«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Среда 18 марта 2015

Современное развивающее образование требует от обучающихся максимальной активности самих учащихся в формирования ключевых компетенций, так как последние вырабатываются только в опыте собственной деятельности. Соответственно инновационный подход к образованию связывается с интерактивными методами обучения, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика. В статье осуществлён отбор интерактивных методов обучения, на основе которых обучающиеся могут творчески реализовать себя в учебной деятельности при изучении английского языка.

настроение: творческое

ключевые слова: интерактивные методы, самореализация, активное взаимодействие, образовательная среда, саморазвитие, Spotlight

город: Волгоград

Согласно Федеральному Закону от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 66) среднее общее образование направлено на формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, то есть самореализации[1]. В свою очередь, в основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся[2]. Стандарт предъявляет, в частности, требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые должны быть обеспечены современной информационно-образовательной средой.

Эта среда характеризуется изменением роли учащегося: из объекта воздействия учителя он должен стать активным субъектом учебного процесса, который не только потребляет готовую информацию, не только ищет, анализирует и применяет ее, но и продуцирует новую информацию в виде учебного контента. Саморазвитию и самореализации способствуют внутренняя потребность самоутверждения, осознание учащимися своих возможностей, умение ставить цели, планировать деятельность. Учащийся должен быть готов не только к диалогу с окружающими, но и мотивирован, подготовлен к самореализации. В этой связи учебная деятельность с использованием интерактивных методов обучения как особая среда должна позволить обучаемым проявить свои способности, реализовать себя. Учитель должен уметь применять интерактивные методы обучения, способствующие развитию внутренней мотивации, предоставляющие возможность самореализации. При этих условиях самореализация личности в учебной деятельности возможна через активную, успешную, осознанную деятельность, результатом которой будет эмоциональное удовлетворение от продукта данной деятельности и ученика и учителя.

Интерактивные методы обучения — это способы организации активного взаимодействия обучающихся между собой, с учителем, различными источниками информации, при которых происходит осмысление нового опыта и приобретение знаний. Основой данного понятия является взаимодействие всех участников образовательного процесса, реализуемое в общении, что понимается как процесс взаимовлияния и воздействия субъектов образовательного процесса друг на друга[4].

С целью выяснения возможности взаимодействия участников образовательного процесса (ученик — ученик — учитель) в учебной деятельности разработано и проведено анкетирование, в котором приняли участие 134 учащихся 10–11-х классов лицея № 3 города Волгограда. Изучение английского языка в лицее осуществляется по УМК «Английский в фокусе» (Spotlight), который отвечает требованиям ФГОС. По результатам опроса выделены условия использования интерактивных методов: создание личностно деятельностной ситуации и ситуации успеха; ориентация на групповую работу учащихся; выполнение личностных проектов; усиление самостоятельности в учебной деятельности; рефлексивное подведение итогов; отбор интерактивных методов обучения в трёх образовательных средах взаимодействия: «ученик — ученик — учитель»; «ученик — компьютер — учитель»; «ученик — текст — учитель». На диагностическом этапе поставлены задачи:

1) выявить отношение обучающихся к взаимодействию с учителем;
2) изучить возможности взаимодействия.

Вопросы анкеты № 1 (см. Приложение 1) позволили выявить преобладание положительного или отрицательного отношения старшеклассников к взаимодействию друг с другом, а также с учителем (73 % и 27 %). Анализ ответов анкеты № 2 (см. Приложение 2) показал, что 69 % обучающихся с легкостью идут на контакт с учителями, а 31 % не выражают к таким контактам большого желания. Условия возможности контакта — принятие личности самих учителей, их открытость, доброжелательность, уверенность в получении помощи от учителя. Нежелание идти на контакт — страх, волнение, что не поймут, готовность идти на контакт по необходимости, при условии хорошего настроения и личностных особенностей учителя. Следовательно, условиями для контакта является отношение учителя к ученику, зафиксированное в опыте самого ученика.

Рассмотрим активное вовлечение обучающихся во взаимодействие на уроках на примере УМК «Английский в фокусе» для 10 класса[3].

В Модуле 1 “Strong Ties” при работе с текстом “Little Women” предлагается дискуссия и обсуждение характеров героинь, разыгрывание диалога между ними. Актуально интервьюирование подростков о моде в Великобритании. При отражении взглядов на предпочитаемую одежду нужно сформулировать вопросы, используя выражения из текстов (с. 21). Домашнее задание — описать современного волгоградца- подростка (где предпочитает покупать одежду, что любит носить и т. д.). В этом же модуле (с. 11) — разработано задание в виде ролевой игры в телевизионного репортера и интервьюируемого подростка. Репортер задает вопросы, что нравится, что не нравится делать (даются лексические опоры). Далее нужно подготовить беседу с друзьями, учитывая следующее: много ли у тебя друзей, почему они важны, какие качества ты находишь в них, чем ты обычно занимаешься с друзьями (с. 13).

