«СКАЗКИН» СУНДУЧОК, ИЛИ НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ В ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ «СКАЗКА», Г. ЦЮРИХ, ШВЕЙЦАРИЯ
Автор: Анна КРУТИКОВА | Рубрика: РУССКАЯ ШКОЛА ЗА РУБЕЖОМ Четверг 27 августа 2015
В детстве многие мечтают найти волшебный сундук с сокровищами. У педагогов жажда находить, собирать интересное и делиться им с тем, кто только начинает открывать мир, становится частью профессии. И это особенно актуально в отношении современных школьников-билингвов, которые «заглатывают» всё занимательное в один присест и норовят переключиться на что-то новое. Удержать внимание современного школьника возможно — например, нетрадиционными уроками.
Teaching today poses new challenges for teachers:
students are constantly exposed to information coming from all sort of media. Their attention is therefore very focused and always tuned to new information. Traditional teaching methodologies struggle in keeping student’s attention and interest. Skaska «treasure chest» is a set of non-traditional methodologies aimed to create effective lectures in today’s classes.
настроение: креативное
ключевые слова: нетрадиционный урок, билингвы, Центр образования и развития «Сказка»
город: Greifensee Switzerland
В детстве многие мечтают найти волшебный сундук с сокровищами. Жажда находить, собирать интересное, познавательное, необычное, складывать в свой волшебный сундучок сокровищ и делиться этими находками с теми, кто только начинает открывать окружающий мир, у педагогов становится частью профессии.
Использование находок волшебного сундучка педагога особенно актуально в работе с современными детьми-билингвами, которые «заглатывают» всё занимательное в один присест и так и норовят переключиться на что-то новенькое. Удержать внимание современного школьника можно, например, нетрадиционными уроками.
В Центре образования и развития «Сказка» (г. Цюрих, Швейцария) большинство уроков являются нетрадиционными. Конечно, такие уроки требуют от учителя специальной подготовки, но в Центре образования и развития «Сказка» вот уже 13 лет практикуется принцип, который помогает экономить время, разнообразить материал, а также унифицировать уровень подготовки учеников в параллельных классах. Он заключается в совместном накоплении и творческой переработке материалов. Педагоги под руководством основателя и директора детского центра Елены Алексеевны Кохоновой из урока в урок, сообща, составляют конспекты, делятся материалами, находками и приемами, фотографиями, эмоционально описывая удачные мероприятия. С каждым годом преимущества этого принципа становятся ощутимее, ведь сегодня в Центре обучаются уже около 300 ребятишек и работают 20 педагогов. В 2009 году «Сказка» получила аккредитацию при Департаменте Образования. И теперь разрешается переносить оценки по русскому языку в официальные швейцарские аттестационные листы, а также проводить уроки в просторных классах государственных школ. В разных районах Цюриха работают 7 дошкольных групп и 19 классов и еще 2 дошкольные группы и 9 классов — в пригороде. Это удобно родителям, потому что «Сказка» всегда рядом!
Так что же в «Сказкином» сундучке?
1. Тексты
На уроках русского языка используется множество самых разнообразных текстов, специально адаптированных педагогами Центра «Сказка» для детей-билингвов.
Педагоги подбирают к адаптированным текстам лексические, грамматические и творческие задания, подходящие к тексту иллюстрации, расставляют ударения. Занимательные задачи, комиксы, шутки, рецепты, инструкции, песни, статьи из детских журналов отлично дополняют познавательные и художественные тексты учебников.
Школьники Центра «Сказка» много читают, в классах активно практикуется обмен книгами. На прочитанные книги ребята пишут рецензии, а лучшие детские сочинения, сказки, стихи, кроссворды публикуются в школьной газете «Цветная сказка».
Читать и беседовать о прочитанном должно быть интересно и детям, и взрослым!
«Сколько у тебя наклеек? Пора выдавать значок!» — можно услышать на уроке. Но, чтобы заработать значок, нужно научиться внимательно читать не только книгу, но и учебник.
