«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В XXI ВЕКЕ

Вторник 25 августа 2015


Стратегия обучения иностранному языку может быть общей, а тактика различной. Закончилась эпоха единого стабильного учебника. Учитель выбирает ту систему обучения (УМК), которая больше соответствует его вкусам, методической грамотности и условиям школы. Однако это не означает, что учитель сам вырабатывает тактику и не придерживается методического стандарта, то есть образца обучающей деятельности учителя, который соответствует современным достижениям науки и передового опыта. Из этого следует, что учителю необходим постоянный профессиональный рост. «Неудовлетворённость собой и своими достижениями – первый признак профессиональной добросовестности и долга» (Е.И. Пассов). Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению и самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающий разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющий учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.

The strategy of training in a foreign language can be the general and tactics is various. The era of the uniform stable textbook is ended. The teacher chooses that system of training (UMK) which corresponds to its tastes, methodical literacy and conditions of school. However it doesn’t mean that the teacher develops himself tactics and doesn’t adhere to the methodical standard, that is a model of the training activity of the teacher which corresponds to modern achievements of science and the best practices. That’s why the continuous professional growth is necessary for the teacher. «A dissatisfaction with your own achievements is the first sign of professional integrity and a debt» (E. I. Passov). The textbook and the teacher for formation of independant thinking, ability to a reflection (reflection, introspection and a self-assessment) it isn’t enough. The wide range of information reflecting the different points of view on the same problem, providing to pupils food for reflections, the critical analysis, generalizations, independent conclusions and decisions is very necessary for teaching of the XXIst century.

ключевые слова: компьютер, буклеты, предлоги, методика, стратегия

город: Ярцево, Смоленская область

Ученье без размышления бесполезно,
но и размышление без ученья опасно.
Конфуций

Большие изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, не могли не отразиться на обучении иностранным языкам. Повысился престиж такого обучения, появились школы разного типа: гимназии, лицеи, авторские и другие. Это, естественно, потребовало изменений в программах, УМК и методических пособиях. В них иностранный язык призван реализовать основную стратегию образования — формирование всесторонне развитой личности — и осуществить идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира.

Стратегия обучения иностранному языку может быть общей, а тактика — различной. Закончилась эпоха единого стабильного учебника. Учитель выбирает ту систему обучения (УМК), которая больше соответствует его вкусам, методической грамотности, а также условиям школы. Однако это не означает, что учитель сам вырабатывает тактику и не придерживается методического стандарта, то есть образца обучающей деятельности, который соответствует современным достижениям науки и передового опыта. Из этого следует, что учителю необходим постоянный профессиональный рост. «Неудовлетворенность собой и своими достижениями — первый признак профессиональной добросовестности и долга», — писал Е. И. Пассов. Одних только учебника и учителя недостаточно для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии, то есть размышлению, самонаблюдению и самооценке. Необходим широкий спектр информации, отражающий разные взгляды на одну и ту же проблему, предоставляющий учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.

Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам изменило подход к разработке учебных материалов по этому предмету.

Практическое использование ИКТ позволяет учителям более полно реализовывать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого учащегося.

Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, большей доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Конкретизируя способы использования ИКТ в процессе обучения иностранному языку, я обратилась к классификации С. А. Войтко, который считает, что существует пять основных направлений использования ИКТ на уроках иностранного языка:

  1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем;
  2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ;
  3. Создание собственных мультимедийных презентаций;
  4. Использование ИКТ во внеклассной работе;
  5. Использование ресурсов интернета.

В процессе обучения иностранным языкам компьютер может применяться в следующих целях:

  1. При обучении фонетике и аудированию:
    • для применения приема визуализации произношения (когда на экране показывается правильная артикуляция того или иного звука);
    • для использования сказочной ситуации для привлечения внимания, особенно внимания младших школьников, к правильному произношению звуков;
    • для прослушивания аудиозаписей;
    • для контроля правильности понимания прослушанного текста;
  2. При формировании лексических и грамматических навыков:
    • для формирования рецептивного словаря и рецептивной грамматики;
    • для формирования продуктивных лексических и грамматических навыков (преимущественно письменной речи);
    • для контроля уровня сформированности лексических и грамматических навыков на основе текстовых и игровых программ с использованием средств визуальной наглядности. Также в своей работе я использую видеосюжеты на разные темы, в основном страноведческие.
      Примером применения средств визуальной наглядности может служить презентация «Предлоги английского языка».


      Рис. 1. Слайд из презентации.

    • для оказания справочно-информационной поддержки при помощи автоматизированных словарей, программ подбора синонимов и антонимов, справочников по грамматике, программ, содержащих системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровне.

Таким образом, основными приемами использования ИКТ в процессе обучения иностранным языкам являются:

  • использование CD, DVD;
  • создание буклетов;
  • использование видеофрагментов страноведческого и тематического характера;
  • использование дидактических материалов;
  • прослушивание аудиоматериалов;
  • создание проектов, презентаций;
  • использование электронных справочных материалов.


В заключение хотелось бы сказать, что применение ИКТ технологий позволяет наполнять уроки новым содержанием, применять творческий подход к обучению, поддерживать и поощрять любознательность учащихся и их стремление к самостоятельности.

[links&resources]


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.

2. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. — Обнинск: Титул, 2010.
3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.: Ч. 2. — М.: Просвещение, 2010.
4. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях / Рогова Г. В., Верещагина И. Н. — Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ. — М. Просвещение, 1998.
5. Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам. — ИЯШ №4, 2008. — С. 36.
6. Ефременко В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка. — ИЯШ №8, 2007.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.