«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (С УМК «ЗВЕЗДНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» 2–4)

Вторник 3 Ноябрь 2015

Универсальные учебные действия (УУД) – это ключевые познавательные умения, необходимые учащимся для изучения не только иностранного языка, но и других областей человеческого знания. По своей функции, УУД намного важнее, чем предметные знания, нагружающие матрицу памяти. Переход от сообщения учащимся готовых знаний к развитию у них умения добывать информацию означает дополнение «знаниевой» парадигмы образования компетентностной парадигмой, что соответствует требованиям ФГОС.

Universal learning skills are key cognitive functions necessary for students to learn not only a foreign language, but also other areas of human knowledge. In the process of learning these universal skills are much more important than the subject knowledge loaded in the memory matrix. The transition from “mug and jug” teaching to developing in learners the skills of obtaining information means adding competence dimension to the knowledge paradigm in education thus meeting the requirements of the Federal Educational Standard in Russia.

настроение: практико-ориентированное

ключевые слова: метапредметные результаты, универсальные учебные действия, Федеральный государственный образовательный стандарт, технологическая карта

город: Тамбов

e-mail: rad_millrood@mail.ru

Что такое универсальные учебные действия?

Универсальные учебные действия – это познавательные стратегии, необходимые для поиска, получения и фиксирования, осмысления и понимания, запоминания и хранения, трансформации и применения, создания и распространения знаний.

Какие бы знания учащиеся не стремились освоить, им нужно уметь искать и находить требуемую информацию, а также фиксировать ее в той или иной форме для последующего использования. Полученную информацию нужно осмыслить и понять, то есть соотнести с ранее усвоенной информацией и встроить новые сведения в имеющуюся систему знаний. Содержание обучения важно запомнить в разной форме и уметь хранить не только в памяти, но и на бумаге или в электронном виде, а также в виде умений и навыков. Чтобы применить усвоенную информацию, ее необходимо трансформировать, так как проблемные задачи никогда не бывают похожи одна на другую (похожие друг на друга ситуации нельзя назвать проблемными). Наконец, учащимся современной школы важно не только усваивать готовые знания, но и создавать свой, доступный возрасту, интеллектуальный продукт и уметь сделать его достоянием других.

Познавательные стратегии можно отнести к универсальным учебным действиям, если они нужны учащимся не только при выполнении конкретного задания и не только при усвоении содержания одного из школьных образовательных курсов. Универсальные учебные действия необходимы школьникам для успешного обучения в целом и составляют сущность метапредметных результатов школьного образования в России.

Универсальные учебные действия у начинающих школьников формируются в пределах их возможностей, обусловленных возрастной стадией развития.

Как психологические новообразования младшего школьника влияют на формирование УУД?

Как следует из ПООП начальной школы, центральные психологические новообразования младшего школьника существенно повышают его познавательные возможности. Младшие школьники могут формулировать логически правильные суждения. У них появляется способность произвольно запоминать материал (чем нередко злоупотребляют учителя). Учащиеся 2–4 класса умеют молча размышлять и рассуждать вслух, пользоваться знаками и символами, моделировать информацию в рисунках, таблицах и схемах, давать описание и находить соответствия, классифицировать и группировать, исключать лишнее и критически мыслить, использовать догадку и воображение, осуществлять доступные возрасту творческие проекты. Для ученика начальной школы по силам действовать целенаправленно и мотивированно, так как учебная деятельность приобретает для них осознанный личностный смысл.

Имеющийся у учащихся начальной школы познавательный потенциал повышает их учебные возможности, которые не всегда реализуются в учебном процессе. Например, возросшая способность детей логически мыслить может быть с пользой реализована в многочисленных интеллектуально нагруженных заданиях, в том числе и в занимательной учебной активности. Тем не менее, отдельные учителя и родители по традиции наиболее ценным в учебном процессе считают усвоение информации учебника, то есть нагружают память ребенка и предпочитают механические упражнения. Например, сомнительным «достоинством» является способность детей «правильно читать незнакомые слова по правилам чтения», что мало соответствует процессу извлечения смысла из письменного текста и совершенно недостаточно для чтения английских слов с многочисленными исключениями из правил.

Вместо развития у детей интеллектуально ценных «мягких» умений (логика, сообразительность, воображение) на некоторых уроках настойчиво реализуется принцип «загрузки матрицы». Это объясняется тем, что традиционно предлагая учащимся начальной школы материал для запоминания, учитель неправомерно сужает цель и задачи своей деятельности до стремления «научить языковым знакам». Родители иногда приветствуют такую методику, так как получают возможность «контролировать усвоение материала» их детьми. В таких условиях замедляется темп развития детской личности, наблюдается перегрузка нервной системы, снижается познавательная мотивация и, в результате, тормозится освоение иностранного языка как средства познания, общения, развития и реализации себя в современном мире.