В Модуле 2 проводится дискуссия «Степень ответственности твоего отношения к деньгам»: представлены проблемы и пути их решения. Нужно рассказать о своих поступках, также надо согласиться или не согласиться с решениями собеседника (фразы-клише). Затем эксперты готовят анализ ответственности по отношению к деньгам (мини-группы). В этом же модуле при работе с текстом о юных потребителях Великобритании (с. 28–29) можно провести дискуссию о способах траты денег в России и Великобритании, а затем ролевую игру (подростки Англии и России) с обсуждением вопросов о способах зарабатывания денег и предполагаемых тратах. В этом же модуле (с. 41) после работы с текстом в мини-группах готовятся сообщения «Что такое загрязнение воздуха, и как мы можем поддержать чистый воздух в доме». Проводится дискуссия с высказыванием разных точек зрения.

В Модуле 3 “Schooldays and Work” после работы над текстом “Schools around the World” организуется ролевая игра на тему «Интервьюирование британским корреспондентом ученика лицея» по вопросам «Как ты добираешься до лицея, во сколько начинаются и заканчиваются занятия, нужна или нет школьная форма, каковы правила внутреннего распорядка в лицее и т.д.». Здесь же разыгрываются диалоги на тему “Job. Asking about and expressing wants/intentions”. Затем в ходе ролевой игры «Хотим получить работу на вторую половину дня в качестве продавца» учащиеся приглашаются на собеседование, им задают вопросы, они отвечают.

Интересно провести ролевую игру “Shopping”. Сначала выполняются языковые упражнения, направленные на тренировку и активизацию новой лексики, которая будет использоваться в диалогах. Например: Fill in the gaps in this passage with the words from the list: market, research, study, product. Затем, разделившись на микрогруппы, обсуждается информация (диалоги на основе предложенных вербальных опор) с целью развития речевых способностей и умений, то есть способности к догадке, умению логически излагать мысли, обобщать, анализировать информацию. Например:

Make a list of six products that are produced or provided in Volgograd or region: a local brand of drink…, a grocery product, an industrial product, a place of entertainment…”

“Work in groups. Discuss these questions about some of the products you’ve listed:

1) What competition does cash product face?
2) What is the image of the company?
3) How strongly or weakly is the product marketed?

На этом же этапе высказывания на темы “Think of a good slogan for your product. If you had to choose one photo to illustrate the product, what would it show? Represent a short text for an advertisement in an English language newspaper or magazine”.

На творческом этапе, обсуждая поставленную проблему, школьники учатся говорить самостоятельно без опор, выбирать стратегию высказывания, строить эффективное взаимодействие. Например: Work in groups. Decide together:

1) Who are your customers?
2) What are the main features and benefits of your product?

На заключительном этапе организуется полилогическое общение, которое развивает такие качества речи, как инициативность, реактивность и вариативность, а также активизирует личностную активность и самостоятельность. Таким образом, создаются условия для применения обучающимися своих знаний, навыков и умений общения. В этом же модуле (с. 54–55) учатся составлять официальные письма, а также резюме на базе опорных высказываний. Разыгрываются ситуации: с помощью ключевых слов на основе приглашения-рекламы составляют письма о желании получить эту работу, обсуждают их, а затем организовывается итоговая дискуссия на тему «Что надо и не надо указывать в резюме», приводятся доводы за и против.

На следующем уроке обсуждаются рекламные объявления о приеме на работу, о качествах претендентов и как благополучно пройти собеседование, чтобы тебя заметили.

Очень интересно проходит урок-дискуссия об американских средних школах. Сначала происходит знакомство с системой школьного образования в США на базе предложенной презентации и текста учебника (с. 57), затем обсуждение, хотят подростки или нет учиться в американской школе, приводятся аргументы. В конце каждая мини-группа готовит рекламную листовку, приглашающую зарубежных учеников обучаться в лицее, которая включает «Описание обычного лицейского дня, различных внеклассных мероприятий».

В Модуле 4 “Earth Alert!” ученики дискутируют по проблеме «Что мы должны сделать, чтобы защитить окружающую среду», сначала составляют диалоги в парах, а затем после работы над текстом высказывают свои точки зрения по защите окружающей среды. Предлагаются ситуации о глобальном потеплении, о выживании животных, об уничтожении лесных пространств, высказываются аргументы с опорами и без. Ученикам нравится писать сочинение-эссе «Должна ли парковка машин быть выведена за пределы центра крупного города» (предварительно организуется обсуждение с опорными высказываниями).

