«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Пятница 13 ноября 2015

Формирование духовно-нравственных ценностей начинается в семье, продолжается в детских сообществах, творческих коллективах, в сфере массовой коммуникации, искусства и отдыха. Но наиболее последовательно и глубоко развитие духовно-нравственных основ личности ребёнка происходит в школе.

The formation of spiritual and moral values first starts in family, then at kindergartens and another social institutes but most of all it can be formed at school.

ключевые слова: семья, ценности, духовно-нравственный, социокультурный, праздники, патриотизм

город: Новый городок, Одинцовский р-н, Московская обл.

Формирование духовно-нравственных ценностей начинается в семье, продолжается в детских сообществах, творческих коллективах, в сфере массовой коммуникации, искусства и отдыха. Но наиболее последовательно и глубоко развитие духовно-нравственных основ личности ребёнка происходит в школе. Именно здесь сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, культурная, духовная жизнь детей.

В начале XXI века понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. Каждый школьный предмет «Нашей новой школы» по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Одним самых сильных по воздействию на духовно-нравственную сферу школьника учебных предметов всегда был и остаётся иностранный язык. Наш предмет имеет существенную особенность: язык изучается как средство общения и содержательно соприкасается с общечеловеческими ценностями. На чём же основано традиционно сильное воздействие иностранного языка на мировоззрение, воспитание и характер школьника? Секрет кроется в мощном воспитательном потенциале этого школьного предмета. Большинство методистов, среди которых Е. И. Пассов, С. Ф. Шатилов, Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова, говорят о воспитательной специфике обучения иностранному языку как о главном предназначении предмета.

Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования и формирует у ученика широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания школьников являются базовые национальные ценности. По мнению автора этой статьи, иностранному языку принадлежит ведущая роль в воспитании гражданина России.

Каждый урок английского языка строится на основе традиционных «источников» нравственности и человечности: Россия и патриотизм её многонационального народа, семья, служение Отечеству, уважение к труду и творческому созиданию, любовь к родной земле, ценность знания, толерантность, эстетическое развитие и красота духовного мира человека, способность к сотрудничеству с представителями других стран и культур. Рассмотрим на конкретных примерах, как система работы учителя создаёт среду для духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Иностранный язык, как ни странно это звучит, помогает постичь родной язык и отечественную культуру. На уроках, посвящённых роли английского языка как средства международного общения, я часто обращаюсь к детям с такими словами: «Про достопримечательности Лондона знать нужно, но те, кто живёт в Британии, расскажут о них лучше. Английский язык нам нужен, прежде всего, чтобы поведать миру …» И мои ребята продолжают: « … о нас самих». На уроках мы учимся рассказывать о традициях, истории и культуре англоговорящих стран, чтобы суметь поведать о России и нашей национальной гордости: учёных, героях, великих городах и захватывающих дух творениях искусства. Работая по УМК “Starlight”, мы с ребятами активно изучаем культуру англоговорящих стран, а также готовим проекты, в которых рассказываем о культуре и традициях русского народа, о своем городе и его достопримечательностях, о любимых питомцах, семье и друзьях.

Духовно-нравственное развитие школьника предполагает воспитание гражданских чувств. Применительно к изучению английского языка это готовность человека к жизни в поликультурном обществе. В XXI веке не только крупный столичный город, но и такой маленький городок, как наш, может быть охарактеризован понятным всем «англичанам» выражением “melting pot of nations”. Как нам, таким разным, научиться жить по законам единой страны? Жизнь по правилам и общепринятым нормам начинается в школьные годы. Уроки по теме «Школьные правила», обмен мнениями и сочинение-размышление «Должны ли ученики носить школьную форму?», дискуссия «Как остановить школьных забияк» заставляют задуматься о порядке и необходимости соблюдения правил.

«Семья» — это тема, на примере которой можно проследить преемственность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования. Так, ученики начальной школы собирают портфолио, со страниц которого мы узнаём о близком окружении школьников. На уроках дети представляют свою семью, рассказывают об общих увлечениях —одним словом, учатся гордиться своими близкими. В основной школе акцент делается на поддержании семейных традиций, повседневных заботах семьи, распределении домашних обязанностей, общей заботе о здоровье, добрых взаимоотношениях и путях выхода из конфликта. Такие формы работы, как составление плана помощи по дому, подготовка и защита проектов «Семейные каникулы», «Наш дом», «Увлечения моей семьи», способствуют воспитанию любви, уважения и интереса к жизни семьи.

