«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КЛЮЧ К ЗНАНИЯМ

Понедельник 23 ноября 2015

Современный урок представляет собой тандем, в котором учитель и ученик продуктивно и органично взаимодействуют друг с другом.

настроение: радостное

ключевые слова: современный урок, урок нового типа

город: Белгород

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили
вчера, мы украдем у наших детей завтра.
Джон Дьюи

Современный урок представляет собой тандем, в котором учитель и ученик продуктивно и органично взаимодействуют друг с другом.

Но педагогу необходимо не только знать предмет и иметь творческий подход, но и соблюдать основные требования, предъявляемые к нему, а именно:

  • Целеполагание;
  • Мотивация;
  • Практическая значимость знаний и умений;
  • Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым учащимся;
  • Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков;
  • Построение каждого этапа урока по схеме: задача — деятельность учащихся по выполнению задачи — итог деятельности — контроль уровня выполнения. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом его этапе;
  • Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации;
  • Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе;
  • Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля;
  • Качественная положительная оценка деятельности учащихся;
  • Рефлексия;
  • Минимизация и вариативность домашнего задания;
  • Организация психологического комфорта на уроке.

Исходя из этих требований, меняется подход к современному уроку. Учителю необходимо тщательно продумывать структуру урока, так как он должен быть направлен на получение новых результатов — личностных, метапредметных и предметных.

При моделировании и проведении урока я использую различные методы, приёмы и средства обучения. На некоторых из них я бы хотела остановиться подробнее.

Объявление темы урока. Сообщение целей и задач

Как научить детей целеполаганию и самостоятельному формулированию темы урока? Я использую видео- или аудиоматериалы, например, отрывок из мультипликационного фильма «Двенадцать месяцев» (на первом уроке в 3 классе по теме “Seasons”, УМК Кузовлева В. П. для 3 класса) или фрагмент из песни “The Body Song” в формате MP4. Прослушав запись, ребята быстро догадываются, что на уроке пойдёт речь о внешности человека. Очень часто я использую игру «Вычеркни лишнее слово», например, по теме “House”, УМК Кузовлева В. П. для 6 класса. Вычёркивая лишние слова из каждой строки, связанные с темой «Дом», учащиеся выписывают их на доску (или работают с интерактивной доской и выделяют лишние слова другим цветом) и по первым буквам лишних слов, записанных в столбик, определяют тему занятия.

Планирование работы на уроке

В определении целей и задач предстоящего занятия мне помогает иллюстративно-наглядный материал. Например, я показываю детям фотографии, карточки или картинки, по которым легко можно определить, что ждёт их на уроке. Иногда я прибегаю к загадкам и рифмовкам на определённую тематику, непосредственно связанную с темой самого урока. Иногда я предлагаю ребятам ознакомиться с материалом учебника, рабочей тетради или книги для чтения и прошу их самостоятельно определить задачи, которые они будут выполнять. Таким образом, учащиеся самостоятельно работают с УМК и анализируют необходимый материал.

Практическая деятельность учащихся

На этом этапе я предпочитаю парную или групповую работу. Например, хорошо известная всем игра «Крокодил» актуальна и на уроках иностранного языка, когда один учащийся в паре объясняет другому слова при помощи мимики и жестов. Включение такого игрового элемента также позволяет снять психологическое напряжение на уроке и создаёт благоприятный микроклимат. Также я активно использую работу в парах, что способствует развитию взаимопомощи. Каждый из учащихся является важным членом команды, отвечает за общий результат.

Большое внимание я уделяю групповой работе, где каждый выполняет посильную задачу, но, тем не менее, включён в активную познавательную деятельность (например, при работе над проектами или поставленными проблемными заданиями). Так, учащиеся 5 класса с удовольствием представили свои групповые проектные работы по теме «Лондон и его достопримечательности». В ходе работы над проектом ребята подготовили интересные с точки зрения оформления и содержания коллажи, «мини-экскурсию» в Лондон и презентации о знаменитых достопримечательностях. Из собственного опыта могу сказать, что учащиеся принимают активное и самое непосредственное участие при постановке небольших сценок по заданной тематике: они продумывают название, имена героев, распределяют роли и готовят материал (на подготовку таких работ отводится несколько уроков). Особой популярностью пользуются мини-сценки «У врача», «В магазине».

Для учащихся старшего звена актуальнее создание видеороликов, оформление буклетов или брошюр, интерактивных плакатов. В последнее время я всё чаще вовлекаю сильных учащихся в работу экспертных групп, которые координируют деятельность слабоуспевающих учащихся на уроке. У каждого слабоуспевающего учащегося есть табличка “Help”; подняв её на уроке, он может обратиться за разъяснением к учителю или членам экспертной группы. В ходе парной работы необходимо использовать механизм взаимооценивания с целью выявления успешности работы каждого для достижения эффективного результата (например, обмен работами).

Осуществление контроля. Оценивание учащихся

Говоря о системе контроля и оценивания, хотелось бы упомянуть применяемые мной личные карточки достижений, в которые заносятся баллы при выполнении заданий в ходе парной работы, а затем выводится среднеарифметический балл за урок. Не стоит забывать о самооценивании и самоконтроле. В этой карточке есть подпункт Self-assessment, в нём ребята самостоятельно оценивают себя по различным видам речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо, говорение (Приложение 1). Учащиеся заполняют эти карты в течение урока. В начале урока я раздаю так называемый маршрутный лист, где ученик отмечает, какую оценку он хотел бы получить. Маршрутный лист содержит все материалы и упражнения к уроку, разбитые поэтапно. По ходу урока туда заносятся промежуточные результаты и выводится оценка по каждому заданию, а затем средний балл. Таким образом, учащиеся могут проследить свою работу и её результативность на разных этапах урока, а также сравнить желаемые и полученные результаты.

Подведение итогов урока

Это этап анализа собственной работы, а также работы одноклассников во время урока. Ребятам очень понравилась работа с картиной «Яблоневый сад». Я предлагаю им закрыть глаза, представить, что они гуляют по прекрасному яблоневому саду и вдыхают аромат свежих яблок. Открыв глаза, ребята говорят, каким яблоком на этом дереве они почувствовали себя: наливным (всё получилось на уроке, доволен своей работой) или немного незрелым (есть к чему стремиться). Учащиеся обязательно проговаривают, что им нужно сделать, чтобы яблоки их знаний созрели. В конце урока, по традиции, каждый получает такое яблоко в качестве поощрения за работу на уроке.

Современные стандарты не только диктуют определённые условия, но и дают начало творчеству и вдохновению. И лишь владея всеми методами работы на уроке, педагог готов к эксперименту и творческому полёту, что непременно вдохновит и его коллег, и его учеников.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.