Систему поощрений в виде значков и наклеек, разработанную учителем Т.В.Масловой, поддержали педагоги ЦОР «Сказка», и вскоре к текстам из учебников для 2-го и 3-го классов (в своей работе мы используем учебники «Литературное чтение» — издательство «Просвещение», «Чтение и развитие речи» — издательство «Дрофа») были разработаны специальные тесты, за правильные ответы на которые ученик зарабатывает наклейку в дневник. Собрав определенное количество наклеек, ученик получает художественно оформленный значок «Как хорошо уметь читать». В течение учебного года дети собирают значки — маленький, средний, большой — и приобретают навыки внимательного чтения.
На базе Центра образования и развития «Сказка» организуются курсы занимательной литературы, ежегодно проводятся литературные чтения для детей.
2. Внеклассные занятия
Нетрадиционные уроки не всегда проводятся в классе. Например, в шестом классе, изучая тему «Лексика. Профессионализмы», ребята посетили музей игрушек Франца Карла Вебера. Пятый класс побывал в библиотеке славянского семинара университета Цюриха. Шестой и восьмой классы под руководством Е. В. Хубер говорили в антропологическом музее Университета (Anthropological Institute & Museum Zurich) о древних людях, их образе жизни, орудиях труда.
В нулевом и первом классах уроки, рассказывающие о жизни и повадках животных, каждый год проводятся в зоологическом музее и зоопарке г. Винтертура. Фотоотчеты о внеклассных уроках в ботаническом саду, музеях, на выставках можно найти на сайте Центра образования и развития «Сказка» (http://www.skaska.ch/).
3. Урок-аттракцион
Но и пространство классной комнаты можно организовать по-новому, превратив обычный урок в нетрадиционный. Для этого активно используются интерактивные презентации, детские видеоуроки на лексические темы, клипы, фрагменты мультфильмов. В подготовительном и первом классах неизменным успехом пользуются урок-дегустация молочных продуктов, урок-аукцион, уроки-эстафеты и уроки-викторины. А еще – урок-карнавал, на котором ученики для закрепления изученного надевают маски и получают задание отгадать своего сказочного персонажа, задавая всем остальным участникам вопросы, например: «Я живу в лесу? С кем дружу? Что ем?».
В третьем-четвертом классах предлагаются уроки-интервью, уроки взаимного обучения, познавательно-тематические уроки: например, урок «Каравай». Что такое колосья? Как зёрна превращаются в муку? Из какой муки выпекаются белый и черный хлеб? Эффектно завершает урок «Каравай» совместное чаепитие со свежевыпеченным ароматным караваем. Такие уроки запоминаются надолго!
4. Талант-шоу
Есть в «Сказке» и свои традиционные мероприятия, направленные на то, чтобы помочь ребенку проявить себя, показать свои таланты и в русскоязычном контексте, а главное – стать эмоционально ближе к своим русскоязычным родственникам. Где, как не на уроке русского языка, научат ребенка-билингва в праздник 8 Марта написать своей маме: «Ты самая лучшая! Я тебя очень люблю!»?!
К ежегодным литературно-музыкальным вечерам дети заранее готовят выступления, иногда совместно с родителями. Новогодние праздники, ставшие в «Сказке» традиционными, вот уже пятый год собирают более 600 зрителей, объединяя в праздничной атмосфере чуда взрослых и детей.
5. Поездки
В 2014 г. была заложена еще одна перспективная традиция — спортивно-познавательного отдыха в Греции. 10 дней ученики Центра образования и развития «Сказка» проводят в детском спортивном лагере «SportCamp», расположенном возле известного греческого курорта Лутраки. Весёлые спортивные игры, морские купания, знакомство с греческой культурой, экскурсии и, конечно, увлекательные вечера с анимационной программой на русском языке — всё это не может не запомниться юным путешественникам!
Вот так отдых и учеба, уроки, праздники и просто общение на русском языке, переплетаясь в Центре образования и развития «Сказка», становятся частью многогранной жизни ребенка-билингва, а значит, обогащают его. И, кто знает, может, именно содержимое «Сказкиного» сундучка станет тем, чем нашим детям в будущем тоже захочется поделиться… Как чем-то значимым и родным.