«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОБУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЯМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ-МНЕНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ

Четверг 29 октября 2015

В своей практике каждый учитель сталкивается с вопросом, что необходимо сделать, чтобы учащиеся могли свободно общаться на английском языке. Какие задания использовать, чтобы помочь учащимся? Мне бы хотелось поделиться некоторыми из них.

Eventually every English teacher faces the question how it is better to teach speaking. What activities should we use to help our learners speak English fluently? I would like to share some of them.

настроение: воодушевленное

ключевые слова: обучение аргументированному письменному высказыванию, эффективные стратегии, доказывать свою точку зрения, приводить аргументы, мини-дебаты

город: Курск

Развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения как форма итогового контроля на едином государственном экзамене традиционно представляет для выпускников особую сложность. Это задание повышенного уровня проверяет сформированность ряда умений: строить развернутое письменное высказывание на иностранном языке, выражать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, приводить примеры в поддержку суждений, логически правильно строить высказывание, использовать соответствующие языковые средства для оформления мыслей и средства логической связи, стилистически правильно оформлять высказывание, соблюдать требуемый объем. В связи с этим обучение написанию аргументированного высказывания требует комплексного подхода, системного обучения эффективным стратегиям выполнения задания.

Написанием сочинения с элементами рассуждения целесообразно завершать изучение лексической темы, когда учащиеся имеют возможность обобщить и систематизировать фактические знания по теме и достаточно свободно владеют активной лексикой для того, чтобы обсуждать проблемные вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Эффективная модель обучения аргументированному письменному высказыванию включает в себя несколько этапов.

Мотивационный этап, цель которого — погружение в тему, создание атмосферы, побуждающей учащихся думать и рассуждать. На данном этапе учитель может использовать в своей работе следующие приемы: просмотр видеоролика по теме, обсуждение цитаты, комментирование предложенных картинок или диаграмм. Хорошим подспорьем для учителя является тематическая подборка видеороликов к каждому разделу учебника «Звездный английский» для 10 и 11 классов. Этот материал является стимулом к обсуждению проблем, вызывает эмоциональный отклик у учащихся и, как следствие, желание размышлять над проблемой сначала в устной, а потом и в письменной форме.

Этап анализа формулировки темы направлен на развитие умения учащихся выделять ключевые слова в теме сочинения, которые помогают определить границы рассмотрения темы, не позволяющие учащимся отклоняться от нее в своих рассуждениях и выходить за ее рамки. Например, анализируя тему эссе-мнения, предложенную в учебнике «Звездный английский» 10 класс, урок 5.10, мы выделяем следующие ключевые слова:

Most countries consider tourism essential. On the other hand, some people believe that it can have serious negative effects. What is your opinion?

Семантический анализ темы позволяет нам четко определиться с ее границами: положительное и отрицательное влияние туризма на жизнь страны. Далее мы переходим к обсуждению этого влияния в разных сферах. На этом этапе важно выявить проблемный характер темы, неоднозначность существующих мнений. При обсуждении этого вопроса нужно развивать умение учащихся перефразировать тему, используя синонимичные слова и выражения.

Несомненно, на этапе подготовки к написанию эссе-мнения важная роль отводится принципу взаимосвязи устной и письменной речи. Письменному оформлению высказывания должен предшествовать этап сбора материала, аргументов, подтверждающих ту или иную точку зрения по теме в определенных нами рамках, их систематизации, структурирования согласно предлагаемому плану. Этап обсуждения темы эффективно проводить, используя технологию мини-дебатов, когда учащиеся самостоятельно разбиваются на группы для обсуждения:

1 группа — учащиеся, которые согласны с данным утверждением;
2 группа — учащиеся, которые не согласны с данным утверждением;
3 группа — учащиеся, которые на данном этапе еще не уверены в своей точке зрения.


