«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

КАК СОКРАТИТЬ ВРЕМЯ НА СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА

Пятница 11 Декабрь 2015

В последнее время я слышу очень много споров по поводу подготовки учителя к уроку по новым требованиям, необходимости прописывания УУД в конспекте урока. И всё же я считаю, что составление технологической карты урока «с умом» позволяет организовать более эффективный учебный процесс. Да, на начальном этапе планирование урока «по-новому» занимало у меня много времени (около 2 часов на один урок), пока я не придумала, как можно составлять такую карту быстрее.

настроение: рабочее

ключевые слова: УУД, Федеральный государственный образовательный стандарт, технологическая карта, современный урок, помощь учителю

город: Симферополь, Республика Крым

e-mail: annamozhayskaya@rambler.ru

Не могу не согласиться с мнением, что подготовка к уроку в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения, а именно составление технологической карты урока, позволяет организовать более эффективный учебный процесс. Однако на начальном этапе планирование урока «по-новому» занимало у меня много времени (около 2 часов на урок!), пока не была выработана наиболее удобная форма и не прописаны возможные параметры урока.

Да, я перечитала много методической литературы в интернете, нашла много примеров технологических карт, но ни одного конкретного пособия по созданию карты урока. Поэтому решилась написать о своём опыте. Отобрав и обобщив найденную информацию, я адаптировала таблицу, список этапов урока, шаблоны целей, задач и т. д. Составляя очередную технологическую карту урока, теперь просто копирую и переношу необходимую мне информацию в следующую таблицу:

Этап Цель Содержание
урока
Используемые
методы, приёмы, формы
Формируемые УУД Результат сотрудничества Средства
обучения
    Действия
учителя
Действия
обучающихся
       
               

В начале технологической карты необходимо прописать «шапку».

Шаг 1: Заполнение «шапки»

Класс:

Тема урока:

Базовый учебник:

Шаг 2: Определяем место урока в теме, его цели (прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока) и задачи.

Цель (например):

  • организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению структур приветствия/прощания;
  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению букв алфавита А, В, С, познакомить с понятием транскрипции;
  • организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита;
  • организовать деятельность учащихся по изучению лексики по теме «Семья», структуры «He has got…».

Задачи :

  • Образовательная (познавательная, когнитивная). Пример описания: формировать общеучебные умения и навыки (умение сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать), расширять словарный запас обучающихся посредством знакомства с новыми словами…
  • Развивающая. Пример описания: развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися, совершенствовать навыки чтения и произношения изученных слов; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, ситуации, способствующие развитию умений анализировать, условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное, условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов; содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях, способствовать развитию волевых качеств учащихся, развитию умений творческого подхода к решению практических задач, развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления.
  • Воспитательная. Пример описания: создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, осознанию ценности физического здоровья, содействовать развитию интереса к изучению иностранного языка, содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.

Задачи могут повторяться из урока в урок и это нормально — ведь мы не можем развить внимание, улучшить память или мотивировать к изучению за один урок.

Тип урока (пример): урок изучения нового, урок закрепления знаний, урок комплексного применения знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и оценки знаний (или урок формирования речевых навыков, урок совершенствования речевых навыков, урок развития речевых умений).

Теперь переходим непосредственно к заполнению таблицы.

Шаг 3: Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. Тут же можно прописать и языковые аспекты (фонетика, лексика, грамматика), и виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо, чтение), чтобы проследить последовательность и логичность.

Этапы урока:

  1. Мотивационно-вступительная часть (5-10 мин).

1.1 Организация начала занятия: приветствие, разминка

1.2 Подготовка к основному этапу занятия (Обеспечение мотивации учебной деятельности — целеполагание)

1.3 Проверка выполнения домашнего задания

  1. Операционно-познавательная часть (30-35 мин)

2.1 Усвоение новых знаний и способов действий

2.2 Первичная проверка понимания

2.3 Закрепление знаний и способов действий

2.4 Обобщение и систематизация знаний

2.5 Контроль и самопроверка знаний

  1. Рефлексивно-оценочная часть (5—10 мин)

3.1 Подведение итогов занятия

3.2 Рефлексия

3.3 Информация о домашнем задании

Обязательно включить физминутку (на 20—25 минуте), а лучше две (на 12 и 22 минуте).

Шаг 4: Прописываем цели каждого этапа, например: усвоить, закрепить, обобщить и т. д.

Шаг 5: Содержание урока — действия учителя и действия учащихся.

Шаг 6: Используемые методы (репродуктивные, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные), а также приёмы, формы работы обучающихся (индивидуальная, коллективная, в парах).

Шаг 7: Формируемые УУД.

  1. Личностные УУД:
  • формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;
  • формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;
  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;
  • формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
  1. Регулятивные УУД и виды деятельности:
  • способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);
  • способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;
  • умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений в два и более действий);
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений);
  • умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);
  • умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи);
  • готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).
  1. Познавательные (общеучебные) УУД:
  • поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность)
  • знаково-символическое моделирование (построение чертежей, схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись формул)
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами);

Познавательные (логические) УУД:

  • анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.
  1. Коммуникативные УУД:
  • умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения)
  • умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);
  • умение договариваться, находить общее решение (работа в парах, группах);
  • понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов),
  • уважение к другой точке зрения,
  • умение доказывать свою позицию,
  • согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, группах, проектная деятельность).

Шаг 8: Результат сотрудничества должен быть согласован с поставленными задачами каждого этапа урока.

Шаг 9: Прописывайте средства обучения так, чтобы вы могли видеть сразу все, что вам понадобится на данном этапе.

Теперь мы сохраняем на компьютере макет карты с пустыми колонками и строками и заполняем уже подготовленной информацией. Надеюсь, вы сможете существенно сократить время на подготовку к уроку по новым требованиям.

Примеры моих технологических карт:
Технологическая карта урока английского языка. Тема урока: Appearance

Технологическая карта урока английского языка.
Тема урока: My Favorite Fairy Tales’ Heroes

1 Comment »

Надежда Георгиевна:

Уважаемая Анна, спасибо за интерес к составлению технологической карты урока английского языка. Согласна с Вами, что это облегчает подготовку к уроку.Но у меня есть несколько предложений к Вашей технологической карте:1)необходимо прописать образовательные результаты урока; 2) структура урока должна соответствовать выбранному учителем типу урока; 3) цель каждого этапа урока писать не обязательно (для анализа открытого урока — да); 4)в Вашей технологической карте еще одну графу написать «задания для учащихся, которые приведут их к планируемым результатам урока»;5)цель урока записывается существительным, а планируемые результаты глаголами. Это мое личное мнение. Удачи в Вашей дальнейшей работе по совершенствованию урока английского языка!

12 Декабрь 2015 | 19:02
Оставить комментарий

Комментарий

..