема повторяется каждый год с постепенным усложнением, необходимо соблюдать. Эти темы подробно изложены в любом современном учебнике по грамматике.

От предложения и абзаца переходим к организации текста Essay Organization or Planning an Essay. Написание плана работы обязательно. В зависимости от формата работы содержание частей текста и стиль будут отличаться, но структура имеет определенный порядок. Всегда есть вступление, главная часть и заключение, а абзацы между собой логически связаны.

Написание любой серьёзной работы следует начинать с черновика. Далее учитель правит работу и возвращает её на доработку. Можно предложить ученикам Peer Correction или проверку работы друга. Для этого предложите использовать анкеты, которые помогают ученику проследить за всеми элементами работы и самому лучше разобраться в теме. Только после проверки ученики пишут финальный вариант работы, который можно предложить прочитать широкой публике.

Обучение письму занимает очень много времени. Не у всех хватает терпения. Очень важно, чтобы тема работы была близка автору. Чтобы ученик писал о том, что происходит в его жизни, и на темы, которые его интересуют. Например, можно написать отчет о школьном мероприятии или статью о летнем лагере. Чтобы было интересно, можно организовать конкурс статей или собирать работы в сборник, отцифровывать и вести летопись класса, показывать их на родительских собраниях. Тогда ученики доведут работу до конца. В своей школе я провожу конкурсы-выставки письменных работ. На фотографиях можно посмотреть, как это выглядит.


Для тех преподавателей, кто заинтересовался темой письма, я советую обратить внимание на следующие темы:

1. Types of academic writing
2. Paragraph Format
3. Linking words
4. Complex Sentences
5. Narrative (Story)
6. Personal Letter
7. Description
8. Persuasive Argument
9. Comparison/Contrast Composition
10. Business Letter
11. How-to Report
12. Information Report
13. Research Report (Summary)

Я считаю, что аутентичные материалы должны быть на вооружении каждого учителя. Путем сравнения отечественных программ и опыта англоязычных преподавателей и методистов можно получить и использовать уникальные знания. Я лично подробно знакомлюсь с материалами по подготовке учеников к экзаменам GCSE и SAT. Именно в них можно найти подробное и доступное описание подготовки написания любых видов письменных работ. Моя любимая книжная полка в магазинаx Великобритании, например, Blackwell’s или White Smith. Это полка с учебными пособиями по разным предметам, не обязательно по английскому языку. Материалы пособий по любому предмету на английском языке очень интересны нашим ученикам. Сайты учебных пособий, образовательные сайты также предлагают широкий выбор материалов.

Всем известно, что самой трудной частью любого конкурса или экзамена является творческое письмо. Поэтому уделяйте больше времени обучению академическому письму. Как учителя, так и дети должны понимать, что научиться писать письмо другу и эссе на экзамене — это промежуточная цель. Жизнь поставит реальные, серьёзные задачи: письмо-заявление на работу, международный экзамен на английском языке, обучение в любом университете мира onlinе… Это новые возможности, достичь которые поможет в том числе и умение грамотно, логично и выразительно излагать свои мысли письменно.

[links&resources]

[1] О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс . УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М: Просвещение, 2011.

 

8 комментариев »

Гиленко Людмила Николаевна:

Анна Анатольевна,очень нужная статья,она написана четко,профессионально,доступным языком,хочется ею руководствоваться в работе,большое спасибо!Вы просто умница!

18 марта 2015 | 10:00
Анна СЕДЕЛЬНИКОВА:

Людмила Николаевна!
Спасибо за ваш отзыв! Надеюсь,что все учителя в школе найдут статью полезной для размышления и как руководство к действию.
Анна Анатольевна

18 марта 2015 | 14:06
Марина Валентиновна Кощеева:

Анна Анатольевна, статья очень понравилась, все четко и понятно написано как говорится step by step. Желаю Вам дальнейших творческих успехов.

19 марта 2015 | 10:09
Ирина Анатольевна Николишина:

Продуктивная письменная речь — это сложная деятельность, требующая целенаправленного обучения. Спасибо за замечательную статью, за представленный опыт работы.

19 марта 2015 | 14:40
Валентина:

Анна Анатольевна, очень правильно расставлены акценты: детей нужно мотивировать на этот вид деятельности, и нельзя ограничиваться только экзаменационными форматами.
Спасибо за статью.

28 марта 2015 | 14:51
Доловова Наталья Николаевна:

Действительно, из всех видов языковой деятельности письменная речь — наименее популярна среди учащихся. А ведь если прибегать к ней систематически, усложняя «по спирали», то она не будет восприниматься как что-то чрезвычайно утомительное. Более того, письменная речь- прямое отражение речи устной. И если учащиеся будут это понимать, то преуспеют и в том, и в другом.

Очень интересная и нужная статья, спасибо Анна Анатольевна!

20 июня 2015 | 18:21
Надежда Селютина:

Дети порой пишут такие интересные письма!

25 июля 2015 | 19:34
Надежда Селютина:

Но все мы находимся в рамках ЕГЭ и ГИА, и поэтому должны соблюдать правила и контролировать каждую деталь, слово или знак препинания, вплоть до подсчёта слов в письме.Жаль!
Спасибо автору за любовь к профессии и хочется пожелать успехов в карьере!

25 июля 2015 | 19:40
Оставить комментарий

Комментарий

..