Причиной подобного искажения учебного процесса является то, что некоторые учителя и родители забывают о первостепенной важности задачи научить детей учиться, то есть сформировать у учащихся начальной школы универсальные учебные действия (УУД). Запоминание содержания учебника, при всей важности программного материала, вторично для успешного овладения любым школьным предметом и иностранным языком. Это доказывается многочисленными случаями успешного запоминания материала учебника и неспособностью использовать иностранный язык в реальных жизненных ситуациях. Научить учиться означает научить детей думать и говорить, понимать и решать, действовать и оценивать. Только так можно приблизить обучение иностранному языку к его практическому применению в жизни. Рассмотрим эту проблему подробнее.

Для чего учащимся начальной школы нужны универсальные учебные действия?

Традиционно, основным результатов образовательного курса считаются полученные теоретические и практические знания (компетенции). С подобным пониманием результатов обучения можно частично согласиться, но усвоенных знаний недостаточно для того, чтобы считать этот итог полным.

Следуя старой мудрости о том, что нужно не только дать голодному хлеб, но и научить выращивать собственный урожай, особая ценность образования заключается в том, чтобы научить детей учиться, получая удовольствие от процесса поиска, усвоения и применения самостоятельно обретенных знаний.

Задача сформировать у учащихся начальной школы умение и желание учиться считается главной в УМК «Звездный английский». В отличие от традиционно написанных пособий, где главным считается нагрузить память начинающих школьников учебной информацией, УМК «Звездный английский» как современный учебник, соответствующий высоким стандартам современного образования, делает акцент на вовлечение учащихся в разнообразные виды познавательной деятельности. Вовлечение в интеллектуально нагруженную деятельность есть главное условие формирования у детей умения учиться.  

В учебной деятельности выделяются познавательные действия, которые характерны для получения знаний в различных проблемных ситуациях. Проблемные ситуации меняются, но постепенно дети начинают замечать, что одни проблемные ситуации не похожи на другие, а другие повторяются и напоминают друг друга. В проблемных ситуациях у школьников начинают формироваться обобщенные и переносимые на другие обстоятельства учебные действия, которые называются «универсальными». Отметим, что запоминание материала — это тоже универсальное учебное действие, однако в современной дидактике и языковой педагогике это действие играет вспомогательную роль, а ведущее значение приобретает познавательно-коммуникативная активность развивающего характера.

Какие требования формулирует ФГОС к метапредметным результатам обучения детей в начальной школе?

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителями задачу создать условия для формирования у учащихся начальной школы ключевых умений учиться, то есть организовывать свою познавательную деятельность, находить, обрабатывать, усваивать, сохранять и применять знания различными рациональными способами, в том числе, в контактном и дистанционном общении с помощью информационно-коммуникационных технологий. Для этого в образовательном курсе у школьников закладываются основы универсальных учебных действий регулятивного, познавательного и коммуникативного типа. Универсальность познавательных действий состоит еще и в том, что дети осваивают межпредметные понятия и содержательные связи между различными областями знаний, осмысленно читают и наблюдают за окружающей действительностью, размышляют и рефлексируют, самостоятельно ищут ответы на вопросы и проявляют себя в творчестве.

Какие универсальные учебные действия включает Примерная основная образовательная программа по иностранным языкам?

Примерная основная образовательная программа начальной школы по иностранным языкам делит регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД на две группы: «выпускник научится» (для учащихся с наиболее часто встречающимся уровнем способностей) и «выпускник получит возможность научиться» (для учащихся с повышенным уровнем способностей).

В области регулятивных УУД, в соответствии с ПООП, каждый выпускник начальной школы научится принимать и сохранять учебную задачу при выполнении сложной последовательности действий, планировать свои действия, контролировать и оценивать результат, вносить коррективы в деятельность при поддержке учителя.

Регулятивные УУД можно обобщить в таблице:

Сохранение учебной задачи Планирование и контроль учения Коррекция деятельности
Понять задание

Принять задание

Приготовиться к работе

Планировать действия

Осуществлять действия

Оценивать результат

Принимать замечания

Работать над ошибками

Повторно действовать

Наиболее способные выпускники начальной школы получат возможность научиться ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу, переносить усвоенные действия на новый учебный материал, самостоятельно контролировать, оценивать и корректировать деятельность. Иными словами, более способные учащиеся получат возможность научиться организовывать свое обучение самостоятельно.

