«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ЭКОЛОГИЯ В ФОКУСЕ

Понедельник 30 Ноябрь 2015

Земля – наш общий дом. Для решения глобальных проблем человечества, для предотвращения экологической катастрофы требуется объединение сил всего человечества. Экологическое воспитание является частью современного воспитания подрастающего поколения. Благодаря метапредметному подходу учителя иностранного языка могут принять активное участие в решении этой важной проблемы.

The Earth is our common home. The solution of global problems and preventing of the environmental catastrophe will require the combined forces of mankind. Environmental education is a part of modern upbringing of younger generation. Due to the interdisciplinary approach the foreign language teacher can take an active part in addressing this important issue.

настроение: позитивное

ключевые слова: земля, экологическое воспитание, природа, окружающая среда, экологические проблемы, проект

город: Москва, ГО Щербинка

e-mail: akmaevaelena@gmail.com

Земля — наш общий дом. Для решения глобальных проблем человечества, для предотвращения экологической катастрофы требуется объединение сил всего человечества. Экологическое воспитание является частью современного воспитания подрастающего поколения. Благодаря метапредметному подходу учителя иностранного языка могут принять активное участие в решении этой важной проблемы.

Тема экологического воспитания затрагивается авторами различных УМК по английскому языку. Но, помоему мнению, особенно успешно делают это авторы УМК «Английский в фокусе» Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко и В. Эванс.

Экологическое образование осуществляется последовательно на трех этапах.

Первый этап — начальная школа (2–4 классы). Именно в этот период дети особенно эмоциональны, чувствительны и открыты к общению с живой природой. Уже на этом этапе закладываются основы экологической культуры. Это также этап формирования познавательного и нравственного отношения к природе.

Возможность включения элементов экологического воспитания предоставляется авторами УМК уже на этом этапе через введение соответствующей лексики, т. е. формирование базового словаря (названия животных, времен года и т. д.)

Так, например, в учебнике 4 класса героями комиксов наряду с людьми являются и животные. Учащиеся получают первые советы по правильному уходу за домашними животными, учатся доброму, гуманному отношению к братьям нашим меньшим (Module 3), знакомятся с многообразием животного мира и правилами поведения в зоопарке (Module 4).

Особую роль на этом этапе занимают песни, стихи и рифмовки о животных.

Второй этап — это основная школа (5–9 классы), где формируется система основных экологических понятий, умения рационального использования природы, навыков правильного (компетентного) поведения в природе, осознание роли человека в жизни планеты и родного края.

Например, в шестом классе учащиеся получают представление о планете Земля (Module 1), учатся вести беседу о погоде (Modules 2, 10), знакомятся с растениями (Module 3) и уникальными природными объектами (Module 10), осваивают правила активного отдыха на природе (Modules 4, 8), анализируют проблемы окружающей среды в своем микрорайоне и пытаются найти пути их решения (Module 8), приобретают первые навыки правильного питания (Module 9).

Третий этап — старшая школа (10–11 классы). На этом этапе углубляются экологические знания, обсуждаются и анализируются глобальные и региональные проблемы природопользования, ведется поиск их решений.

Возьмем для примера учебник для 10 класса. Учащиеся знакомятся с процессом переработки отходов и осознают необходимость их сортировки (Module 1), осваивают правила сохранения и поддержания чистоты воздуха в помещении (Module 2), расширяют список животных, находящихся под угрозой исчезновения (Module 3), учатся экономить природные ресурсы и сохранять уникальные природные объекты (Modules 4, 5, 7, 8), приобретают навыки правильного питания и рационального земледелия (Module 6).

Экологическое воспитание будет успешным, если оно будет осуществляться не только на уроках, но и во внеурочное время. Ученику важно ощутить результативность овладения английским языком, возможность его практического применения. Возможность связать деятельность на иностранном языке с другими видами деятельности (познавательной, учебно-трудовой и т. д.) дает проектная деятельность. В свою очередь, успешность проектной деятельности определяется ее тематикой, возможностью заинтересовать учащихся, найти отклик в их душе.