В старших классах, в группах углублённого изучения английского языка, работая над темой «Семья в современном мире», школьники делятся своими размышлениями о семейном счастье и способах выстраивания хороших взаимоотношений с окружающими. Не остаются без внимания и серьёзные проблемы современной семьи: растущее количество разводов, тенденция к заключению брачного контракта.

На уроках в старших классах я считаю своим долгом затронуть проблему здоровья. Нередко назидательный тон взрослых на уроках и внеклассных мероприятиях, посвящённых здоровью, вызывает у одних подростков улыбку («Опять учат, что нельзя курить и пить алкоголь…»), у других — недовольство и даже возмущение («Сами как-нибудь разберёмся, что нам делать со своим здоровьем…»). На уроках английского языка мы говорим о семье как об источнике продолжения рода. Практически все старшеклассники единодушно приходят к пониманию того, зачем нам нужно сохранять здоровье. Ответ прост: чтобы передать его следующему, здоровому поколению и улучшить свой род!

При изучении темы «Система социальной защиты» в 11 классе в группах базового уровня очень важны уроки по теме «Как живут пожилые люди?». В календарно-тематическом плане я, не скупясь, отвожу на эту тему больше уроков. Ребята получают задание собрать информацию о своих бабушках и дедушках: биографические данные, сведения об образовании и профессиях, которыми они занимались на протяжении жизни, рассказы о семье (детях, внуках, правнуках), о поддержке государства в виде пенсий и льгот. Самым важным в этой теме является личностный результат — желание подростков навестить своих пожилых родственников и оказать им посильную помощь. Во время подготовки проекта появляется лишний повод перелистать старый семейный альбом, послушать семейные истории, рассказать бабушке и дедушке о своих школьных делах.

Уроки и внеклассная работа («Неделя английского языка» в гимназии) воспитывают в детях чувство прекрасного, умение постигать красоту произведений живописи, музыки, литературы. Чтобы научить современных школьников, предпочитающих краткий язык SMS и интернета, внимательному отношению к Слову, я прошу ребят переводить отрывки из произведений поэзии и прозы. Им очень нравится взвешивать каждое слово в поисках лучшего способа передачи мысли на родном языке. Эстетическому развитию школьников способствуют уроки-виртуальные экскурсии. Многие ли из нас ходили по залам Лувра, Национальной галереи, Эрмитажа? Современные технологии дарят уникальную возможность для просмотра видео и виртуального путешествия по крупнейшим выставочным залам мира, не покидая школьной парты. На средней и старшей ступенях образования страноведческий и культуроведческий материал расширяется и приобретает не только информационный, но и воспитательный характер. Социокультурная компетенция школьников, формируемая в процессе работы над темами «Искусство» и «Литература», включает школьников в диалог культур, обогащает духовный мир человека, позволяет задуматься о смысле жизни, учит делать нравственный выбор.

Отношению школьников к природе традиционно посвящено очень много уроков английского языка. Если в начальной школе дети учатся называть природные объекты и описывать красоту и разнообразие природы, то в основной школе особое внимание акцентируется на влиянии человека на окружающий мир и экологической ситуации на планете. Защита творческих проектов «Человек, спаси планету!», создание стенгазеты «Как живёшь, Земля?», написание эссе «Автомобили: “за” и “против”», создание «дизайнерских» футболок с иллюстрациями и слоганами на экологическую тему — вот только малая часть того, чем занимаются мои ученики на уроках и внеклассных мероприятиях. Предлагаемые формы работы заставляют каждого ребёнка задуматься о судьбе нашего общего дома, о роли человека, который может не только созидать, но и, к сожалению, разрушать. Уроки английского языка учат детей принимать взвешенные решения, заботясь о настоящем и будущем Земли, о здоровом образе жизни.

Труд и творчество, стремление к истине, ценность знания — вот базовые понятия для любой учебной дисциплины. На уроках английского языка мы приобретаем знания о языке для достижения предметных результатов. Творческое применение полученных знаний способствует достижению метапредметных результатов, а именно: умению взаимодействовать с окружающими, планировать своё речевое и неречевое поведение, быть толерантным. И, наконец, самым главным итогом изучения иностранного языка является воспитание духовно-нравственных качеств, что и делает человека человеком.

Урок должен давать школьнику мировоззренческие и личностные ориентиры, воспитывать его, развивать духовные и нравственные основы.

[links&resources]

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
2. Проекты учащихся МБОУ Васильевской СОШ и АНОО гимназии «Виктория»

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.