В области познавательных УУД каждый выпускник начальной школы научится искать и фиксировать нужную информацию, пользоваться системой знаков и символов, применять разные способы решения задачи, выделять существенную информацию, сравнивать, строить последовательность, группировать, классифицировать факты и сведения, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать умозаключения, устанавливать соответствие между разрозненными фактами и общим для них понятием, пользоваться аналогиями, владеть обобщенными способами решения задач.

В наиболее общем виде познавательные УУД можно представить в виде таблицы:

Извлечение знание Понимание информации Применение знаний Анализ и синтез Критическое мышление
Заметить

Выбрать

Фиксировать

Организовать

Хранить

Извлекать

Описать

Объяснить

Соотнести

Выделить

Изменить

Осмыслить

Отобрать

Выстроить

Обновить

Внедрить

Получить

Проверить

Сортировать

Сравнивать

Удалять

Комбинировать

Пробовать

Создавать

Предполагать

Предлагать

Проверять

Доказывать

Сомневаться

Итожить

В области познавательных УУД, наиболее способные ученики начальной школы получат возможность научиться пользоваться расширенными ресурсами интернета и ИКТ, предлагать свои способы решения задач, создавать собственные знания на основе доступной информации, пользоваться логическими операциями мышления для выделения причинно-следственных связей.

В области коммуникативных универсальных учебных действий выпускники начальной школы, в соответствии с ПООП, научатся пользоваться речевыми средствами в познавательных целях, строить расширенные монологические высказывания, пользоваться аудиовизуальной поддержкой в процессе своих выступлений, владеть диалогической формой учебного общения, применять инструменты ИКТ и дистанционного общения. Они будут допускать существование разных мнений, стремиться к координации действий и учебному сотрудничеству, формулировать собственное мнение, приходить к общему решению, четко и понятно выражать свою мысль.

Коммуникативные УУД в обобщенном виде показаны в таблице:

Запрос

информации

Коммуникация информации Учебное сотрудничество
Задавать вопросы

Искать информацию

Находить знания

Передавать знания

Публично выступать

Дистанционно общаться

Обсуждать проблемы

Принимать мнения

Сообща искать решение

В области коммуникативных УУД, наиболее способные учащиеся начальной школы получат возможность научиться обосновывать собственную позицию, находить приемлемое для всех решение в ситуациях столкновения мнений, полно и подробно передавать партнеру по учебе новую информацию, задавать проблемные вопросы, сотрудничать в учении и оказывать партнеру помощь.

Какие познавательные действия универсальны в овладении иностранным языком?

Содержание обучения иностранным языкам в начальной школе подробно представлено в Примерной основной образовательной программе (2015).

Осваивая образовательную программу иностранного языка, учащиеся начальной школы изучают культуру стран изучаемого языка, фонетические и лексико-грамматические средства языка, основные виды речевой деятельности (говорение и слушание, письмо и чтение).

Универсальные учебные действия для овладения содержанием обучения иностранным языкам могут быть систематизированы следующим образом (курсивом выделено содержание разделов «Выпускник получит возможность научиться»):

Содержание обучения иностранным языкам Универсальные учебные действия для овладения иностранным языком
Говорение

