«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Понедельник 12 Октябрь 2015


В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность.

настроение: хорошее

ключевые слова: ФГОС, УУД, младший школьник, проектная задача, мониторинг

город: Нижний Тагил, Свердловская обл.

e-mail: a-permyakova@hotmail.com

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обусловил необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом и к поиску и разработке новых моделей и технологий образования школьника в частности. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире. Сегодня образование ориентировано не на трансляцию знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Как показало изучение современных образовательных стратегий, одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений в контексте компетентностного подхода, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий и обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

На начальной ступени образования особое значение имеет готовность школьников применять приобретенные знания и УУД в решении конкретных жизненных ситуаций. Уровень освоения УУД предопределяет успешность всего последующего обучения. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход: изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный. Это говорит о том, что переход школы к новой гуманистической парадигме образования требует ответов на вопросы «Как учить?» и «С помощью чего учить?». Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Согласно теории Л. С. Выготского, развитие школьника как личности определяется процессом обучения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования метода проектных задач как базовой образовательной технологии формирования УУД в начальных классах.

Сегодня решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Но, по мнению некоторых исследователей, проектная деятельность среди учащихся начальных классов может существовать лишь в какой-то элементарной форме (конструирование, рисование, игра и т. п.), а научно-исследовательская практически невозможна. Причинами этого чаще всего называют: физиологические особенности детей младшего школьного возраста; отсутствие у учащихся начальных классов необходимых для творческой проектной деятельности общих знаний; отсутствие самостоятельности в выборе темы; недостаточный уровень системного аналитического мышления; трудности в построении гипотез и формировании самостоятельных выводов. Поэтому на начальном этапе освоения этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которая подготовит ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене. Учащиеся фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе.

Определяя понятие «проектная задача», согласимся с точкой зрения А. Б. Воронцова, что проектная задача — это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся. В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым. В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др.

Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического обобщения. Как правило, учитель через содержание программы сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие детей к выбору именно этой задачи.

Учебная задача — это всегда новая задача, поэтому «с ходу» она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить ее.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия, тем самым становясь условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача — это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей — как правило, спонтанно — пытается найти его сам.

Но эти виды задач не позволяют:

  • научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы);
  • стимулировать получение принципиально нового «продукта»;
  • содержательно мотивировать поиск решения в малой группе;
  • оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации (в отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия.

Именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы. Практика показала важность использования в процессе обучения не отдельных задач и проблем, а целостной их системы, объединенной определенными целями. Проектные задачи как раз носят именно системный характер. Выполнение проектной задачи носит групповой характер и задает общий способ проектирования с целью получения нового, до этого неизвестного результата.

Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в основной школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают учебному коллективу, поскольку учат детей слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность их использования в модельных ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

Цель проектной задачи — проверить, как младшие школьники могут использовать культурные предметные способы действия в незнакомых ситуациях. Поэтому при грамотной разработке проектная задача может стать содержательной основой определения ключевых компетентностей, которая сводится к простой формуле: рефлексивно овладевать культурными средствами действия, чтобы участвовать в развитии общества и развивать свою идентичность.

Отличия проектной задачи от других типов задач и от настоящего проекта:

  • наличие модельной ситуации, сочетающей в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащихся на основе известных им способов действий конструировать собственный новый способ действия;
  • неопределенность способа решения и конечного результата (отсутствие явной ориентации на определенную предметную тему, область знаний; результат, как правило, не может выражаться конкретным числом, жестко определенным, однозначным ответом и т. п.);
  • значительный объем материала, включающего описание ситуации, которая может быть представлена как в виде единого текста, так и в виде отдельных отрывков, зашумленных сведениями, не относящимися к конкретной ситуации;
  • отсутствие в описательной части задачи всей необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к сопровождающей справочной информации либо к дополнительным источникам;
  • необходимость самостоятельного выбора и использования особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств.

Нам было важно также обратить внимание на то, что достичь новых образовательных результатов в условиях классно-урочных форм обучения, характерных для решения традиционных задач, невозможно. Решение проектных задач не является еще одной педагогической техникой, которая может просто использоваться в дополнение к уже существующим учебным, практическим, исследовательским или творческим задачам.

Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогами, отбор учебного содержания, составление расписания учебных занятий и т. д. Чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьезные изменения в содержании и организации всего образовательного процесса (динамическое расписание, появление линии самостоятельной работы учащихся, другая система оценивания, разновозрастное сотрудничество, пролонгация начальной школы до 5 класса включительно и др.)

Включение в образовательный процесс проектных задач должно, с одной стороны, способствовать получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дать возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, а с другой стороны, заложить основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Оставить комментарий

Комментарий

..