В Модуле 5 “Holidays” предложен текст “Wonderful Nepal”, после прослушивания которого ученики составляют заметки о том, какие места посетил автор, что удалось увидеть, как понравилось путешествие. Проходит обсуждение их, в мини-группах школьниками составляются рассказы о своих путешествиях. На следующем уроке подростки высказываются о положительных и отрицательных моментах путешествий с опорой на выражения из УМК, проводится ролевая игра «Мой опыт путешествий», используются опорные выказывания выражения эмоций.

В Модуле 6 “Food and Health” активно проходят обсуждение «Сторонники и противники диетического питания» с опорой на текст “Rainbow of Food”; также защита проектов-презентаций «Специальное меню для подростков».

При работе с Модулем 7 “Let’s have Fun” проводится круглый стол-обсуждение «Сторонники и противники молодежных развлекательных передач» с аргументированными выступлениями мини-групп.

Во время работы над темой «Подростковая мода в Великобритании и России» создан проект «Давайте напишем своему сверстнику в страну изучаемого языка», так как это даёт возможность применить полученные знания в ситуации неформального межличностного общения. Участие в проекте предполагает: осознание возможностей самореализации посредством поиска друга по интересам из другой страны; знание национально-культурных особенностей письменной речи в странах изучаемого языка: обращение, заключительные формы вежливости, распространенные лексико-грамматические конструкции и реплики-клише речевого этикета; понимание значения владения иностранными языками в современном мире; формирование умения рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее.

Ориентация на использование интерактивных методов обучения способствует формированию интерактивных умений, содействующих самореализации старшеклассников, а интерактивная учебная деятельность как активное, продуктивное, рефлексивное взаимодействие субъекта образовательного процесса с образовательной средой является одним из решающих факторов личностной реализации учащихся.

Приложение 1

АНКЕТА № 1
Изучение отношения старшеклассников к взаимодейст­вию в учебной деятельности

Цель: выявить отношение старшеклассников к взаимодействию на уро­ке между одноклассниками и учителем. Инструкция: На каждое утверждение нужно ответить «Да» или «Нет».

Если вы согласны с предложенным утвер­ждением, отвечайте «Да», если не согласны, отвечайте «Нет».

  1. Мне нравятся групповые формы работы на уроке.
  2. Я не люблю, когда на уроке организуются групповые формы работы.
  3. Мне легко общаться с учителем и одноклассниками на уроке.
  4. Мне трудно общаться с учителем и одноклассниками на уроке.
  5. Решение проблемных заданий для меня интересно.
  6. Мне неинтересно решать задания, содержащие в себе проблему.
  7. Я легко вступаю в дискуссии, организуемые учителем на уроке.
  8. Я тяжело вступаю в дискуссии, организуемые учителем на уроке.
  9. Я лучше выполню сложное, но интересное задание, чем два про­стых.
  10. Я лучше выполню два простых, неинтересных задания, чем одно сложное, но интересное.
  11. Если учитель предлагает выбрать уровень выполнения заданий, я всегда выбираю высокий.
  12. Если учитель предлагает выбрать уровень выполнения заданий, я всегда выбираю низкий.
  13. Уроки, на которых используются методы взаимодействия между учителем и учащимися, для меня интереснее, чем традиционные.
  14. При групповой форме работы я всегда активно участвую в обсужде­нии проблем.
  15. Я стараюсь не принимать никакого участия в групповых обсужде­ниях и соглашаюсь с тем, что решат члены группы.

Приложение 2

АНКЕТА № 2
Методика определения характера взаимодействия старшеклассников с учителями

Закончите следующие предложения.

  1. Когда мне приходится взаимодействовать с учителем, я …
  2. Я буду взаимодействовать с учителем, если …
  3. Чаще всего контакт с учителем для меня становится …
  4. Обращаться за помощью к учителям для меня …
  5. Учитель для меня — это…
  6. В отличие от меня, многие мои товарищи при взаимодействии с учителями …
  7. Складывается впечатление, что взаимодействовать с учителями
    можно …
  8. Если мне не нравится то, что делает (предлагает) учитель, я …
  9. Когда мне непонятно, чего добивается учитель, я …
  10. В конфликтных ситуациях с учителями, я …

[links&resources]

[1] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
[2] ФГОС среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 года
[3] О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И В. Михеева и др. Английский в фокусе (Spotlight) 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение; Express Publishing, 2011. — 248 с.
[4] Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные ме­тоды обучения. — М.: Просвещение, 2009. — 173 с.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.