Участие в диалогах

Описание объектов

Рассказ о себе

Воспроизведение наизусть

Характеристика персонажа

Изложение прочитанного

Инициация / завершение общения

Сообщение информации

Запрос информации

Выражение мнения / отношения

Поддержание общения

Координация деятельности

Этикет общения

Аудирование

Понимать на слух речь партнеров

Воспринимать аудиозапись

Полностью понимать аудиотекст

Пользоваться догадкой

Активное слушание

Извлечение информации

Выбор информации

Понимание информации

Дополнение информации

Чтение

Соотносить графику и звучание

Читать вслух

Читать про себя

Читать и находить информацию

Догадываться по контексту

Игнорировать незнакомые слова

Декодирование текста / слова

Озвучивание текста

Просмотр текста

Поиск информации

Изучение текста

Интенсивное чтение

Экстенсивное чтение

Письмо

Выписывать материал из текста

Писать поздравительную открытку

Писать по образцу письмо другу

Письменно отвечать на вопросы

Составлять рассказ по плану/словам

Заполнять анкету

Оформлять конверт

Оформлять поля электронной почты

Фиксация информации

Выражение отношения

Письменное общение

Сообщение информации

Использование форматов

Творческое самовыражение

Заполнение форм

Общение средствами ИКТ

Знако-символическое кодирование

Языковые средства

Алфавит и буквосочетания

Транскрипция

Группы слов по правилам чтения

Пользование словарем

Электронный перевод слов

Запоминание языковых средств

Применение языковых средств

Систематизация языковых средств

Пополнение языковых средств

Перевод языковых средств

Накапливание языковых средств

Фонетика

Адекватное произношение

Адекватная интонация

Имитация произношения

Анализ произношения

Фонетическое оформление речи

Лексическая сторона речи

Узнавать слова

Оперировать активной лексикой

Узнавать способы словообразования

Запоминание слов

Расширение словарного запаса

Употребление слов в речи

Анализ лексического знака

Грамматическая сторона речи

Знать типы предложения

Знать части речи

Знать грамматические явления

Сложносочиненные предложения

Второстепенные члены предложе-ния

Анализ структуры предложения

Анализ типов предложения

Анализ частей речи

Анализ членов предложения

Трансформация предложений

Расширение / соединение предложений

Синтез предложений

Приведенная таблица показывает, что содержанию обучения иностранным языкам, начиная с начальной школы, соответствуют универсальные учебные действия, обеспечивающие усвоение программных знаний. Универсальность этих действий состоит не только в том, что они пригодны для овладения любым иностранным языком, но также и в том, что эти действия необходимы для освоения программы любого образовательного курса средствами устной и письменной коммуникации.

Какие универсальные учебные действия нужны для смыслового чтения?

ФГОС начальной школы формулирует требование формировать у учащихся умение смыслового чтения — осмысленного извлечения и преобразования информации, содержащейся в тексте.

Универсальные учебные действия в процессе смыслового чтения направлены на выполнение соответствующего учебного задания. Содержание УУД смыслового чтения следующее (см. схему):

В процессе смыслового чтения учащиеся начальной школы получают задание прочитать и понять текст, восстановить вспомнить ранее приобретенные аналогичные знания (например, части уже прочитанного текста или ранее увиденных фрагментов фильма), соединить хранящуюся в памяти информацию с новыми элементами, также применить полученную информацию в той или иной форме (познавательные УУД). Для этого им также нужно самим организовать выполнение задания (регулятивные УУД), общаться с учителем и сверстниками, а также рассказать об итогах работы (коммуникативные УУД). Все эти действия могут быть названы универсальными для любого задания смыслового чтения в любом школьном образовательном курсе.

Какие технологии помогают активизировать УУД в процессе смыслового чтения?

Эффективным способом активизации УУД в процессе смыслового чтения можно считать технологию «оценочных суждений».

Учащиеся начальной школы, овладевшие элементами письменной речи и умеющие заполнять различные бланки, получают приводимую ниже форму:

!

I know it already

+

It’s useful for the task

It’s useless for the task

=

It’s interesting

?

I want to know more

         
         
         
         

Учащиеся получают задание, для выполнения которого им может помочь предложенный им текст. В ходе выполнения задания, учащиеся читают текст и заполняют все колонки таблицы. Они коротко пишут о том, что им уже известно в предложенном тексте. Также учащиеся кратко отмечают, какая информация из текста полезна или бесполезна для выполнения полученного задания. Дети говорят или записывают несколько слов о том, что им показалось интересным. Они также отмечают, о чем они хотели бы узнать больше.

Например, в учебнике «Starlight» для второго класса (модуль 1) есть серия заданий, в которых учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы. К текстам прилагаются картинки. Учитель предварительно беседует с учащимися по содержанию картинки. Отдельные подробности умышленно пропускаются. После такого обсуждения дети читают текст и подводят итог о том, что они уже знали раньше (из устного обсуждения), какие факты оказались новыми, чтобы показалось интересным, о чем они хотели бы узнать больше и т. п.

Технология оценочных суждений не только обучает, но и развивает школьников.

Как использовать технологическую карту для планирования УУД в начальной школе?

Для планирования урока (фрагмента урока) с формированием универсальных учебных действий учащихся можно использовать предлагаемый формат технологической карты:

УМК

Модуль

Задание

Цель / Задача Прием и технология решения задачи Действия учителя Действия учащихся УУД:

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Результаты: личностные

метапредметные

предметные

 

 

 

           

В предлагаемом формате технологической карты указывается учебник иностранного языка, изучаемый модуль и запланированное для урока задание. Конкретизируется цель фрагмента урока и решаемая задача. Называется методический прием и раскрывается организационно-педагогическая технология обучения. Описываются действия учителя и учащихся. Перечисляются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД и планируются ожидаемые личностные, метапредметные (обобщенно) и предметные результаты.

