«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Вторник 28 июля 2015


Целью дистанционного обучения иностранным языкам как перспективной технологии в педагогике является формирование коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза, использующих компьютерные телекоммуникации.

Distance Learning of foreign languages as perspective technology in pedagogics is aimed at the development of communicative competence of students of non-linguistic university using computer telecommunication techniques.

ключевые слова: дистанционное обучение, современная технология в педагогике, коммуникативная компетенция, опосредованное общение в режиме “on-line”, печатные пособия в Интернете, информационные и коммуникативные технологии

город: Владимир

За последнее столетие методы, формы и способы организации продуктивных взаимодействий в процессе обучения иностранным языкам в системе высшего образования претерпели значительные изменения. Это выражается в переходе от методов обучения, в центре которых стоит преподаватель, к методам, ориентированным на активную деятельность учащегося, а также в возрастании влияния новых технологий на процесс обучения. И здесь нельзя не отметить появление качественно нового средства обучения, специально ориентированного на отдельно взятого человека во всем своеобразии его индивидуальности, то есть появление и широкое использование в учебном процессе средств информационных и коммуникативных технологий (средств ИКТ). Это обстоятельство стало одной из основных причин  того, что успешная разработка гуманистической идеи в образовании, а также идеи интенсификации процесса обучения оказались на острие педагогической мысли в России и во всем мире. Рассматривая феномен информатизации образования как процесс реализации дидактического потенциала средств ИКТ, невозможно не заметить, что  именно с появлением указанных средств слова о личности, об индивидуальном стиле обучения, центральной роли учащегося во всем педагогическом процессе начали постепенно выходить на первый план, обретать материальную основу в виде конкретных технологий обучения, призванных гарантировать каждому учащемуся достижение поставленных целей.

Одним из перспективных направлений использования средств ИКТ при обучении в вузах может быть дистанционное обучение.

Дистанционное обучение, предполагающее внедрение самых перспективных технологий (видеоматериалы, компьютерная графика, презентации, электронные словари, видеоконференции и др.), является наиболее надежным гарантом успешного формирования коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза. По мнению Е.С. Палат, дистанционное обучение в целом, включая обучение иностранным языкам, организованное на базе компьютерных телекоммуникаций, становится сегодня очень популярной формой обучения.

Сама по себе работа в дистанционном режиме в любой его форме (с использованием печатных материалов и средств коммуникации, т.е. с помощью компьютера, видеотехники, голосовой почты или государственного и местного радио и телевидения),  развивает многие черты личности, необходимые современному специалисту. Благодаря тому, что работа учащегося регулярно контролируется преподавателем, развивается дисциплинированность. Умение использовать разного рода источники информации, коммуникабельность, обусловленная необходимостью самому или по рекомендации преподавателя определять количество и контингент партнеров по обучению и осуществлять с ними обязательное опосредованное (с помощью компьютера) общение являются важнейшими для современного человека чертами личности, наиболее полно развиваемыми посредством дистанционного обучения. Дистанционное обучение предполагает умение работать с самыми перспективными средствами связи, которые, выступая в роли средств обучения, являются сами по себе не только иллюстрациями к прогрессивным технологическим текстам, но и необходимыми атрибутами рабочего места современного специалиста.

Такая особенность дистанционного обучения иностранным языкам, как возможность выполнять индивидуально-ориентированные задания дома или на рабочем месте (в зависимости от материальных возможностей учащегося) в своем собственном темпе по предоставленному полному комплекту материалов позволяет избежать многих традиционных недостатков очных коллективных аудиторных занятий: нехватки учебников и раздаточного материала, дисциплинарных нарушений, обучения в переполненном помещении [1].

Исследования применения средств ИКТ в системе образования показали, что их использование при изучении иностранных языков в вузе часто дает положительный эффект. Эффективность дистанционного обучения зависит от нескольких фактов, среди которых главный — эффективное взаимодействие между преподавателем (координатором) и учащимся. Интерактивность является ключевым словом при организации дистанционного обучения.

В настоящее время технические возможности пользователей при дистанционном обучении пока ограничены. Не все имеют компьютер и доступ в интернет. В этом кроется одна из причин того, что учащиеся используют чаще не электронные программы, а печатные пособия, специально разработанные для дистанционного обучения. Другой причиной является высокая стоимость электронных программ по сравнению с печатными пособиями. Дело в том, что над компьютерной программой работает большая команда специалистов: преподаватели, лаборанты, программисты.

Безусловно, в современных условиях для совершенствования дистанционного обучения предпочтительнее было бы предлагать обучаемым комбинацию дистанционных форм. Например, можно сочетать работу в интернете с работой по печатным пособиям, по обучающим программам на CD, видеоматериалам и т.д. Это позволило бы, с одной стороны, разнообразить процесс дистанционного обучения иностранному языку и, с другой стороны, снизить его стоимость. Причем каждый студент мог бы выбрать такую комбинацию форм обучения, которая соответствовала бы его уровню владения иностранным языком, его техническим и финансовым возможностям.