Тематика проектов, предлагаемых УМК «Английский в фокусе», всегда апеллирует к интересам учащихся и их личному опыту. Это позволило мне предложить учащимся 11 класса следующую тему проекта:“TheNaturalParkBittsevskyForest: PagesofHistory, Geography, WildlifeandEcologicalProblems” («Природный парк Битцевский лес: страницы истории, география, природа и экологические проблемы»). Тема оказалась интересна учащимся, т. к. наша школа территориально примыкает к Битцевскому парку, который является излюбленным местом отдыха жителей нашего микрорайона. В зимнее время в парке проходят уроки физкультуры учащихся нашей школы. Учителя и ученики принимают активное участие в экологических акциях по охранению парка (субботники, изготовление и размещение своречников, разъяснительная работа среди жителей микройрайона).

По своему типу это информационный проект, интегрирующий следующие науки: история, география, биология, литература, социология, английский язык.

Целью проекта было привлечение внимания общественности к уникальному объекту —Битцевскому лесопарку, его проблемам, осознание его значимости, знакомство с его историей.

Проект выполнял следующие задачи:

  1. Обучающие:
  • совершенствование навыков проектной деятельности;
  • актуализация языкового материала по темам «Природа», «Охрана окружающей сред», «Город»;
  • развитие коммуникативной компетенции.
  1. Развивающие:
  • развитие познавательной и речевой компетенций;
  • развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
  1. Воспитательные:
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину, сопричастности к ее настоящему и ответственности за ее будущее;
  • повышение мотивации к изучению английского языка;
  • развитие навыков сотрудничества.

Анализ и проблематизация

Захотелось узнать историю созданию парка и усадеб, находящихся на его территории, изучить его природу и обитателей, привлечь внимание к его проблемам и найти пути их решения.

Для работы над проектом потребовалось повторить лексику по темам «Природа», «Охрана окружающей среды», «Город», систематизировать знания по грамматике, совершенствовать монологическую и диалогическую речь.

Замысел и целеполагание

В ходе обсуждения было решено:

  • узнать историю образования парка и усадеб, находящихся на его территории;
  • изучить растительность парка и понаблюдать за животными и птицами, обитающими в     парке;
  • выявить проблемы парка и определить пути их решения.

Организация и реализация

Работа над проектом осуществлялась по плану:

Сентябрь: определение темы, целей, задач, типа проекта и конечного результата.

Октябрь: планирование работы, выбор формы презентации результатов, поиск источников информации, уточнение информации, фотосессия.

Ноябрь–декабрь: анализ полученных данных, выполнение проекта, обсуждение промежуточных результатов, фотосессия.

Январь–март: подготовка доклада, презентации.

Апрель: регистрация на участие в конференции «Наш дом — Земля», выступление на конференции, анализ результатов.

Результат

Выступление прошло успешно. Проект привлек интерес участников конференции, которые высоко оценили качество работы, собранный материал.

Продукт

Результатом проектной работы стало создание презентации и выступление на окружной конференции «Наш дом — Земля».

Образовательный результат

Учащиеся гордятся близостью к уникальному природному объекту, сопричастностью к его сохранению. В результате работы над проектом получила развитие социокультурная компетенция учащихся. Их знания английского языка получили практическое применение.

Рефлексия

Рефлексия проводилась на каждом этапе проектной работы, определялись возможные стратегии дальнейшего развития проекта. Проектная работа вызвала живой интерес аудитории (жителей микрорайона, учителей, учащихся) на конференции.

[links&resources]

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки Российской федерации. М: Просвещение, 2011
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Министерства образования и науки Российской федерации. М: Просвещение, 2013
3. «Что такое учебный проект?», Ступницкая М.А., М: Первое сентября, 2010
4. «The Open House Day», Целищева М, Миненко М., М: Первое сентября, фестиваль исследовательских и творческих работ уч-ся «Портфолио ученика», 2012-2013 гг.
5. УМК «Английский в фокусе», 10 класс, О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс, М: Express Publishing: Просвещение, 2015
6. УМК «Английский в фокусе», 6 класс, Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс, М: Express Publishing: Просвещение, 2012
7. УМК «Английский в фокусе», 4 класс, И.Н. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс, М: Express Publishing: Просвещение , 2013

1 Comment »

Марина Леонидовна Баева:

Уважаемая Елена Олеговна! Нет списка используемых источников в Вашей работе.
См. работу ученицы Вороновой ольги 2010-2011 уч.г. в Издательском Доме «1 сентября» http://project.1september.ru/works/590210

15 Февраль 2016 | 20:25
Оставить комментарий

Комментарий

..