Рассмотрим в качестве примера задание для учащихся второго класса (УМК «Звездный английский» для 2 класс, часть первая):

А. Найди в таблице слова mummy, daddy, brother, sister и обведи их.
Б. Посмотри на картинки и скажи, кем приходятся Ронни изображённые
на них кролики, как показано в образце:
This is Ronny’s (mummy).

Второклассникам необходимо найти в предложенном объекте требуемую информацию в знаково-символической форме (названия членов семьи) и соединить ее с изображениями членов семьи. Для этого детям нужно проявить наблюдательность и идентифицировать изображения членов семьи «кто есть кто» по мелким деталям, пользуясь подсказкой (познавательные УУД). Им необходимо также предварительно понять и принять задание, удержать в памяти задачу на весь период ее выполнения (регулятивные УУД). Детям предстоит услышать и понять задание, задать вопросы учителю или сверстникам, рассказать о результате выполнения задания, а также послушать ответы сверстников и сравнить с собственными выводами (коммуникативные УУД). Покажем планирование этого фрагмента урока с помощью технологической карты:

УМК

Модуль

Задание

Цель / Задача Прием и технология решения задачи Действия учителя Действия учащихся УУД:

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Результаты: личностные

метапредметные

предметные

«Звездный английский» 2 класс. Ч. 1

Модуль 1

Задание 3

Научить детей читать слова группы «члены семьи» Прием: составление слов из букв Технология:

поиск слова в буквенной таблице, установление соответствий изображений по мелким деталям

 

дает задание и пояснения;

приводит пример;

наблюдает;

поясняет;

проверяет

выполняют задание;

задают вопросы;

читают слова;

находят

картинки;

говорят

понимают и выполняют задание,

пользуются знаками и символами, анализируют и устанавливают соответствия, называют и сообщают

интерес к выполнению активных заданий, умение пользоваться знаками и символами, а также умение анализировать, сравнивать и устанавливать соответствия,

умение называть и сообщать

Активный характер заданий, используемых в УМК «Звездный английский» для начальной школы активизирует познавательно-коммуникативную деятельность учащихся, приступающих к изучению английского языка, делает учебный процесс интеллектуально нагруженным, формирует универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС для начальной школы.

Следует подчеркнуть, что технологическая карта не заменяет более привычный для учителя план урока, а служит дополнением к планированию занятия в тех случаях, когда необходимо более подробно представить для себя и коллег те или иные инновационные технологии обучения. В этой связи технологические карты более всего пригодны для разработки, планирования и внедрения инновационных форм обучения.

Формирование у учащихся начальной школы требуемых ФГОС универсальных учебных действий является актуальной задачей современной языковой педагогики. «Мягкие умения» учиться, то есть думать и говорить, понимать и решать, действовать и оценивать в условиях современного образования и жизни оказываются значительно ценнее «жестких знаний» в результате выполнения традиционных заданий запоминать и воспроизводить, тренировать и делать по образцу, выполнять и докладывать.

Приоритетом в УМК «Звездный английский» является личностное развитие учащихся, их инициатива, сообразительность, творчество, включая предметные умения пользоваться иностранным языком в решении коммуникативных задач, а также ключевые для успеха интеллектуальные действия и операции, составляющие сущность универсальных учебных действий. Любое универсальное учебное действие является познавательно-коммуникативным по своей сути и может быть легко перенесено во множество практических жизненных ситуаций. Это означает, что овладение универсальными познавательными действиями и есть практическое овладение иностранным языком.

6 Comments »

Отличная статья, огромное спасибо автору. Статья универсальная.Информация полезная, которую можно применить к любому УМК.

4 Ноябрь 2015 | 4:02
Radislav Millrood:

Спасибо за интерес к статье. Буду рад, если Вы поделитесь опытом своей работы.

5 Ноябрь 2015 | 16:39
Светлана Усачева:

Как много в последнее время говорят и пишут об УУД, но для меня многое, по-прежнему, оставалось непонятным до того момента, пока я не прочитала Вашу статью. Спасибо Вам огромное! Согласна, что полученную информацию можно использовать к любому УМК.

18 Ноябрь 2015 | 19:18
Радислав:

Спасибо за комментарий! Если у Вас будет опыт применения положений статьи в своей практике, поделитесь, пожалуйста. Это будет интересно и полезно всем.

18 Ноябрь 2015 | 20:32
Надежда Косухина:

Радислав Петрович!Отличная статья! Вы все так просто, понятно описываете! Спасибо Вам большое за Ваш труд!

2 Апрель 2016 | 9:42
Радислав:

Спасибо! Приглашаю на вебинары)))

4 Апрель 2016 | 10:25
Оставить комментарий

Комментарий

..