Разработка разнообразных учебных материалов, ориентированных на внедрение практически всех форм дистанционного обучения  иностранному языку в неязыковом вузе и на использование различных типов дистанционного оборудования, является сложным и трудоемким процессом для вузовского коллектива кафедры иностранных языков. Прежде всего, требуется специальная подготовка для преподавателей иностранных языков. При традиционном обучении преподаватель может планировать занятие или импровизировать. В условиях же дистанционного обучения имеют место свои особенности и трудности. Традиционный учебник нельзя просто разместить в сети: нужно продумать структуру подачи материала, разработать визуальные средства, определить интерактивные элементы. Комбинация форм дистанционного обучения требует выявления видов работ, в наибольшей степени подходящих для той или иной формы, и их четкого распределения по всему курсу обучения. Быстрое развитие технологий обусловливает постоянное совершенствование образовательных программ, которые, в свою очередь, требуют постоянного совершенствования преподавателей, повышения их квалификации.

Современная методика преподавания иностранного языка в системе дистанционного образования подразумевает большую самостоятельную работу студентов, чему способствует создание сайтов, на которых помимо обучающих программ можно размещать справочную информацию, новости на иностранном языке, полезные ссылки и другие материалы, рассчитанные как на студентов, так и на специалистов, желающих повысить свой уровень владения иностранным языком [2]. Специфика дистанционного обучения такова, что обучаемые с помощью специальных программ могут взаимодействовать с преподавателем в режиме online, общаться между собой посредством чатов и форумов, выполнять тесты и автоматически получать результаты проверки заданий с оценкой и комментариями преподавателя.

Дистанционное обучение иностранному языку в большей степени, чем какое-либо другое, формирует профессионально-ориентированную языковую компетенцию в силу того, что дает возможность в полной мере реализовать межпредметные связи. Некоторые тексты по специальности могут быть начитаны на иностранном языке и записаны на диск, некоторые читаются непосредственно преподавателем в режиме online или в рамках видеоконференции. Если при этом преподаватель является носителем языка, то огромное количество учащихся, лишенных живого общения из-за своей удаленности от культурных центров, услышат естественную, профессионально-ориентированную иноязычную речь высокообразованного человека. Предлагаемые задания могут быть направлены как на усвоение языкового материала, так и на определение уровня понимания прочитанного или прослушанного текста. Помимо лекций рекомендуется организовывать телемосты с носителями языка, в ходе которых можно обсуждать различные проблемы на иностранном языке. Распространенной международной практикой является написание отдельных тематических блоков. Желающие углубленно изучать весь курс «собирают» полный набор блоков, а те, кого интересуют конкретные аспекты иностранного языка, ограничиваются изучением отдельных частей этого набора. Такой подход, при котором каждый блок соответствует определенной теме, позволит технически легко и быстро обновить и разнообразить курс.

Следует отметить, что формирование у студентов профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции средствами дистанционного обучения уже не мечты, а реальность. Многие вузы нашей страны активно используют дистанционную форму обучения иностранным языкам. Такая популярность дистанционного образования объясняется теми преимуществами, которые оно предоставляет учащимся. Среди них значительная экономия денежных средств и времени, более совершенные условия  проведения занятий, разнообразие их форм, больший объем рабочего материала, большее количество возможностей для тренировки при овладении иностранным языком и возможность быстрее завершить курс благодаря индивидуальному темпу работы.

Интерес к дистанционному образованию у преподавателей России и в странах ближнего зарубежья значительно вырос. Об этом свидетельствуют многочисленные семинары по проблемам дистанционного обучения иностранным языкам, новым технологиям в обучении, опыту реализации коммуникативного подхода к дистанционному обучению, которые организуются ведущими вузами Москвы (Московский государственный университет, Российский государственный университет, Московский государственный авиационно-технологический университет, Московский автомобильно-дорожный институт), а также вузами других городов России (Самара, Саратов, Екатеринбург, Красноярск и др.) и стран ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия). Многие вузы занимаются разработкой дистанционных курсов иностранного языка для специалистов с высшим образованием, слушателей различных курсов, лиц, желающих изучать иностранный язык самостоятельно.  В качестве основных результатов реализации технологии дистанционного обучения можно выделить:

  • привлечение ученых и преподавателей из ведущих российских и зарубежных университетов и научных центров;
  • расширение информационного пространства, доступного учащимся;
  • возможность интеграции российских вузов в международную систему образования.

В заключение можно сделать вывод о том, что организация процесса обучения иностранному языку в дистанционной форме в техническом вузе позволяет в наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, при котором студент рассматривается как личность, готовая к непрерывному процессу образования и совершенствования. Именно непрерывность является одним из важнейших факторов, определяющих успешность в изучении того или иного иностранного языка. В рамках данной парадигмы  дистанционному обучению отводится роль оптимизатора учебно-познавательного и научно-исследовательского процесса, который делает этот процесс более гибким и доступным и позволяет разнообразить формы обучения.

[links&resources]

[1] Кожевникова Т. В. Методика составления упражнений для работы с компьютером. Вариантность в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. — М., 1999. — с.126–134  (Тр./МГЛУ: вып.425).
[2] Кожевникова Т. В. Взаимодействие в дистанционном обучении иностранным языкам // Обучение иностранному языку как коммуникативному взаимодействию (неязыковые вузы). — М., 1999. — с.105–110 (Тр./МГЛУ: вып.443).

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.