Предварительное обсуждение в группах с использованием приема мозгового штурма позволяет учащимся определиться с аргументами в поддержку своей точки зрения. При проведении мини-дебатов представитель каждой команды формулирует аргумент и подтверждает его примерами, разъяснениями. Команда соперников имеет возможность опровергнуть точку зрения своих оппонентов, выдвинув контраргументы. Задача каждой из команд — доказать и отстоять свою точку зрения, убедить в правильности своей позиции. Роль судей исполняют учащиеся третьей группы, которые, выслушав обе команды, делают вывод, какая из них была более убедительна. Важно развивать умение учащихся формулировать вывод по итогам обсуждения, в котором они отражают неоднозначность рассматриваемой проблемы, но делают выбор в пользу своего мнения. По мере проведения мини-дебатов все учащиеся делают пометки в картах, представляющих структуру эссе-мнения, фиксируя наиболее убедительные аргументы и примеры. На этапе структурирования материала, по сути, разрабатывается развернутый план эссе-мнения.

Opinion Essay
200-250 words

Introduction
State the problem: attention grabber + background (2–3 sentences, a rhetorical question)
State your opinion

I think… I believe… In my opinion… In my view… I doubt whether…

Argument 1 + reason with explanation and proof
In the first place… First of all… To start/begin with…
The reason why… is that… This would mean… By doing this… As a result … Thus… For example…,
such as, like, especially, in particular

Argument 2 + reason with explanation and proof
Secondly…, In addition, What is more…

Argument 3 + reason with explanation 
Thirdly…, Finally.., Moreover
and evidence

Give an opposing view

On the other hand… Yet, it is argued that… People argue that… There are people who oppose… Opponents of this way say… Many people think… It is often assumed that… Nevertheless…

Argument(s) for the other view 1–2  

They argue that…They doubt the…They are afraid that…

Your counter argument(s) 1–2

I am afraid, however, that… Contrary to what most people believe…, I disagree…, I am sure…

Conclusion. Restate your opinion

In conclusion… On the whole… To sum up… All in all… All things considered… Taking everything into account…

Схема структуры эссе-мнения ориентирует учащихся на построение сочинения в соответствии с планом, логичное деление на соразмерные по величине абзацы, грамотное использование средств логической связи в соответствии со стилем высказывания, соблюдение требования к объему.

Составление и обсуждение развернутого плана эссе-мнения является эффективной подготовкой для следующего этапа — этапа самостоятельной работы учащихся над окончательным оформлением аргументированного письменного высказывания, которое может проводиться в классе или дома. Существенную помощь при этом могут оказать карты самопроверки, представленные в учебнике «Звездный английский», акцентирующие внимание учащихся на критериях, которые должны быть соблюдены при написании эссе как в отношении его организации и содержания, так и языкового оформления.

Большую ценность имеет и этап взаимопроверки, когда учитель предлагает учащимся обменяться своими работами и, выступив в роли экспертов, проверить и оценить эссе одноклассников по критериям, используемым на ЕГЭ: содержание — 3 балла, организация — 3 балла, лексика — 3 балла, грамматика — 3 балла и орфография, пунктуация — 2 балла. Им предлагается традиционная схема оценивания задания С2 из сборников по подготовке к ЕГЭ. Практика показывает, что поначалу учащимся непросто справляться с этим заданием, им приходится неоднократно перечитывать работы, они не всегда уверены в правильности исправлений, которые они вносят в работу карандашом. Тем не менее, этот вид деятельности вызывает у них большой интерес, особенно когда позже они могут сравнить свою оценку работы с оценкой учителя, представленной в той же схеме. Более того, обучаясь анализировать чужую работу, учащиеся прочно усваивают критерии, которым должно соответствовать эссе в формате ЕГЭ, и более осознанно начинают анализировать и редактировать свои собственные работы.

Использование представленной модели обучения аргументированному письменному высказыванию позволяет совершенствовать навыки продуктивной письменной речи, развивать познавательный интерес через проблемное обучение, вовлекать учащихся в самостоятельную практическую деятельность. Наконец, эта поэтапная модель задает алгоритм самостоятельной деятельности учащихся при написании эссе в условиях контрольных срезов, олимпиад или экзамена и обеспечивает успешное выполнение задания.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.